Урок литературного чтения. Ю.Ермолаев «Два пирожных»


Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Цели урока:
познакомить детей с творчеством Ю.Ермолаева,
помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;
вести дифференцированную и индивидуальную работу путём проверки домашнего задания, использования разных приёмов работы над текстом,
на примере произведений воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; учить детей работать в группе.
Цели урока по содержанию:
Образовательная : изучить содержание рассказа Ю. Ермолаева « два пирожных» , осмыслить его идею, дать характеристику героев.
Развивающая: способствовать развитию умения школьников определять главную мысль в содержании текста , комментировать прочитанный текст, сравнивать художественные образы; навыка выразительного чтения, внимания к слову.
Воспитательная: способствовать воспитанию положительных качеств личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательное отношение к окружающим.
Познавательные УУД формируются через работу с текстом художественного произведения, умение распределять информацию по заданным параметрам, смысловое мотивированное чтение, чтение по ролям.Личностные УУД формируются через привлечение субъективного опыта учащихся, выражения своего отношения к поступкам героев.
Регулятивные УУД формируются через моделирование, соотнесение понятия с определением, умение планировать свою деятельность с учётом рекомендаций учителя, активное участие в познавательной деятельности
Коммуникативные УУД формируются через сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли.
Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода, коммуникативный, самостоятельная работа.
Формы организации : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.
Тип урока: изучение нового материала
Оформление доски

При - тепло, при - добро!

( рисунки мам).



- цветы для мам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, урок общения.
СЛАЙД 1. Всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Поиграем в игру «Привет, сосед!»
Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.
-Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья)
- И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.
Вы ребята должны показать, что значит работать ответственно.
- Чтобы хорошо работать, что нам понадобится на уроке? (Память, воображение, ум, мышление.)
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
- Сегодня мы узнаем фамилию писателя, прочитаем его рассказ осмыслим содержание рассказа, узнаем новое хорошее качество человека.
II.Актуализация знаний.
а)Составление из слов предложение.
Солнышко, добро, тепло, при, матушке, при. (карточки)
- Молодцы! Правильно составили пословицу. (При солнышке – тепло, при матушке – добро!)
-Как вы думаете, какое отношение имеет эта пословица к нашей теме урока?
Закройте глазки и представьте.
«Вечер. Вы дома. Занимаетесь своим любимым делом…..
А теперь откройте глазки и закончите фразу :«Вечером я люблю…»
Д. Вечером я люблю рисовать, читать, играть на компьютере и т.д.
У. А теперь представьте : вы увлечены любимым делом и вдруг заходит мама и просит ей помочь .
Как вы поступите. Что ответите маме?
Д. (ответы детей)
У. Подобная ситуация описана в рассказе Ю Ермолаева , автора многих произведений о детях.
Я предлагаю вам сегодня познакомиться с одним из рассказов Ю.Ермолаева и попытаться ответить на вопрос « На кого обиделась Наташа?»
III.Сообщение темы и цели урока слайд 1
1.Учащиеся читают название рассказа: Ю.Ермолаев «Два пирожных»
- Прочитав рассказ ответим на проблему.
Для этого работаем ответственно, думаем, фантазируем, мыслим.
(Биография Ю.Ермолаева)- слайд 2
Ермолаев Ю.И. (1921 – 1996 г.) детский писатель, драматург, актёр. Прославился, как детский писатель. Дети полюбили писателя за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо- докторе».
Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наполнены смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.
(детские книги писателя. слайд 3-4)
-Скажите, а с каким произведением Ю. Ермолаева мы уже знакомились на уроке чтения? («Угодили».)
-Кто помнит про. что рассказ? (про бабушку и внуков…)

2.Физкультминутка
«Тишина». Послушаем тишину.( Закрыв глаза, учащиеся тихо сидят и слушают тишину.)
- Что вы услышали?(Учащиеся называют , что они услышали.)
IV.Изучение нового материала.
а) подготовительная работа.
- техника чтения.
Прежде, чем приступить к изучению рассказа, поработаем над чтением слов.
пу- те- ше- стви- е путешествие
пу- те- ше- ству –ю путешествую
крен- дель- ки крендельки
рас- сме- я- лась рассмеялась
по- хва- ста- лась похвасталась
2. Повторение содержания памятки «Как нужно читать текст»
( читает вслух 1 ребёнок):
Правильно ставь ударение.
Соблюдай паузы.
Выбери силу голоса (громко, тихо).
Определи темп (быстро, медленно).
Читай эмоционально.
Покажи интонацией своё отношение к произведению.
Словарная работа. слайды 5-7
В новом тексте встретятся слова, значение которых вам может быть непонятным.
крендельки тропические лианы Африка река Конго
Прежде, чем приступить к изучению рассказа, поработаем над чтением слов.
Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
Читай целыми словами.
- Африка,
- река Конго;
- попугай;
- тропические лианы.
- Чтобы объяснить смысл этих слов где мы можем найти информацию?
(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, интернете, в энциклопедии .)

- Энциклопедия – научно – справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.
IV. Знакомство с текстом.
1. Чтение рассказа «Два пирожных» вслух (хорошо читающие дети) с.21-23
2. Беседа по содержанию рассказа (вопросы учителя).
- Чем была занята Оля? А Наташа?
-Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?
- Хотелось ли им мыть посуду?
- Кто из сестёр пошёл помогать маме?
- Как поступила мама?
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- А разве она не занималась интересным делом?
- Она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами
- А вам бывает так интересно путешествовать вместе с героями мультфильмов, с литературными персонажами? Расскажите.
- Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?
- Какая из девочек вам больше нравится и почему?
- За какое качество характера вы выбираете Олю?
- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
3. Рассказ о маме
- Мама в жизни каждого человека много значит. Мама помогает, мама приголубит, мама поможет. Мама всегда в радости и в горе со своими детьми. Мама никогда не бросит в беде своих детей. Маме всегда должны помогать дома, жалеть и беречь её здоровье, уважать её труд.
Работа в парах
Прочитай пословицы. Подчеркни красным карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.

В добрых руках работа спорится.
Какие труды, такие и плоды.
Делая зло, на добро не надейся.
У болтуна нет спешных дел.
4. Игра «Радиотеатр».
а) распределение ролей и выразительное чтение по ролям. (Чтение последней части по ролям.)
б) ответ на проблемный вопрос. ( Какое отношение имеет пословица к рассказу?)
V. Итог урока. Рефлексия.
а) Подведение итогов работы
- Как вы думаете, а для чего мы изучили эту новую тему? Где в жизни она пригодится?
-Давайте покажем как мы любим своих мам.
б) Работа в группах
Пока дети составляют цветок, в это время звучит музыка («Первое слово»)
б) Оценивание: «Букет цветов».
- Составим букет для мам. (Учащиеся составляют из лепестков цветы.)

- белый лепесток -

- красный лепесток

- жёлтый лепесток