Конспект занятия по внеурочной деятельности по разделу Один дома тема: «Опасные предметы дома»


Конспект занятия по внеурочной деятельности
для учащихся 3 класса
по теме «Один дома»
Занятие 3 «Опасные предметы дома»
Цель: Формирование и развитие  ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению знаний о бытовых объектах повышенной опасности
Задачи: Учить детей видеть опасность в окружающих предметах дома и соблюдать осторожность в их применении.
С помощью игровых ситуаций отработать правила осознанного поведения в доме.
Планируемые результаты
Личностные:
Учащиеся  смогут оценивать свои действия с точки зрения личной безопасности
Регулятивные:
Учащиеся определяют цель деятельности, последовательность работы для достижения цели;   осуществляют само- и взаимооценивание действий и полученных результатов.
Познавательные: 
Учащиеся смогут пользоваться  доступными источниками информации в процессе группового взаимодействия; выстраивают речевое высказывание о своих знаниях связанных с бытовыми приборами  повышенной опасности и умении пользоваться этими приборами .
Коммуникативные:
Учащиеся смогут выражать свои мысли; объяснять свою позицию по вопросу безопасного поведения;  развивают навыки сотрудничества в группе, учатся общению в процессе игровой деятельности
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап. На столе домики (из бумаги) разного цвета. Дети берут домики.
2.  Постановка проблемы, определение темы и цели занятия
Для того чтобы узнать тему  занятия, отгадаем загадку: 
Окна, крыша, дверь, труба.
Все вы входите туда. (Дом)
- Соберите из слов пословицу.
Крепость, мой, дом, моя 
- Объясните её смысл.
Так можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?
Кто может назвать тему занятия?
- Прочитайте  тему: «Опасные предметы дома»  
- Что же мы узнаем сегодня на занятии? (определим, какие домашние предметы могут быть опасными.
Составим план нашего занятия.
Что такое объекты повышенной опасности?
Какие домашние предметы являются опасными.
Какие опасности могут возникнуть при использовании этих предметов.
3.Работа по теме занятия
Ситуация1
- Мы привыкли считать, что опасность подстерегает человека на улице, в транспорте, в лесу и других местах за пределами нашего дома или квартиры. Однако, если внимательно изучить помещение, в котором мы живем, то можно увидеть много мест и предметов, требующих осторожного обращения.
- Какая подстерегает опасность, если кто-то живет в многоэтажном доме? (Балкон). (Слайд 8)
- Никогда не играйте на балконе в подвижные игры, не прыгайте, не перегибайтесь через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.
Ученик. Человек – не птица,
Удобнее по лестнице спуститься.
Без парашюта с высоты
Прыгают только коты.
-Ребята, послушайте стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы».
Ученик. Два брата в квартире поиграть решили,
Мяч подбросили и сразу
Уронили на пол вазу,
Сыплются книжки из шкафа на пол,
Их поднимать никому не резон,
Съехала скатерть, подушка упала,
Им всего этого кажется мало.
Стали в кубики играть,
Влезли дружно на кровать,
Как птицы стаей полетели, руками лампочку задели,
Оглянуться не успели –
И стекляшки полетели.
Так резвятся целый день –
Смотрят, мама входит в дверь.
Мы играли очень дружно
Маме радоваться нужно.
- В какие игры играли мальчики?
- Чем опасны подобные игры в помещении?
Ситуация 2 (Слайд 9)
- Человек изобрел различные машины и приборы, научился пользоваться газом, электричеством, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только делают удобной жизнь людей, но и требуют осторожности, соблюдения правил.
Работа по группам Приложение 5
1 группа отгадает загадки о предметах в доме и чем они могут быть опасными.
1.Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы).
Обращайтесь осторожно,
Мной порезаться можно. (Нож).
2.Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая печка).
3.В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички).
4.Посмотрите на меня –
Вся дырявая я,
Но зато я ловко
Тру тебе морковку. (Терка).
5. Она колет очень колко, всем известная .. (иголка)
2 группа решит сканворд. (Приложение 5 )
Молоток стук-стук – торчит в стене сук,
Постучу опять – будет не видать. (Гвоздь)
2.Маленький мужичок – костяная ручка. (Нож)
3. Две ручки, во всё брюхо зубки. (Пила)
4. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
5. Жёлтенький жучок, на кончике червячок. (Булавка)
6. Два брата, одно сердце. (Ножницы)
7. Тонка, длинна, одноуха, стройна, всему миру красна. (Иголка)
8. Вот железная плутовка: листы держит очень ловко.
Крепко вместе их сжимает, никогда не растеряет. (Скрепка)
-Ребята, как вы думаете, почему эти предметы считаются опасными?
(Все эти предметы требуют от нас осторожности, соблюдения правил безопасности).
- Где должны храниться все острые, колющие и режущие предметы? (Их надо класть на свои места).
- Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и в целях безопасности.
Ученик. Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Ситуация 3 (Слайды 10,11)
- Бытовые травмы часто подстерегают нас дома. Аккуратности требует кипящий чайник, горячие кастрюли и сковородки.
- Что вы должны знать при кипячении воды на плите? (Чайник надо ставить носиком от себя, чтобы не обжечься горячей водой или паром. Запрещается сушить белье над кухонной плитой).
Не суши бельё над газом,
Всё сгорит единым разом.
- В деревне или на даче без взрослых не подходите к печке и не открывайте её дверцу.
Когда без присмотра оставлена печь-
Один уголёк целый дом может сжечь.
Детям предлагается послушать отрывок стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»
        
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена -
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма,- пожарный старый.
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел...- Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..
Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
- Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур - не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!
- Как нужно поступить если произошло возгорание?
Дети: - Если в доме что-то загорелось – быстро уйти или выбежать из комнаты ил квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «01», сказать что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой адрес; позвонить маме на работу.
           - Если в квартире много дыма – низко пригнувшись двигаться к двери прикрывая нос и рот мокрым полотенцем, платком.
           - Загорелась одежда – падать и катаясь сбивать огонь.
           - Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями,  шкафу – Опасен не только огонь, но и дым.
Ученик.  Сам не справишься с пожаром,
                 Это труд не для детей.
                 Не теряя время даром,
                 «01» звони скорей.
                 Набирай умело,
                 Чтоб не всё сгорело!
                                                    ( Л. Зильберг)
- Какое правило надо знать? Нельзя играть с огнем!
- Но можно еще отравиться невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила:
срочно скажите об этом взрослым;
надо сразу же открыть окна и двери;
закрыть кран на плите;
позвонить по номеру «04»;
ни в коем случае не включать свет и не зажигать спичку.
Ситуация 4 (Слайды 12, 13)
- Ребята, какую осторожность надо соблюдать с лекарствами, химическими препаратами?
Правила
Ни в коем случае не пробуйте никаких лекарств, не трогайте бытовую химию: стиральные порошки, соду, хлорку, средства от тараканов.
Не трогайте, не пробуйте эти предметы.
Неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Игра «Один дома»
I конкурс: “Знакомство” за правильный ответ 1 балл
– Ребята, прежде чем начать игру, я предлагаю познакомиться. Но названия ваших команд знаю только я. А вам предстоит их угадать.
Каждой команде предлагается прослушать стихотворение-загадку. Правильный ответ будет являться названием команды. За правильный ответ 1 балл
1 команда:
Если в доме пахнет газом,Их зови на помощь сразу! Ведь они на страже ждут,Службу бдительно несут.Каждый день и каждый часВсе они спасают нас.
2 команда:
Если вдруг беда случится ,Где-то что-то загорится,Их позвать должны мы срочно.Вмиг погасят, – это точно!
3 команда
Если утюгом обжёгся –
Воду на ожог не лей.
Отправляйся к телефону
И звони ты им скорей!
– Приятно познакомиться! Команда “Спасатели” , команда “Пожарные”  и команда Скорая помощь приглашаются к следующему этапу соревнования.
2 конкурс «Опасно - неопасно»
- Выбрать картинки с опасными предметами, приклеить их на альбомный лист
За каждый правильный объект 1 балл
Оцените свою работу и запишите баллы в листы оценки
3 конкурс «Внимание! Опасность!» Вам нужно рассказать, о получившейся группе предметов по плану:
1. Назовите эту группу объектов. Подпишите название
2. О чём надо помнить, используя эти приборы?
3. Возникновение, каких опасностей связано с этими приборами?
За каждый правильный ответ 1 бал. (максимальное количество баллов - 3)
Межгрупповое обсуждение.  Вопросы каждой команде после ответов:
- Какими из этих приборов ты умеешь правильно пользоваться?
Почему ты считаешь, что такое использование позволяет избежать опасные ситуации?
Не менее опасный вред здоровью могут нанести предметы бытовой химии. Ребята, какие предметы бытовой химии вы знаете?
4 конкурс Объявляется блиц - конкурс: «Опасность!»  
За 1 минуту написать названия предметов бытовой химии, которые нельзя брать без разрешения родителей. За каждый предмет 1 балл
Возникновение  каких опасностей связано с этими предметами?
Подведение итогов игры.
Объявление победителя игры. Награждение медалью.
4. Подведения итогов. (Слайд 14)
- Чем была полезна тема?
- Что нового вы узнали?
- Что вас особенно удивило и поразило?
- Какое задание вам показалось наиболее интересным?
- При выполнении какого задания испытывали трудности?
- Что необходимо делать, чтобы не причинить себе вред, избежать опасных ситуаций?
- Как сейчас вы можете объяснить смысл пословицы «Мой дом – моя крепость»? ВЫВОД. Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.
5. Самооценка обучающимися своих знаний по теме
- А как вы оцените свои знания об объектах повышенной опасности
Посмотрите, у вас на парте есть дорожка успеха
Нужно поставить букву «Я» на той части дорожки, которая соответствует вашим знаниям и умениям по теме.  (- не знаю, знаю некоторые предметы повышенной опасности, знаю всё о предметах повышенной опасности и могу ими правильно пользоваться, знаю и могу научить другого)
- Сформулируйте главные правила, которые вы назвали на занятии. (прикрепляются на магнитную доску в уголок безопасности)
4 – Не играй на балконе в подвижные игры!
5 – Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.
6 – Не играй с огнем!
– Нельзя без взрослых брать лекарство и предметы бытовой химии!
- Назовите номера телефонов, по которым можно обращаться за помощью.
6.Домашнее задание. В твоём доме могут быть и другие объекты повышенной опасности. Дома найди эти объекты и объяснить правильное их использование.
7. Проверка знаний. (по итогам трёх занятий)
Решение кроссворда. (Работа в парах или группах)По горизонтали:
Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (Электричество)
7. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.
Не зевай и не стой, а залей … (Водой)
8. Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)
9. Посмотри на меня – вся дырявая я.
Но зато я ловко тру тебе морковку. (Тёрка)
11. Что опасного во мне, если супа нет на дне?
Только если суп горяч – от детей меня ты прячь! (Кастрюля)
13. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём.
И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр!
Не шути с сестричками, тоненькими … (Спичками)
15. Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)
16. Тук на работу вышел, каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд, как ударит, крепко станет. (Молоток)
По вертикали:
Как начнёт говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь – не обваривать. (Кипяток)
Остренькая проволочка, дырявая головочка.
Остренький зубок – береги-ка свой глазок. (Иголка)
Я пузатый и пыхтящий, ротозеев не терпящий.
Если только захочу, кипятком всех окачу. (Самовар)
Если хорошо заточен, всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож)
В брюхе жарко у меня, а в ному моём дыра.
Когда всё во мне кипит, из неё пар валит. (Чайник)
10. Только я, только я, я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Плита)
12. Он целый день звенел в бору густом, от инея белесом.
А ночью, подойдя к костру, заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)
14. Бью парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)