Разработка урока по теме Налоги в нашей жизни


Государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Техникум отраслевых технологий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Налоги в нашей жизни»
Глинская Ольга Николаевна,
преподаватель
Тел.: 8(905)246-40-80
E-mail: glinskaya78@mail.ru, GlinskayaO@totobraz.ru2015
Содержание
Аннотация к учебно-методической разработке 3
План урока 4
Структура и содержание урока 6
Конспект урока 8
Заключение с рекомендациями по использованию методической разработки 20
Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов
22
Аннотация к учебно-методической разработке
Цель: содействие формированию у обучающихся положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Задачи: сформировать умения выбирать наиболее эффективное решение и высказываться по заданной теме; обогатить знания обучающихся новыми экономическими понятиями.
Адресат: обучающиеся всех профилей подготовки, реализуемых в образовательной организации.
Актуальность: необходимость приобретения обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов, которые они будут использовать в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков, покупателей, продавцов, вне зависимости от дальнейшей профессиональной деятельности.
Условия реализации: тема урока включена в экономическую дисциплину, реализуется также в рамках внеклассных мероприятий.
Содержание: разработка урока раскрывает понятия: виды налогов, налоговая ставка, налоговая база, порядок уплаты налогов физических лиц.
План урока
Тема урока: «Налоги в нашей жизни»
Цели:
Ознакомить обучающихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
Формировать у обучающихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления.
Развить творческие способности обучающихся, выявление индивидуальных умений личности.
Сформировать положительное эмоциональное отношение к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Задачи:
Обогатить знания обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, их виды, функции; налоговые системы.
Продолжить формирование умений выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему.
Совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать.
Задачи: Ожидаемые результаты:
студентыдолжны знать:
виды и структуру налогов;
принципы налогообложения, строение налоговой системы Российской Федерации, теоретическую сущность основных видов налогов;
должен уметь:
различать налоги по видам классификации.
Применяемая педагогическая технология: интерактивная лекция
Применяемые педагогические методы: объяснительно иллюстративные (словесные, наглядные), практические
Формы познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная
Оснащение учебного занятия: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, раздаточный материал, тест

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

п/п Наименование структурного элемента Деятельность педагога-тьютораДеятельность обучающихся Время, мин.
Организацион-ный момент Приветствие.
Подготовка рабочих мест.
Активизация внимания обучающихся Занимают места, готовятся к лекции.
2-3
Начальная мотивация Вступительное слово преподавателя. Сообщается тема урока, цели, ставится проблемное задание: «Что подразумевается под понятием «налог»?  Слушают, анализируют полученную информацию, отвечают на вопрос, высказывают предположения. 5
Сообщение новых знаний Знакомит с понятием, значением налога, рассматривает виды и сущность налогов. Слушают, делают краткий опорный конспект 25
Рефлексия Проводит фронтальный опрос обучающихся, тест Слушают, отвечают на вопросы преподавателя и теста 10
Подведение итогов Подведение итогов лекции в целом, итогов работы отдельных обучающихся;
выяснение степени удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями через проведение анкетирования. Дает задание составить синквейн на слово «налог» Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, 3
Конспект урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности, активизация внимания обучающихся.
2. Начальная мотивация. Преподаватель: Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства.
Налоги имеют столь же древнюю историю, что и государство. В прошлые века правители проявляли большую изощренность и коварство, чтобы пополнить свою казну. В истории разных стран существовали самые неожиданные объекты налогообложения: певчие птицы и скаковые лошади, меха и кружева, фортепиано и холостяки. Всем известна изобретательность в налогообложении Петра I, который ввел налог на ношение бороды. Этим он хотел убить сразу двух зайцев: чтобы и деньги в казну потекли, и подданные европейский вид приобрели. Вообще же петровские экономические и военные реформы требовали очень больших средств, и в России тогда действовало более сорока различных видов налогов.


3. Сообщение новых знаний. В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1990 г.
Преподаватель: Что подразумевается под термином «налог»? 
Ответы обучающихся.
Преподаватель: Налоги – периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
обязательность;
индивидуальная безвозмездность;
отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Вопрос: Зачем нужно платить налоги?
Ответы обучающихся.
Преподаватель: Налоговая политика государства — одна из приоритетных и стремительно развивающихся сфер его жизни, так как именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный бюджет — кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды.
Расходы бюджета (бюджетные ассигнования) можно представить схематично в следующем виде: 
Статья 69 Бюджетного кодекса РФ подробно регламентирует такие ассигнования.
Можно выделить несколько направлений расходования бюджетных средств:
1) финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);
2) содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);
3) обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;
4) финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);
5) субсидирование, предоставление дотаций и ссуды для жилищно-коммунального хозяйства;
6) содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);
7) содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
8) строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
9) пенсионное обеспечение;
10) организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
федеральные:
региональные;
местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления
Уровень установления Налоги
Федеральные Налог на добавленную стоимость;
Акцизы;
Налог на доходы физических лиц;
Налог на прибыль организаций;
Налог на добычу полезных ископаемых;
Водный налог;
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Государственная пошлина.
Региональные Налог на имущество организаций;
Транспортный налог;
Налог на игорный бизнес.
Местные Земельный налог;
Налог на имущество физических лиц.
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
общие;
специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
транспортный налог;
налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
твердыми;
процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
относимые на издержки обращения и затраты производства;
относимые на финансовые результаты;
уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
закрепленные;
регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения Налоги
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами Налог на прибыль;
Налог на имущество организаций.
Налоги, уплачиваемые физическими лицами Налог на доходы физических лиц;
Налог на имущество физических лиц.
Смешанные налоги Налог на добавленную стоимость;
Транспортный налог;
Налог на игорный бизнес.
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
Вывод: Налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально – экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.
В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Рефлексия. После изложения темы преподаватель проводит рефлексию путем фронтального опроса и теста.
Опрос:
- Что такое налог?
- Какие виды налогов?
- Зачем нужно платить налоги?
2. Тест:
Налог – это:
а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:
а) только юридические лица;
б) организации и физические лица;
в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
г) организации и индивидуальные предприниматели.
К федеральным налогам относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на прибыль организации;
в) транспортный налог;
г) земельный налог.
Сущность налога – это:
а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;
б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;
в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;
г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.
К региональным налогам относятся:
а) водный налог;
б) земельный налог;
в) налог на игорный бизнес;
г) налог на добавленную стоимость.
К специальным налоговым режимам относятся:
а) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;
б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) предоставление инвестиционного налогового кредита;
г) создание оффшорных зон.
Кто ввел впервые ввел налог на бороду:
а) Людовик XII;
б) Елизавета I;
в) Генрих VIII;
г) Петр I.
К прямым налогам относится:
а) акцизы;
б) транспортный налог;
в) налог на добавленную стоимость;
г) налог на доходы физических лиц.
Куда поступают перечисления налогоплательщиков:
а) на расчетные счета граждан страны;
б) государственный бюджет;
в) в кассу организаций;
г) никуда не поступают.
Какой документ регулирует налоговую политику Российской Федерации:
а) ТК РФ;
б) ГК РФ;
в) УК РФ;
г) НК РФ.
Просит ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что платить налоги необходимо?». Слушает высказывания обучающихся, подводит итоги лекции в целом, результаты работы отдельных обучающихся; выясняет степень удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями через проведение анкетирования. Дает задание составить синквейн на слово «налог».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
8. Подведение итогов. Преподаватель подводит итоги урока:
выясняет степень удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями и умениями;
дает объективную количественную и качественную оценку работы на уроке обучающихся;
задает задание на дом; сообщает тему следующего занятия; благодарит за урок.
Заключение с рекомендациями
по использованию методической разработки в учебно-воспитательном процессе
Методическая разработка урока включена в экономические дисциплины общепрофессионального цикла программ подготовки специалистов среднего звена:
- Основы экономики организации - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- Основы экономики, менеджмента и маркетинга – 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов; 19.02.10 Технология продукции общественного питания;
- Основы экономики организации и правовое обеспечение профессиональной деятельности – 15.02.08 Технология машиностроения.
Может дополнительно использоваться вне сетки учебного времени, в рамках проведения внеклассных мероприятий, классных часов, тренингов, дебатов, семинарских занятий, направленных на повышение финансовой грамотности студентов.
Целевая аудитория слушателей – студенты предвыпускных и выпускных курсов (в соответствии с учебным планом). Тема урока у них находит живой отклик, так как направлена на формирование компетенций, востребованных в повседневной и профессиональной деятельности.
Цель разработки - сформировать положительное эмоциональное отношение к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Содержание разработки урока включает в себя раскрытие понятий: виды налогов, налоговая ставка, налоговая база, период уплаты налогов.
Урок включает в себя оптимально подобранные структурные элементы: организационный момент, начальную мотивацию, сообщение новых знаний, рефлексию, подведение итогов.
Преимуществом методической разработки урока является то, что преподаватель выступает не просто в качестве инструктора, транслятора знаний и умений, материал подается в готовом виде, а в качестве модератора, помощника, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности студентов. Процесс обучения трансформируется в процесс научения, статус обучающихся – в статус самообучающихся. Устанавливается эффективное диалогическое сотрудничество: педагог-обучающиеся. Формулируются проблемные вопросы. К презентации нового материала в качестве тьюторов привлекаются студенты-старшекурсники, которые уже изучили данную тему и могут пояснить расчетные действия, аргументированно ответить на вопросы студентов-слушателей. Таким образом, достигается определенное снижение барьера восприятия нового материала. Практика показала, что задать уточняющие вопросы обучающимся бывает легче своему ровеснику, нежели преподавателю.
Задачи: В ходе проведения урока достигаются следующие результаты:
студенты- обучающиеся знают значение налогообложения как физических, так и юридических лиц; принципы налогообложения, строение налоговой системы Российской Федерации, теоретическую сущность основных видов налогов, различать налоги по видам классификации.
Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов
Нормативно-правовая документация:
Налоговый Кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.
Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.00 г.№ 117-ФЗ.
Учебники:
Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. ─ 3-е изд., перераб. и доп. ─ М. :Дашков и К*,2010. ─ 314.
Вылкова Е.С., Кацюба И.А., Петухова Р.А., Фирсова Е.А.; под редакцией Петуховой Р.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие – Издательство СПбГУЭФ, 2012. – 80 с.,
Мандрощенко О. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ О. В. Мандрощенко, М. Р. Пинская. ─ М.: Дашков и К*,2012. ─ 344.
Интернет ресурсы:
http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/teoriya-nalogooblozheniya.html http://finanskniga.3dn.ru/nalogi/nal_nalogobl_2012_Petuhov.pdf