Классный час Чувство взрослости


Зачётное внеклассное мероприятиеТема мероприятия: «Что такое взрослость? Как вы её понимаете?»
Форма мероприятия: нравственная дискуссия и практикум с учениками
Цель мероприятия: нравственное воспитание учащихся, формирование здорового образа жизни. 
Задачи мероприятия:
Образовательная: Обсудить с учениками понятия «ответственность», «свобода», «совесть», «взрослость», определить их содержание и значение для человека;
Воспитательная: Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека в различных жизненных ситуациях;
Развивающая: развить нравственную позицию учащихся
Основные понятия: «взрослость», «ответственность», «свобода», «совесть»
Психологические основы воспитания учащихся при проведении мероприятия: данное мероприятие формирует знания о взрослости, как проявляется чувство взрослости, формирует чувство ответственности.
Используемые методы и приемы воспитания: Методы формирования сознания личности
Наглядное оформление и техническое оснащение: презентация PowerPoint, записи на доске
Подготовительная работа:
Написать тему классного часа
Парты сдвинуть, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в группах;
Подготовить карточки для групп;
На столах групп лежат чистые листы по количеству учащихся;
Компьютер, проектор
План проведения мероприятия:
1.Вступительное слово учителя
2.Обсуждениепонятия
3.Работа в группах
4.Рефлексия
Ход проведения:
1. Вступительное слово учителя.
Я думаю вас заинтересовала тема сегодняшнего классного часа. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор данной темы?
Многие из вас уже считают себя взрослыми. Не так ли? Вы стараетесь соответствовать какому-либо стилю. Считается, что взрослые люди - свободны в своем выборе. Поэтому многие из вас считают вправе игнорировать правила внутреннего распорядка: не хотят дежурить в кабинете, объяснение тому простое: мы же пришли сюда учиться, а не мыть полы, Ответственны ли вы за свои поступки и суждения?
Таким поведением многие из вас стараются приблизиться к миру взрослых. Хотя развитие взрослости может протекать по-разному. Это зависит от того, на какие образцы люди ориентируются, приобретая черты взрослого человека.
2. Обсуждение понятия.
Что же такое взросление? (ответы детей)
Взросление означает приобретение навыков, которые позволят человеку стать равноправным, независимым членом взрослого общества. Подростки стремятся достигнуть эмоциональной свободы от родителей и других взрослых, выбрать подходящий карьерный путь и стать финансово независимыми, а также выработать собственную философию, моральную идеологию жизни, социальное поведение.
Взросление — это способность адекватно понять самого себя, понять, описать то что с нами происходит. (презентация. Сл.2)
Как оно происходит и какие существуют факторы, влияющие на взросление?
Факторы, влияющие на взросление?1. Экстремальные ситуации2. Личная жизнь, ответственность за других3. Психоактивные вещества4. Мнение близких и дорогих людей5. Социальный фактор (образ жизни, молодежные объединения, группировки и т.д.)6. Биологические факторы (физическое развитие)7. Особенности воспитания8. Определение целей.
Когда человек взрослеет, как это выражается? Выражается это: 1) Тем, что человеку уже всё равно, насколько наворочен телефон. Главное, чтобы звонил (всем известная истина); 2) Тем, что убирается ник Вконтакте; 3) Тем, что стоит целая фотография, а не коллаж; 4) Тем, что нет надписей на фото; 5) Тем, что и сам сайт со временем посещается раз в несколько дней, потому что общество живых людей, настоящих, куда приятнее; 6) Тем, что человек снимает с себя кеды, ленточки, значки, пирсинги (остаётся максимум два, и то, гармонично вписывающихся в общую картину) и облачается в одежду, в которую бы раньше никогда не оделся; 7) Тем, что если человек не любит себя, он начинает себя любить и жить для себя.
Рассмотрите таблицу психолога Эрика Бёрна. (презентация, сл.3)
Мотивация поступков
Родитель Должен, обязан
Взрослый Целесообразность, полезность
Дитя Хочу, не хочу
-Сделайте вывод, что должно управлять вашими поступками, чтобы они были поступками взрослого человека.
3. Работа в группах
Давайте разделимся на 3 группы. Вы- первая группа, вы- вторая группа, и вы- третья группа.
Перед продолжением нашего разговора предлагаю определить правила дискуссии. Ваша задача договориться и выбрать из предложенного списка нужное.
Правила общения: (презентация, сл.4)
* С уважением относиться друг к другу.
*Стараться высказаться самому.
* Любое мнение заслушивать внимательно.
*Игнорировать мнение другого.
* Пока один говорит, все его слушают.
* О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
*Начинаете громко и спонтанно высказываться.
Давайте в продолжении беседы мы будем следовать этим правилам.
Задание 1. Предлагаю составить коллективный портрет успешного взрослого человека. На составление портрета-2 минуты.
(Проверка портрета)
Задание 2. Какие ассоциации возникают у Вас со словами: (учитель записывает ответы учащихся на доске)
«ответственность»

«свобода»

«совесть»

Попробуйте дать им определения, объяснить их максимально доходчиво (презентация, сл.5)
Отве́тственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.
Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают.
Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
Задание 3. Составьте правила поведения взрослого человека. На исполнение 4 минуты.Презентация правил каждой группой.
-Вы согласны с этими правилами? А выполнять их по силам нашей группе? 
Задание 4. А теперь пользуясь своими правилами разрешите следующие ситуации.
1 группа: ваш друг обиделся на вас за то ,что вы не пошли с ним в кино. На исполнение 3 минуты
2 группа: ваши родители не разрешают вам гулять допоздна. На исполнение 3 минуты
3 группа: учитель часто делает вам замечания. На исполнение 3 минуты
4. Рефлексия
Сегодня мы с вами говорили о таком понятии, как взросление.
По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами.
Мы можем выделить следующие черты: (презентация, сл.6)
Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.
Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.
Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.
Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.
Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.
Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.
Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.
Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.
Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.
Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:
Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.
Ответственность – отвечает за собственные действия.
Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.
Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.
Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.
Допишите недописанные предложения.
Взрослость-это…Я постараюсь изменить:в настоящем_______________________________________________________
в будущем_________________________________________________________

Спасибо вам за общение. Надеюсь, что наш разговор будет полезным для становления вашей личности.
Форма проверки результата: письменная и устная проверка
Использованная литература:
1. Анпилов А. Остров сокровищ / Библиотека в школе. – 2006. - № 1 (1-15 января).
2.Иванов В. Позитивное взросление./ Читаем вместе. - № 1.
Интернет-ресурсы
http://uchi.ucoz.ru/publ/klassnye_chasyhttp://schooltask.ru/http://nsportal.ru