Конспект занятия Всякому овощу свое время по программе Разговор о правильном питании


Учитель начальных классов
МБОУ «Школа №30» г.о. Балашиха
Булгакова Елена Николаевна
Занятие по программе «Разговор о правильном питании»
Тема: «Всякому овощу свое время»
Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.
Задачи: расширение знаний об овощах, формирование навыков рационального питания.
Оборудование: плакаты «Каждому овощу свое время», «Запомни! Полезно есть разные овощи круглый год: капусту, морковку, свеклу, зелень», рисунки овощей, овощи и фрукты, магнитола, аудиозаписи детских песен.
Ход занятия.
На доске плакаты «Каждому овощу свое время», «Запомни! Полезно есть разные овощи круглый год: капусту, морковку, свеклу, зелень», рисунки овощей. На столе лежат овощи и фрукты. Желательно, чтобы дети принесли овощи и фрукты, выращенные на их дачах и огородах.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой у нас богатый урожай!
Сколько выросло овощей и созрело фруктов!
А почему говорят: «Всякому овощу — своё время»? (Ответы детей)
Правильно, уже в начале лета мы едим редиску, салаты из зелени, заправленные растительным маслом?
А некоторые овощи и фрукты растут всё лето и созревают только к осени. Вот и получается — летом и осенью по очереди созревают полезные ягоды, фрукты и овощи, богатые витаминами.
Ведущий. Кто-то спешит к нам на урок. Ой, да это же овощи. Они хотят сами представиться вам, ребята.
В класс входят дети в костюмах овощей.
Морковь.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки.
Дети (хором). Морковь!
Помидор.
Был зелёным плод —
Не просился в рот.
Положили в лёжку —
Он сменил одёжку.
Красную надел — для еды поспел.
Дети (хором). Помидор!
Помидор. На родине, в Южной Америке, нас называли «томаты». В Европу нас привезли мореходы. Они не знали, что мы — овощи. Европейцы сажали томаты в саду, на клумбах для красоты. Наши плоды были жёлтые, мелкие, похожие на яблочки. Восхищённые итальянцы говорили о нас: «Помо д'оро!» «Помэ» — по-итальянски «яблоко», «д'оро» — «золотое». Так мы стали называться помидорами. А вот первыми на вкус нас попробовали не итальянцы, а португальцы.
Горох.
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук —
Все рассыпались вокруг.
Дети (хором). Горох!
Горох. А я богаче всех растений белками. Мои белки называются растительными. После меня земля на грядке не беднеет, а становится богатой азотом. На моих корнях — крохотные белые клубеньки, в которых живут невидимки — полезные почвенные бактерии. Они добывают азот из воздуха.
Огурец.
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
Дети (хором). Огурец.
Огурец. Знаете ли вы, что нас возделывают около шести тысяч лет? Моя родина — Индия, Индокитай, Китай (Южно-азиатский тропический центр), страна вечного лета. Слово «огурец» пришло из греческого языка и связано со словом «аорос» — неспелый, незрелый. И в самом деле, мы ценимся, пока не пожелтели, то есть не созрели. Я и не сытен, и витаминами беден, но когда нарезанный дольками лежу на тарелке, от моего запаха повышается аппетит. Не зря римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда к обеду подавали свежие огурцы.
Капуста.
Стоит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одёжек,
Не шиты, не кроены,
Все в рубцах.
Дети (хором). Капуста!
Капуста. Я своё имя получила от слова «капут», что по-латыни значит «голова». Мой кочан и впрямь похож на голову. А бывает даже не с одной, а с пятьюдесятью «головами». У меня много сестёр: цветная капуста, брюссельская, краснокочанная, кольраби.
Картошка.
Зелен и густ
На последней грядке куст.
Покопай немножко —
Под кустом...
Дети (хором). Картошка!
Картошка. Мои клубни привезли в Европу из Южной Америки корабли Христофора Колумба. В те далёкие времена мои клубни были роскошью. Их преподносили в качестве подарка вельможам. Прошло немало лет, пока мои клубни поселились на крестьянских огородах. В Румынии мне поставили памятник, а в бельгийской столице — городе Брюсселе — размещается музей картофеля.
Ребята в костюмах овощей исполняют песню «Овощи» (сл. Ю. Тувима, пер. Ю. Михалкова, муз. Э. Силинь).
Игра «Да — нет».
Из участников игры выбирается водящий. Он выходит за дверь. Остальные в это время загадывают какой-нибудь овощ, фрукт или ягоду, например, вишню. Заходит водящий и задаёт вопросы, на которые игроки должны отвечать только словами «Да» или «Нет». Другими словами отвечать нельзя. Нельзя называть ягоду. Водящий задаёт вопросы, пока не угадает. Играют несколько раз.
Конкурс «В гостях у сказки». Сначала вспомним только те сказки, в названии которых есть какие-либо продукты.
Инсценировка сказки “Репка”
1-й ведущий.
Сказка, сказка, прибаутка Рассказать ее - не шутка.Чтобы сказочка сначалаСловно реченька журчала.Чтоб к концу и стар, и малОт нее не задремал.
2-й ведущий.
На всех делах – события печать,Они дались недаром человеку,Так разрешите сказку нам начать,Смотрите, слушайте,Как вырастил Дед репку…
1-й ведущий.
Пришла весна,Уж вспаханы поля,И посадил Дед репку…
Дед (сажая, приговаривает).
Репа - репонька,Родись крепонька,Ни мала, ни долга-До мышиного хвоста!
2-й ведущий.
Вот прошли весна,Лето красное.Урожай созрел,Репка выросла.
1-й ведущий.
Да такая, чтоОбхватить нельзя.Репа круглая, репа желтая,Да полезная, витаминная.
2-й ведущий.
Вот пришел наш ДедВ поле чистое,В поле чистое да широкое.
Дед.
Ох, несчастный день!Бесталанный часБез сорочки я родился на свет!Видно стар я сталДа и немощен, Позову-ка я свою женушку.Ты приди сюда,Пособи-ка мне.
Бабка.
Ой, бегу, бегу.Дед, я уже и фарш приготовила,И рис, и лучок, и сметанку.Репка-то фаршированнаяОх и вкусна!
1-й ведущий.
Вот пришли они в поле чистое, В поле чистое да широкое.Как взялись они,Да взялись силою, Но не вытянуть,Не осилить имРепу желтую, репу круглую.
2-й ведущий.
И решили они позвать девицу,Позвать девицу, позвать красную.
Бабка.
Внучка, внученька.Беги, помоги нам репку вытянуть.
Внучка.
Ой, бабулечка, бабуля,Как я репоньку люблю.С медом, с яблоками да с изюмом.Вкуснятина!
1-й ведущий.
Внучка за бабку,Бабка за дедку,Дедка за репку.
2-й ведущий.
Тянули, старались, а репка сидит…
Внучка.
Позову-ка Жучку.Ты иди сюда, Жучка, ласковая,Ты иди сюда, Жучка, милая,Помоги ты нам репку вытянуть.
Жучка.
Хвастать я сейчас не стану,Знаю я, что говорю.Вам загадку загадаю,Ну а после пособлю…Я загадаю загадку, а вы все Вместе скажете отгадку.Круглый бок, жёлтый бок,Сидит на грядке колобок.Врос он в землю крепко,Конечно, это …(Репка).
1-й ведущий.
Все загадку отгадали,Снова взялись за вершки.Жучка внучку крепко держит,Внучка – бабку,Бабка – дедку,Ну а дедка… всем известно,Тянет репку…
2-й ведущий.
Тянут дружно.Все. Раз, два,И ещё раз,И ещё…
Жучка.
Нет, не справиться видать нам –Репа больно велика,Позову-ка я кота.Котя – котенька – коток,Котя – серенький хвосток,Приди, котик, помогать,Нашу репку убирать.Уж, как я тебе коту,За работу заплачу.Дам кусочек пирожкаДа кувшинчик молочка.
Кот (с частушками).
Я тоскую по соседствуИ на расстоянии,Без частушек уж поверьтеЖить не в состоянии.Спой-ка сначала.
Внучка.
Голова её желта,В темноте сидит одна.А рубашка зелена,Как же репка-то вкусна!
1-й ведущий.
Вот котик – котокУж схватил Жучку за бок,А Жучка – за внучку,А внучка за бабку,А бабка за дедку,Дедка за репку.Тянут, потянут,А вытянуть не могут.
Дед.
Видно нам не справиться,Не управиться.Нужно мышку звать,Нам норушку звать.
Кот.
Мышку звать!Какой позор!Ты приди к нам, мышка,Приди, серенькая,Нашу репку сбирать,Урожай сохранять.
Мышь.
Через поле яровое,Через серенький лесокК вам бежала на подмогу,Потеряла колосок.
2-й ведущий.
Мышь кота за хвост ухватила уж,Кот за жучкин бок ухватился,Жучка держится за сарафан,Что на внучке.Внучка бабку тянет, старается,Бабка деда держит, не выпустит,Дед за репку схватился.
1-й ведущий.
Вот тянули они,Тянули весело.Где силой не взять –Взяли дружбою…
2-й ведущий.
Поработали на славу,Мы старались целый год.Урожай собрать успели,Снова водим хоровод.
Учитель. Чем полезна репа? Какие блюда из нее готовят? (Ответы детей)
Репа созревает в течение лета. Она богата углеводами, витамином С и минеральными веществами.
До XVII века репа была основной пищей на русском столе. Ее ели вареной, печеной, пареной, добавляли в щи, квас, начинку для пирогов, фаршировали.
Игра «Чего не хватает?» На планшете нарисованы фрукты, овощи, ягоды в несколько рядов. В каждом ряду они расположены в разном порядке. Учитель закрывает в любом ряду любой фрукт, овощ, ягоду и спрашивает: «Чего не хватает?» Участники игры должны назвать фрукт, овощ, ягоду, который закрыт.
Учитель. Наш урок подошел к концу. Давайте еще раз повторим правило: «Полезно есть разные овощи круглый год: капусту, морковку, свеклу, зелень».