Конспект урока литературного чтения на тему Ю. Ермолаев Проговорился


Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился»(учебник, с. 179–181)
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», «Воспитатели»; способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;
научатся читать вслух бегло, осо-
знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста Метапредметные:
познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции Личностные:
осознают значение юмора для отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Ю. Ермолаева; выставка книг писателя;
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Сообщают о готовности к уроку Слушают в соответствии

Под музыку 1)– Проверим готовность к уроку (проводит методику «Настроение»).
- Здравствуйте!
Желаю успеха большого во всём и всегда! ( поочерёдно соприкасаются пальцами своих рук)
– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало
- Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за урок?(45).
- Я желаю Вам всем новых успехов. А их результаты отразите в листе достижений, оценив соответственно баллами.
2)Разминка. Игра «Счастливый билетик» ( в парах)
- 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0)
- 81 уменьшить в 9 раз (9)
- Кот Леопольд уловил 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0)
- 35 уменьшить в 7 раз? (5)
0905
- У кого счастливый билетик? Оцените свою работу. Оцените работу одноклассника, который работал за компьютером.
- Внимательно посмотрите на ряд чисел. Что можете сказать? Разделите парами.
09.05
- А имеет ли она какое-то отношение к уроку?
- А теперь послушайте отрывок песни из кинофильма, подумайте как она связана с уроком) (д/з рассказ о войне)
- Действительно, дата и песня имеют отношение к ВОВ, так же как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке «отметки Риммы Лебедевой».
Определяют са моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
1 ученик за компьютером, ответ распечатывает
День Победы над фашистской Германией.
Скоро праздник День Победы.
Слушают отрывок песни из фильма "Три дня лейтенанта Кравцова" - Первый взвод, вторая рота с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения.
1).– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».
• Была бы охота, а выучиться можно.
• Знание и мудрость украшают человека.
• Наука даром не дается – наука трудом берется.
(все подходят)
- Давайте одну из них возьмём девизом урока.
(Знание и мудрость украшают человека)
2) Тест
Обведи букву правильного ответа в кружок.
1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?
А) сожгли немцы
Е) бомбили немцы
2. Что подарила Маня Римме?
Р) краски
Т) альбом
3. Какое звание имел А. Тарасов
Л) капитан
М) лейтенант
4. О чём попросил лейтенант Римму?
О) написать письмо своей дочери
П) написать письмо своему сыну
5. «Фью! Это не красиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?
И) потому что девочка очень грязно написала
Л) потому что она сделала много ошибок в письме
6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?
Б) учить правила
А) писать письма друзьям лейтенанта
7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?
В) по русскому языку
Е) по русскому языку и географии
8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?
В) потому что мама уехала в командировку
Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись
Выпишите буквы правильных ответов в одну строку
________________________________________________________________________
ЕРМОЛАЕВ
- Взаимопроверка по ключу.
3) – Чему научил рассказ.
Оцените подготовку д/з.
Зарядка для глаз – тренажёр
– Проведем дыхательную гимнастику:
• вдох носом, выдох через рот;
• нюхаем цветок;
• тушим свечу.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.
Читают пословицы.
Вспоминаем правила работы в парах
Индивидуально,
1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ
(ЕРМОЛАЕВ)
1 – Е
2 – Р
3 – М
4 – О
5 – Л
6 – А
7 – Е
8 – В
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Что интересного вы заметили, проверяя свой тест? (Фамилия Ермолаев)
- Предположите, почему именно эта фамилия?
- Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке.
А название произведения вы прочитаете на доске: «Проговорился».
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы сможем поразмышлять…
• Мы научимся…
-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?(узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать)
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.
– Написал это произведение с таким интересным названием Ю. И. Ермолаев: детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище
им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его
не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.
Первая книга рассказов Ермолаева вышла в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Лучшие книги писателя: «Сбежавшая отметка», «Можете нас поздравить» и другие.
Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».
-Оцените работу одноклассницы Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета
- Как вы думаете о чём пойдёт речь в новом произведении.? Когда так говорят: «проговорился»?
- откройте учебник на странице180
-Рассмотрите иллюстрацию.-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.
-Разведение птиц- увлекательное занятие, оно успокаивает нервы, воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте сердито, удивленно.
– Прочитайте скороговоркой 3 раза.
• Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай! V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем. Словарная работа. Для чего мы проводим её?(чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст)
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.
Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.
Похвала – одобрение.
Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.
– Прочитайте по слогам трудные слова:
Восторженные
Одноклассники
Взъерошился Работают с толковым словарем.
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению Осуществляют контроль по результату
2. Первичное чтение произведения Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.
– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился? (проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости)
1. О чем проговорился попугай?
2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?
3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?
4. А можно назвать Иру доброй?
- А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками.
Физкультминутка под песню «Что такое доброта?»
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения VI. Повторное чтение и анализ произведения 1.Работа в группах (по цветам).
Правила работы в группах.
1 группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
- 1) 1)Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)
2) С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно. (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников)
2группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?( чтоб помочь нам представить настроение Ирочки).
2.Как менялось её настроение? (смутилась, чуть не плакала)
3. Как вёл себя попугай? (взъерошился, покосился, отвернулся)
3 группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
5))
6) - Найдите ответы Иры бабушке, покажите интонацией, как Ирочка отвечала бабушке.
9) - Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)
- Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?
Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная
Оцените работу групп.
2. Подготовка к чтению по ролям.
- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Для этого подумаем, какой характер наших героев.
1 группа – характер бабушки
2 группа- характер Иры
3 группа – осуждение
(бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение).
Каждая группа должна предоставить 2 ученика для чтения по ролям.
Командиры групп возьмите роли.
Сильная- автор и Ира.
Средняя – ребята (2 человека) и попугай
Слабая – бабушка и Алёша.
3. Чтение по ролям.
Оцените работу ребят.
4.Обсуждение.
- Так кто же проговорился в этом рассказе?
– Как отреагировали ребята на поведение попугая? (Рассмеялись.)
– Как отреагировала Ирочка на поведение попугая? (Рассердилась.)
– Как вы понимаете слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?» (По фразам, которые произносил попугай, ребята поняли, какая Ирочка на самом деле. К великому сожалению девочки попугай повторил совершенно не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки, вот и получилось, что Чико «проговорился».)
Работа в парах.
-Выберите слова, подходящие к этому рассказу. (грустный, юмористический, научный, поучительный)
-Что же такое юмор? (юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением)
-Какова же проблема у Иры? (невоспитанность, грубость, хвастовство).
Оцените работу.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают самостоятельно рассказ Ю. И. Ермолаева.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
1 ученик работает со словарём Ожегова. Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию.
Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.
Планируют свое действие в соответствии с поставленной зада-
Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра».
На доске записаны два слова: Этика, этикет.
- Что общего у этих слов? (Это однокоренные слова.)
- Кто сможет дать объяснения эти словам?
/Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./
- Давайте сверим наши предположения по словарю.
/Ученик находит слова и читает объяснение./
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?
(Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек). Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.
- А можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа?
-Какая ваза больше подходит для сравнения?
Давайте поможем ей стать добрее.
Если вы готовы ей помочь, то возьмите цветок и поставьте в вазу, при этом дав Ире совет. ( не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь)
-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?
Я Я надеюсь, что эти советы помогут и всем нам.
Оцените работу.
чей и условиями ее реализации
VII. Домашнее задание Нет, так как впереди выходные дни.
- Составить вопросы по содержанию для одноклассников
- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
- чтение по ролям Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознают, принимают, сохраняют учебные
задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Заполните листы достижений.
Рефлексия. Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но за правильное выполнение можете поставить себе 2 балла. А на жёлтой одно задание ценой в 1 балл. Выбирайте.
1.Подчеркни пословицу, которая подходит к теме урока..
Сделав худо, не жди добра.
Правда, что шило – в мешке не утаишь.
Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.
2. Продолжи предложение прилагательным:
Воспитанный человек ______________________(добрый, уважительный,
в е вежливый, законопослушный, уважительный, тактичный, сдержанный, добро-
ж желательный, добросовестный, честный)

Самопроверка с доски.
П Подводим итог. Посчитайте баллы и переведите в отметку.
-
Кто доволен своим успехом? Кто заработал пятерку? «4», «3»?
-
ст
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
По одному человеку у доски. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

- Если бы вы были наставником малыша, чему бы его научили?
- а чему научились вы?
Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека». Помог ли урок стать вам красивее и мудрее?
Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете радовать других. И желаю, чтобы это волшебное слово звучало как можно чаще в ваш адрес.