Разработка урока русского языка с технологий критического мышления Обобщение и повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка с технологий критического мышления (4 класс)
Тема. Обобщение и повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщить и повторить изученное по данной теме; активизировать поисковую деятельность учащихся на уроке, ориентировать их на успех; на основе критического мышления учить детей думать, общаться друг с другом, уметь доказывать свои суждения, анализировать информацию, полученную на уроке; учить находить прилагательные в тексте, изменять их по числам, родам, падежам; развивать умение работать коллективно, в парах, группах; развивать творческие способности учиться; способствовать развитию заинтересованности, яркости восприятия, образности запоминания; развивать сообразительность, языковое чутьё, память; учить ребят слушать и уважать друг друга, воспитывать усидчивость, любовь к животным.

Тип урока: закрепление изученных знаний

Оборудование:
кубик (волшебный);
конверты с заданиями;
орфографические словари
игрушка собаки;
алгоритмы составления «Сенкана»;
сочинения – рисунки учащихся.
звёздочки

ХОД УРОКА
Организация класса.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Тольку лишь отметку «пять»
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним об одной из частей речи.
Это имя зашифровано,
Слово это зачаровано.
Признак предмета обозначает,
Всех родов оно бывает.
Изменяется по числам, падежам,
В речи помогает нам.
С существительным так дружит,
Жить не может без него,
Компаньона своего.
Составление «Ассоциативного куста» по теме «Имя прилагательное» (коллективная работа)
Правила составления «Ассоциативного куста»
Записывайте всё, что придёт на ум.
Не останавливайтесь, если есть время.
Установите, как можно больше понятийных связей.

Имя прилагательное

Часть речи

Признак предмета

Второстепенный член предложения

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род)

Какой? Какая? Какое?

Связь с существительным

По падежам

По родам (в единственном числе)

По числам

3..Повторение темы «Имя прилагательное» по схеме «Ассоциативного куста»
4.Выборочный диктант.
Игра, книга, глубокий, крохотный, спасать, линейка, маленький, родная, рисует, ласковый, солнце, весеннее.
- Определите и выделите окончания прилагательных.
- Как по окончанию прилагательного определить его род?
м.р. ж.р. ср.р.
- ой, ый, ий, -ая –яя ое –ее
5. С.р.
- Как определить род прилагательного (По роду ИС)
- Вставьте пропущенные окончания ИП, определите их род.
Шёлков платье, почтов ящик, зимн забавы, летн солнце, интересн книга, синнебо.
6. Синтаксический разбор предложения.
Искристый снег покрыл землю белым ковром (повеств., невоскл., простое, распостр.,)
Белым ковром – каким? имя прил., белый, ед.ч., м.р., Т.п., вт. чл. пр. – определение
7. Физкультминутка
8. Словарная работа. Метод «Кубование»
- Работа со словарным словом «Собака»
1) Отгадывание загадки.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
2) – Кто у нас сегодня в гостях? (Собака). Давайте запишем это слово в тетрадь. Но для начала вспомним, как пишется это слово. Это словарное слово.
3) А теперь поработаем над этим словарным словом группами методом «Кубование». А поможет нам в этом волшебный разноцветный кубик.
4) Группы выбирают любой цвет грани куба и отвечают на поставленные вопросы.
1 – я грань (зелёная) – лексическое значение слова «собака».
(Домашнее животное семейства псовых, используемое для охраны, охо-
ты, и других целей. Пример:служебные, комнатные. дворовые, охотни -
чьи, сторожевые).
2 – я грань (красная) – к истокам слова.
Слово «собака - не русское. Считается ,что оно попало в русский язык
Из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всю ту . же собаку. В старорусском же языке существовало слово «пёс».
3 – я грань (синяя) – однокоренные слова
Собака- собачка, собачий, собачиться.
4 – я грань (жёлтая) – сочетание слов.
Большая,маленькая,верная,послушная,комнатная,дворовая, сторожевая.
Сторожит, лает, охраняет, служит, понимает.
5 – я грань (фиолетовая) – синонимы.
Собака- пёс, дворняжка, шавка, щенок.
6 – я грань (коричневая) – тексты, стихи, пословицы.
Фразеологизмы
Собака на сене (о том, кто имея что- нибудь, не пользуется этим сам и
не даёт пользоваться другим).
Собаку съел (профи в чём- либо)
Где собака зарыта (первопричина чего- нибудь)
Как собак нарезанных (очень много)
Собак вешать (на кого- либо, т.е. обвинять)
.
Пословицы и поговорки.
Собака человеку неизменный друг.
При верной собаке сторож спит.
Собака на того не лает, чей хлеб ест.

Стихотворение.
Эти глаза меня пугают
В них столько боли и любви
Они как будто что-то знают
Чего понять не сможем мы
Они заглянут прямо в душу
В обиду друг друга не дадут
Взамен им ничего не нужно
Собака – лучший в мире друг!

8.. Метод « Сенкан»(работа в парах)
Сенкан- это стихотворение, содержащее пять строк. Он синтезирует информацию и факты в краткое высказывание.
1.Собака.
2.Верный, послушный.
3.Служит, понимает,любит.
4.Собака – друг человека.
5.Овчарка.
10.Работа в группах. Игра «Пантомима»
- Покажите, используя мимику и жесты, значения прилагательных:
Сильный, весёлый, грустный, злой, добрый, быстрый, худой, вкусный.
11. Тестовая работа по теме «Прилагательное».

III Метод «Письмо в рисунке (домашнее задание)
- На прошлом уроке мы повторяли правописание слова «сердце». Я предложила вам нарисовать своё сердечко и объяснить, почему оно такое. (Рассматривание рисунка и описание сердца учащимся)
Например. Сердце у меня большое. Оно разноцветное. Кусочек жёлтого, потому что я добрый. Кусочек серого, потому что я бываю злым и печальным. А ещё оно у меня блестящее, так как я люблю жизнь.

IV Итог урока.
Продолжи:
Я научился
Я повторил
Я смогу

VI. Рефлексия.
Перед вами «человечки»,у каждого из вас звёздочки. Оцените свою работу:
вы работали очень хорошо; (человечек улыбается)
вы старались,но у вас не всё получилось; (человечек приветлив)
не старались; (человечек плачет)
Подарите свои звёздочки « своему» человечку.