Конспект + презентация по русскому языку на тему Подлежащее. Способы выражения подлежащего ( 8 класс)

МБОУ «Западнодвинская СОШ№1»







УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

И СЛОВЕСНОСТИ
(открытый урок в 8а классе)














Богданова Т.В.
учитель русского языка
и литературы





Тема урока: Подлежащее. Способы выражения.
( на литературном материале, связанном с жизнью и творчеством И.А. Бунина)
Цели урока: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения; учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав; показать на примере подлежащего явление субстантивации слов;
Задачи урока: развивать чуткое отношение к родному языку, слову;
воспитывать интерес к художественной литературе в её лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства; развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.




Оборудование.
Высказывания о русском языке.
Портрет И.Бунина; стенд «Бунин – знаток души каждого слова»;
Дидактический материал – поэтические строки Бунина.
Таблица «Способы выражения подлежащего»
Индивид. задания
а) культуроведческий комментарий;
б) чтение наизусть отрывка из поэмы «Листопад»;
в) этимологический этюд « Лапоть»
г) образ странника ( лапти, клюка)
6. Месяцеслов. 25октября –день Прова.
7. Антоновские яблоки.










ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА
БУНИН -ПРЕКРАСНЫЙ ЗНАТОК ДУШИ КАЖДОГО СЛОВА
М.Горький
ПОРТРЕТ
писателя




ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953гг.)
НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МАСТЕР ПЕЙЗАЖА

ПРИЗНАННЫЙ МАСТЕР ПРОЗЫ

ПЕВЕЦ ОСЕНИ, ГРУСТИ И ДВОРЯНСКИХ ГНЁЗД

ВЕЛИЧАЙШИЙ МАСТЕР СЛОВА

ВЕРНЫЙ РЫЦАРЬ ПОЭЗИИ


« Решением Шведской Академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия за этот год присуждена Ивану Бунину за правдивый артистический талант.»
Из официальной хроники.


Советы библиотеки

Лирика. «Сумерки»,
«Последний шмель», «Ночь печальна»,
«Воспоминание», «Я опять одинок».
Проза.


Любить чтение – это обменивать часы скуки
на часы большого наслаждения.
Монтескьё
(Монтескьё Шарль Луи (1689-1755)-французский просветитель ,философ)


Оформление доски
ДАТА
Классная работа
Подлежащее. Способы его выражения.
ЗН

МЕСЯЦЕСЛОВ Умейте же беречь
наш дар бесценный –речь.
25октября- День И.Бунин свя святого ПРОВА
ОКТЯБРЬ Высказывания о языке
ГРЯЗНИК Относитесь к русскому языку бережно и любовно.
ПОЗИМНИК Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется мир
СВАДЕБНИК безграничных радостей, ибо безграничны сокровища
русского языка.
Месяц ненастья –
начало семейного счастья. В.Луговской
Весной ведро дождя,ложка грязи; Да будет же честь и слава нашему языку, который
осенью ложка воды,ведро грязи. как горная величественная река-шумит, гремит –
и вдругсмягчается, журчит нежным ручей (расп ( расположить на свободной части доски) и сладостно вливается в душу
Н. Карамзин








Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок начнём замечательными словами о русском языке.. Русский язык - это национальное достояние, и он нуждается в нашей защите, внимании и заботе.
- Относитесь к русскому языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка,- слова поэта В. Луговского.
_ Да будет же честь и слава нашему языку, который как горная величественная река – шумит, гремит – и вдругсмягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу (Н.Карамзин)
- А красной нитью через весь урок пройдут слова Ивана Алексеевича Бунина. Они станут эпиграфом нашего урока:
Умейте же беречь
Наш дар бессмертный –речь.
И. Бунин

2.- Откройте тетради. Запишите дату. ( 25 октября)
Тема урока «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
( Эпиграф запишем ( оформление)).
Этот языковой материал изучим на литературном материале, связанном с жизнью и творчеством
Ивана Алексеевича Бунина – русского писателя, поэта.
Целевую установку урока отразили в рубриках «Знать», «Уметь».
В конце изучения темы должны
знать: уметь:
- способы выражения -находить грамматическую ос-
подлежащего нову предложения;
- находить подлежащее и опре-
делять его состав.

- А ещё прикоснуться к творчеству писателя, проникнуть в удивительный мир, полный особой прелести и поучимся у него прекрасному русскому языку. А он поможет нам полюбить землю « до боли в сердце».
- А какую цель ставите перед собой вы, когда идёте на урок?

II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос..
Цель: повторить основные теоретические положения
-Назовите раздел в науке лингвистике, в котором работаем?
- Что является единицей синтаксиса?
-Чем предложение отличается от словосочетания?
( §161 ( единица общения; имеет грамматическую основу, выражает законченную мысль; характеризуется интонационной законченностью.
Средство выражения мысли.)
III.Переход к теме урока.
- Широкая тема . ( Простое предложение)
- Тема нашего урока – тема узкая.
Обратимся за помощью к Ивану Алексеевичу Бунину.
Бунин, о Бунине, с Буниным.
Работа со стендом.
- Вглядитесь в лицо этого человека – серьёзное, строгое. А глаза – задумчивые и проницательные.
Л. Проницательные –остро подмечают, быстро разгадывают, наблюдательные)
- Наша великая литература, рождённая русским народом, породила славного писателя. Он вышел из недр, он кровно-духовно связан с родимой землёй, с русской природой ( с полями. С солнцем, снегами, грозами, барскими усадьбами, с яблочными садами) – со всей красотой и богатством родной земли. Всё это впитано им, влито в творчество чудеснейшим инструментом, словом- родной речью. Его перу подвластна не только поэзия, но и проза.

индивидуальное задание. Культуроведческий комментарий
-Какую информацию почерпнули?
(первый русский писатель , получивший Нобелевскую премию)
( В.В.Путин во время первого визита во Францию преклонил колено перед могилой русского классика)
- Итак, Бунин – это(уч-ся составляют предложения, используя материал стенда.)
-Эти образные определения употребляются вместо слова Бунин.
-Какой стилистический приём лежит в основе создания этих названий?
( ПЕРИФРАЗА)
Задание: запишите предложение о Бунине, используя перифразу. Объясните знаки препинания. Чем выражено подлежащее?
3)Запись предложения для синтаксического разбора.
Цель: повторить синтаксический разбор предложения;
развитие научного стиля уч-ся, используя ориентиры, помогающие логически выстроить ответ.
Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногой.
-Назовите все имеющиеся «трудности» в написании слов( можно сгруппировать орфограммы)
- С чего начинаем разбор предложения?
( с грамматической основы, с главных членов предложения)
-Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?
Мыслить- всегда значит отвечать на вопрос почему?
(Называют тему, о чём говорится, что сообщается о предмете)
-Зачем мы находим главн. чл. предложения?
(помогают увидеть то, о чём говорит автор, а второстепенные члены уточняют, дополняют картину)
-Это фундамент, ядро, «скелет» предложения, основа.
Можно ли эти слова назвать синонимами7
(это контекстуальные синонимы)
-На этом фундаменте и строим «воздушные» замки образов и впечатлений. От слов на бумаге к нашим представлениям о реальном мире.
-Итак, подлежащее листва.
-По каким признакам вы определили, что именно это подлежащее.
Докажите, что листва – это подлежащее.
-Ответим в соответствии с каким типом речи? Какого стиля? Особенности стиля?
( точность, наличие вводных слов, терминов)
-Как строится?
ТЕЗИСАРГУМЕНТЫВЫВОД
(Во-первых, обозначает предмет речи, во-вторых выражено сущ. в и.п., в –третьих, согласовано со сказуемым)
- Есть дополнения к ответу?
IV Погрузились в тему. Это был 1-ый этап. Этап повторения известного.
-Однако, только ли им. сущ-ные могут играть роль подлежащего?
-Проверим выполнение домшнего задания.
Цель: проверить умение самостоятельно работать с учебником, усваивая его содержание.
-Работали над §168 и составляли опорную таблицу
«СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
мест.в и.п. инф. цельное словос-ние любая ч.р.
прил., прич.,
нар., числ..
(перех. в разряд сущ.)
- Подробнее о способах выражения цельными словосочетаниями
(для сильных уч-ся повторить п. 160)
Цельные словосочетания со значением13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
избирательности совместности с количественным
(в схему прелог из) (предлог с) ( с главным словом числит.)
-НОВОЕ. Разговор о подлежащих в придаточных предложениях.
-Чем союзное слово отличается от союза?
Запишем предложение.
отн.мест.
[Бунин – писатель],( который в своих произведениях отразил красоту и
-------------- -----------
силу русской нации).
Отразил ( историч. корень- раз- - в знач. «резать», «рубить»)
-Какое предложение по строению?
(сложное, союзное, СПП)
. Ввожу новый термин
СУБСТАНТИВАЦИЯ! – явление, когда причастие или прилагательное выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного.
-Выполнили поставленную цель? Какую?
V. Закрепление
Цель: уметь находить подлежащее, определять способы выражения.
-Достаточно ли знаний для выполнения практической части?
Напомним о конкурирующем члене предложения.
(дополнение в форме винительного падежа)
-Итак, учимся находить подлежащее, выраженное различными способами, способствующее созданию образной поэтической картины.
- Перед вами поэтические акварели Бунина.
Акварели, написанные стихами.
Прекрасное бунинское «мыслеёмкое» слово распахивает свою неповторимую душу. Прекрасные образцы красивой речи. Это речь писателя, человека, страстно желающего вступить с нами в беседу, рассказать о том, что взволновало, что пережил.
Цель: учимся слушать и слышать собеседника.
(Задания дифференцированы на «4» и на «5»)
« БУНИН – ПРЕКРАСНЫЙ ЗНАТОК ДУШИ КАЖДОГО СЛОВА»,- сказал Горький.
-А сейчас звучит поэзия Бунина.
Пусть ваши души озарятся её светом.
Выразительное чтение стихов.
Какие средства помогают поэту выразить свои мысли, создать поэтические образы.
Найти подлежащее, определить способ его выражения.
(задание выполняется устно; письменная работа планируется на дом)
Вывод: Какие способы выражения подлежащего встретились .

VI. –Сегодня 25 октября – день святого Прова, крестьяне наблюдали за звездами и гадали по ним о погоде и будущем урожае. Октябрь в народе называется ГРЯЗНИК.
(На доске пословицы – читаем их)
-И в самом деле характерны большая грязь, распутица, бездорожье.
Великолепно об этом времени пишет Бунин
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
- А ведь совсем недавно лес выглядел другим. Праздник осени описан Буниным в поэме «Листопад». Осень печальная, грустная, прозрачная, светлая.
Индивид. задан. (чтение наизусть, словарная работа ( шугай –устар. сл. –старинная женская одежда в виде короткополой кофты с рукавами; горностай-ценный мех)
- Почувствовали «аромат» бунинского слова?
-Какие строки кажутся более выразительными? Запомнили «мыслеёмкие» слова?
VII Работа по теме урока.
Запись предложения.
Как увядающее мило! (причастие выступает в роли подлежащего и приобретает признаки существительного)
- Найти подлежащее. Как называется это явление?
(субстантивация)
VIII. Исследование одного слова. Выяснение этимологии слова.
Цель: способствовать формированию интереса к слову, развивать умение «думать» о словах; познать себя как представителя русской нации.
-Бунин написал глубокое по мысли стих-ние «Слово»(1915г.)
Молчат гробницы , мумии и кости.
Лишь слову жизнь дана.
Всё тленно. Слово живёт, звучит, животворит.
Прислушаемся к слову, проникнем в тайны слова «лапти». И это не случайно. ( Рассказ «Лапти» Бунин.)
- Всколыхнём в себе русские корни. Это поможет нам сделать персонаж. Он пришёл из той страны, где русский дух, где Русью пахнет!
Индивид. зад. Этимологический этюд «Лапоть»
- Это всё фольклор, народная мудрость, а в Толковом словаре С.И. Ожегова написано: «Лапоть- плетёная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги». Обувь простая, этимология рассыпчатая. Возможно, читала я в занимательном этимологическом словаре Волиной – слово ЛАПОТЬ произошло от лапа, а возможно , является производным от лапЪ – «тряпка», «заплата». Вспоминаем, лапти плели – заплетали (похоже на заплаты) из лыка. Получается , «лапоть –обувь из лыка»
Л.р. Лыко- внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (липы), кусок, полоса такой коры.
Лыка не вяжет ( не может связно говорить)
Не лыком шит ( о человеке, не лишённым способностей, знаний, умения себя держать.
IX. Продолжение работы по теме.
1.Запишем.
фраз.оборот
Звонить в лапоть – шататься без дела.
_________________
-Чем выражено подлежащее?
2. Бунинские рассказы, повести живут в сердцах читателей. Советую воспользоваться советами библиотеки ( на стенде)
3. Запишем.
гл. в инф.
Читать – значит постигать прекрасное.
гл.в инф.
Любить чтение – это обменивать часы скуки на часы большого наслаждения.
(Монтескьё)
- Чем выражено подлежащее?
X. Итог урока.
- В ходе урока: познакомились.
научились..
«думали» о слове., проникли в его тайну,
восхищались языком, испытывали радость.
Умейте же беречь наш дар бессмертный - речь!
XI Дом. зад.
1)продолжить работу с поэтическими текстами Бунина ( задания указаны)
2) творческое задание : написать лингвистическую миниатюру «Родилось слово», «Биография слова» , «Ах, до чего чудесно наше русское слово.». ( слова для исследования : « яблоко», «деревня»).
XII Заключительный эмоциональный момент урока.
индив.зад.( 2 мальчика)
- И до чего это чудесно наше русское слово –ЯБЛОКО.
- Весёлое, янтарное, с красными опоясками, в веснушках.
- А у Бунина антоновское.
- Дорогие гости! Угоститесь яблочком и упивайтесь запахом мёда и осенней свежести.