Урок литературного чтения 1 класс по теме: Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева о весне


Урок литературного чтения
Тема: Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева о весне
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной*.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний, постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебника.
Отгадайте загадку: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)
– Перечислите весенние месяцы.
– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)
– Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника.
– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
II. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
2. Отработка навыков чтения.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
– Прочтите целыми словами:
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки:

3. Чтение диалога автора с учениками.
Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).
Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» .– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.
4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».
Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.
– Какие признаки наступления весны вы знаете?
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
– Объясните значение слов:
Сени – прихожая в избе.
Краше – красивее.
Милей – больше всего нравится.
– Какое настроение передаёт автор? – Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?
– С какой просьбой обращается автор к ласточке?
– Прочтите стихотворение выразительно.
Физкультминутка
III. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.
– Прочтите фамилию автора.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься
– Объясните значение этих слов.
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение? – О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка? – Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».
– О каком растении рассказал поэт? – Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения.
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
– Прочтите выразительно стихотворение «Весна». – Чем отличается стихотворение от сказки?
3. Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Игра «Песочные часы».
– Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните её значение:
• Весна да осень – на дню погод восемь.
Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.