Конспект урока по ИЗО Символ птицы в разных культурах 5 класс

Пояснительная записка

Предмет: изобразительное искусство.

Тема: «Анималистический жанр. Изображение животных и птиц в графике и живописи.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и способов деятельности.

Вербальные приёмы учебного диалога:
- постановка открытых вопросов;
- анализ и самоанализ практической деятельности;

Предполагаемый результат:
- умение учащихся вести диалог в малых группах;
- взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата;
- умение изображать птиц графически и с помощью цвета передавать характер оперения;

Межпредметные связи:
- математика;
- история;
- литература;
- музыка;

Цели урока:
Образовательная
– познакомить учащихся с особенностями анималистического жанра, творчеством художников – анималистов;
- углубить знания учащихся об общем и индивидуальном в строении тела птицы;
Развивающие
- развитие зрительной памяти;
- развитие графических умений, творческого воображения и образного мышления;
Воспитательные
- воспитывать чувства любви к природе, взаимопомощи, прививать аккуратность.

Зрительный ряд:
- иллюстрации животных и птиц;
- произведения художников-анималистов: Евгения Ивановича Чарушина, Валентин Серов, Василий Александрович Ватагин, Алексей Степанов.
Литературный ряд: стихи о птицах.
Музыкальный ряд: звуки леса, клип «Журавлик».
Ход урока.

I Организационный момент.

- Что изменилось в классе?
- Что будем делать сегодня на уроке?
- Изображение птиц и животных относят к особому жанру. Послушайте какому.

II Вступительная беседа. (слайд )


Если на картине лоси нарисованы,
Или собрались, встречая осень к перелёту журавли,
Или как живут пингвины в стуже антарктической.
Знай, что жанр такой картины –
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.

- Сформулируй те определение понятия АНИМАЛИЗМ.
- Как будут называть художников, изображающих на своих произведениях животных?
(слайд )

Уч. – Где и когда мы впервые встречаемся с изображениями животных?

Уч-ся.- Изображение животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Ещё первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты.

Уч. – Действительно анималистический жанр в изобразительном искусстве зародился в древности. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре.
- А в наши дни, где мы встречаем изображения животных?

Уч-ся. – В книгах о природе, сказках, баснях.

Уч. – Интересные рисунки к басням Крылова выполнил великий русский художник В.Серов.
- Какие басни проиллюстрировал художник?
- Какими изображает он героев?

Уч-ся.
- «Волк и Журавль», «Ворона и Павлин», «Квартет».
- Художник изображает героев с человеческими характерами.
Уч. – Е.Чарушин писал о лесе и его обитателях. К своим произведениям выполнил множество иллюстраций. Вот одна из них. «Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? Устал и сел».
- Каким изображает его художник?

Уч-ся. – Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски широко раскрытые глаза и немного удивлённые.

Уч. – С особым уважением люди относились к птицам.
- Как вы думаете почему?

Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!

Уч-ся. – Птицы приносят людям пользу, человек не мог подняться в небо, не мог его изучить, и считал птиц божественными существами.

Уч. – С образом птиц связано много легенд.
- что известно вам о петухе?

Уч-ся. – Чёрный петух олицетворял пограничное состояние перехода Солнца от дня к ночи. Петухи светлых и красных оттенков встречали солнце на утренней заре.

Уч. – Лебедя считали солнечной птицей.

Уч-ся. – Германцы считали, что лебеди могут предсказывать будущее. На Руси девушек называли лебёдушками. В русских сказках Василиса Премудрая того же роду племени. Лебедь малый занесён в красну книгу Ростовской области.

Уч. – У представителей разных культур и народов журавль всегда занимал почётное место священной птицы, он являлся символом счастья, любви и здоровья.
- Какое время года изобразил художник? Какие средства художественной выразительности использует для передачи ранневесеннего состояния природы?
- Куда устремлены взгляды детей?

Уч.- Автор этой картины очень часто вспоминал уже далекое детство - какие-то особые весенние запахи и неудержимый подъем, неизъяснимый трепет таинственного и радостного бытия, рвущегося навстречу предстоящей жизни. Весной прилетают птицы. Вся природа оживает. В сквозных рощицах, по сырым местам раскрываются лютики и калужницы. Из травы выглядывают звездочки гусиного лука. Всюду желтый цвет, особенно живой и теплый в апреле, сколько в нем устремленности, энергии и словно чувствуется родство с солнцем. Земля видна в первозданной открытости и доверчивости, легко видимы все ее закуточки и потаенные места. Пусть от вида такой ухоженной земли блаженно займется сердце у пролетающих в небе журавлей.
На следующем уроке нам предстоит выполнить тематический рисунок.

- Рисовать птиц очень трудно. Как вы думаете, почему?
Художник должен обладать острым зрением, хорошей памятью.
Я предлагаю вам выполнить физминутку для глаз.

III Физминутка. (слайд )


Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!

VI Практическая работа.

Теперь внимательно посмотрите на птиц и скажите, чем они похожи и чем отличаются?
Уч-ся. Птицы имеют одинаковое анатомическое строении. Отличаются размерами, формой тела, головы, шеи, лап, а также оперением.

Уч. – Положите лист горизонтально, разложите на столе геометрические фигуры. Определите с помощью каких фигур можно нарисовать петуха и лебедя? Можно совещаться с товарищем, выбранное решение проиллюстрируйте на листе.
Рисуют петуха.

- У нас получился линейный рисунок, плоское изображение. У кого возникли трудности при выполнении рисунка, поднимите руки. Что не получилось?

- Подскажите, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать характер оперения? (цвета, различных мазков).
- Сейчас я открою несколько секретов.
Первый секрет. Цветная лента.
Положите лист горизонтально. Разведите несколько красок разных цветов на вашей палитре, и крупной кистью, которая удержит больше краски и позволит вам создать более длинный мазок. Пропитайте краской кисть и от начала края вашей бумаги начинайте рисовать волнообразную линию поперек листа. Строго сохраняйте ширину мазка.
Следующую линию тянем, придерживаясь изгиба предыдущей нарисованной линии, следуем параллельно. Ниже второй рисуем третью.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Второй секрет. Тонкий и Толстый.

Начинаем с края бумаги. Нежно тянем изящную линию кончиком кисти.
Далее увеличиваем давление на кисть, чтобы линия стала толще, затем уменьшаем давление, пока линия не утончится снова.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рисуем линию с толстыми и тонкими переходами.
Промойте вашу кисть и поменяйте цвет краски. Начните новую линию под предыдущей.
Вы можете попробовать утолщить вашу линию там, где проходит тонкий участок верхней линии, но избегайте прикосновения других красок с новыми при наложении.
Если ваша кисть начинает сохнуть, снова пропитайте ее краской с вашей палитры и продолжайте линию.
- Я вижу у вас замечательно получается. Можно приступать к изображению журавля.

1. Используем тонкую кисть и серую краску. Обведём клюв, глаз, голову, шею и туловище.
2. Нарисуем несколько маленьких перьев на спине. Большими перьеобразными штрихами обозначим край крыла.
3. Двумя длинными чёрными мазками выделим шею.
4. Чёрной краской изобразим хвост, размер штрихов варьируем, от больших к маленьким.
5. Добавим характерную для журавля красную шапочку.
6. смесью синей и серой красок нарисуем ноги. Добавим чёрные полоски чешуйки.

V Самостоятельная работа. (слайд )
(клип «Журавлик»)

VI Итог.
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Чему научились?
- Где можем найти практическое применение своим умениям?
(слайд )

VII Домашнее задание.
- Отгадать ребусы.
- Прочитать о птицах.
- Нарисовать линейный рисунок птицы.
(слайд )






Основы владения кистью15