План — конспект урока русского языка в 5 классе по теме Обобщение материала по теме Имя существительное


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Обобщение и систематизация материала по теме «Имя существительное»
(Тема урока)
Ф.И.О. : Мурадян Алла Викторовна
Место работы: Государственное казенное специальное учебно – воспитательное учреждение Ростовской области специальная общеобразовательная школа закрытого типа с. Маньково Чертковского района
Должность : учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс 5
Тема и номер урока в теме: «Имя существительное», урок №22.
Базовый учебник – «Русский язык» 5 класс, авт. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Цель урока: создать условия для успешного обобщения материала по теме «Имя существительное»
Задачи:
Обучающие: закрепление понятия склонение существительных, род, падеж, морфологические признаки; закрепление умений определять морфологические признаки существительных; выработка орфографического навыка правильного написания окончаний существительных.
Развивающие: развитие навыка анализировать текст; развитие умения сопоставлять и анализировать материал; развитие орфографической зоркости; развитие логического мышления.
Воспитательные: воспитание аккуратности; воспитание любви к природе, к Родине, к родному языку.
Тип урока: обобщение материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
I Организационный. момент Взаимное приветствие 2 мин.
II ЦелеполаганиеДемонстрация слайда 1. Эпиграф урока.
Слайд 2. Тема урока. Объявление темы урока. Оформление рабочего дня в тетрадях 2 мин.
III Повторение и систематизация материала 1. Работа с текстом Демонстрация слайда 3 на интерактивной доске. Вопросы по тексту. Смысловой анализ текста.
Работа с заданиями к тексту 7 мин.
2. Синтаксический разбор предложения Слайд 4. Чистый лист в линию. Выполняют разбор предложения(один у доски). 3 мин.
3. Морфологический разбор существительного У доски учащийся выполняет разбор сущ. 3 мин.
4. Словарный диктант Демонстрация слайда 5 для проверки диктанта Написание словарного диктанта с последующей взаимопроверкой 7 мин.
5. Повторение орфограммы «Правописание падежных окончаний имен существительных» Коллекция «Морфология и орфография в таблицах» 1 Демонстрация Рассказывают правило. 4 мин.
6. Комментированное письмо Слайд с таблицей. Записывают слова и по цепочке комментируют их написание.
Повторяют по таблице 4 мин.
7. Физкультминутка Карточки с именами существительными физкультминутка 3 мин.
8. Распределительный диктант Коллекция «Морфология и орфография в таблицах» 2 4 мин.
IV Подведение итогов.
Выставление оценок. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Дети подводят итог урока. 3 мин.
V. Домашнее задание
Упр. 563 Комментирование домашнего задания 2 мин.
Тема урока: «Обобщение и систематизация материала по теме «Имя существительное»
Цель урока: создать условия для успешного обобщения материала по теме «Имя существительное».
Задачи:
1.Обучающие: закрепление понятия склонение существительных, род, падеж, морфологические признаки; закрепление умений определять морфологические признаки существительных; выработка орфографического навыка правильного написания окончаний существительных.
2.Развивающие: развитие навыка анализировать текст; развитие умения сопоставлять и анализировать материал; развитие орфографической зоркости; развитие логического мышления.
3.Воспитательные: воспитание аккуратности; воспитание любви к природе, к Родине, к родному языку.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Объявление темы урока, целей.
Демонстрация слайда 1.
Эпиграф.
По слогам твердим, едва осиляВяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту…
А. КафановЧтение эпиграфа.
Слово учителя. Такими словами поэт Александр Кафанов предлагает вспомнить первые слова нашей речи – имена существительные. Какое первое слово произносит малыш? (мама) У нас сегодня важный день – мы подведем итог нашего путешествия в страну Существительных.
Демонстрация слайда 2.
Число. Классная работа.
Обобщение и систематизация материала по теме «Имя существительное».
Объявление цели урока.
Учащиеся записывают число, тему урока.
Повторение и систематизация материала.
Слайд 3.
Работа с текстом.
Это случилось на (Д,д) альнем Восток.. . П..граничники з..ставы играли на сп..ртивной площадк.. в волейбол.
Вдруг они увидели медведя. Идет б..дняга и (не)видит дороги.. . Лакомка нашел (в)лесу консервную банку, стал её вылизывать. Засунул мишка гол..ву по самые уши, а вытащить (не)может.
П..граничники освободили несча..ного мишку, иначе бы он п..гиб.
Задание к тексту.
Озаглавьте текст.
Какова тема текста, о чем он?
Откуда взялась консервная банка в лесу?
Можно ли так поступать людям по отношению к окружающему миру?
(Один ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы, комментирует выбор)
Остальные учащиеся выписывают из текста слова с орфограммой в корне, в окончании, собственные наименования, слова со скобками.
Ученик у доски подводит итог работы.
- Как мы действуем при написании падежных окончаний имен существительных?
- Значит, мы должны хорошо знать склонение сущ.
Проверка знания склонения им. сущ.
Задание по вариантам.
Вариант 1.
- Найти в тексте сущ. 1 склонения.
Вариант 2
- Найти в тексте сущ. 2 склонения
- А какие сущ. относятся к 3 скл.? Есть ли они в тексте? Приведите свои примеры.
2. Синтаксический разбор предложения.
Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения в тексте, устно дает характеристику предложения: Идет бедняга и не видит дороги.
Слайд 5.
Чистый лист в линию.
Морфологический разбор сущ. дороги. Морфемный разбор слова площадке.
3.Словарный диктант.
На дороге, к избушке, в школе, в Астрахани, в Ярославле, цветы яблони, на черемухе, к опушке, от деревни к деревне.
Учащиеся записывают диктант, меняются тетрадями для взаимопроверки.
Написанное сверяют с доской, слайд 6.
- Какое правило вы вспомнили, когда писали диктант?
- Давайте его вспомним и обобщим по таблице http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d7f851b-bd0c-4f0e-9d79-ff6f86c7f242/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_07-AT%5D.swf- А какое окончание вы напишите в слове в академии?
- Какое это склонение? А падеж? Значит – е? (Нет, это слова на – ия, Р.п., Д.п., П.п. – окончание – и)4.Физкультминутка.
5. Комментированное письмо.
Из Германии, по истории, на акации, находились в здании, ждали в лектории.( По ходу письма по цепочке комментируют )
Вывод.
6.Распределительный диктант
Распределить на 3 столбика: правописание о, е, ё в корне, в суффиксе, в окончании существительных.
Жёлудь, лучом, зайчонок, камышом, шов, плечом, крышей, сушей, ручонка, жёлтый, капюшон, медвежонок, верблюжонок, ожёг руку, ожог руки.Вывод.
- Давайте подведем итог по таблице http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/188fa10f-84e8-4ad4-bd89-4dccf884829b/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_14-AT%5D.swfПодведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы по теме урока. Учитель выставляет оценки за урок.
Домашнее задание. Упр.563.
Приложение к плану-конспекту урока
«Обобщение и систематизация материала по теме «Имя существительное»
Тема урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Коллекция «Морфология и орфография в таблицах» Интерактивная гипертекстовая трехуровневая таблица иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d7f851b-bd0c-4f0e-9d79-ff6f86c7f242/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_07-AT%5D.swf2. Коллекция «Морфология и орфография в таблицах» Интерактивная гипертекстовая трехуровневая таблица иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/188fa10f-84e8-4ad4-bd89-4dccf884829b/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_14-AT%5D.swf