Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»»


Урок русского языка в 5 классе
Предмет: русский язык
Тема: «Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений..
Форма проведения: интерактивная
Участники: обучающиеся 5 класса
Цель:
1. Коррекционно-развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь, навыки грамотного правописания обучающихся.
2. Воспитывающие: воспитывать умение работать самостоятельно, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, чувство любви к фольклору.
3. Образовательные: повторить и закрепить понятия: грамматическое значение, грамматические признаки, синтаксическая роль имени существительного, сформировать навыки и умения правописания падежных окончаний, суффиксов имен существительных, умение различать их, закрепить знания о лексическом значении имён существительных.
Оборудование: учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов .Русский язык 5 класс, произведение А.Н. Толстого «Золотой ключик», распечатка, словарь русского языка Ожегова, карточки для групповой, индивидуальной, работы, работы в парах, мультимедийное оборудование
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать значимый, занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные УУД: организовать установку на здоровый образ жизни; формировать основы культуры поведения, развивать симпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способностей к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Основные понятия: усвоение правил правописания окончаний, суффиксов существительных, грамматического значения, грамматических признаков, синтаксической роли существительных.
Межпредметные связи: литературное чтение, словесное рисование

Технологическая карта.
Этапы урока Целеполагание этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУДД
1.Организационнй момент.
Мотивация к учебной
деятельности. 1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
. Приветствие учителя. Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Здравствуйте, ребята! Садитесь.В такой прекрасный деньЯ очень рада встрече с вами,Приступим же к работе поскорей,Надеюсь, справимся с заданиями.
- Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок?(на ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки. см. Приложение №1)Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнце.Если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.
Пятиклассники поднимают карточки с изображением солнца или тучи,ив зависимости от того, какое настроение преобладает, учитель делает переход к уроку. – Ребята, вы знаете сказку «Приключения Буратино»?
- Кто автор этой сказки?
- Кто является её главным героем?
- Я получила письмо от папы Карло. У него опять неприятности. И поэтому он обращается к вам с просьбой помочь ему. Послушайте!
2.Чтение письма учителем:
Здравствуйте, милые дети!
Я самый несчастный папа на свете!
Мой сын, мальчишка деревянный,
Такой беспечный и упрямый.
Волшебный он театр открыл,
А всё, что знал, совсем забыл.
Весь день баклуши бьёт, играет,
А грамоты совсем не знает.
О Буратино Кот, Алиса всё узнали
Без промедления они его украли.
Пока я размышлял - он был таков,
Попав в страну «чудесных» Дураков.
Помогите, о добрые, умные дети,
Папе Карло, несчастному папе на свете!
- Какое несчастье случилось у папы Карло?
- Поможем ему найти Буратино?
- Для этого нужно преодолеть препятствия, которые поставили кот Базилио и Алиса. Справитесь с ними? Покажите свои знания, умения и смекалку?
-Тогда вперед!
-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: 14 марта. А место для темы урока оставьте пока свободным. Раздача контрольных листов.
Приветствие обучающихся. Выбирают рисунок и демонстрируют своё настроение. УДД: личностные, коммуникативные
Цель: создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха; мотивировать на учёбу.
2. Актуализация знаний.
-Повторение, обобщение изученного.
-Закрепление, обобщение изученного материала
.
3.Постановка учебной задачи при повторении, обобщении изученного
4. Физкульт минутка.
.
--Повторение и закрепление грамматических признаков существительного
5.Развитие речи
6.Редактирование текста
7. Домашнее задание.
8.Рефлексия деятельности (итог урока). 1.Чтобы отправиться в путь, необходимо преодолеть препятствия. Первое – «Интеллектуальная разминка». (Работают в группах (2 группы): одна формулирует вопросы, другая даёт ответ.1.Чтобы охарактеризовать имя существительное, какие вопросы нужно задать? Очень хорошо. И 1-я, и 2-я группы удачно справились с заданием. Препятствие преодолено, можно продолжать движение по запланированному маршруту.

2.Вторая остановка - 2-е препятствие - харчевня «Три пескаря». Мы подошли к харчевне «Три пескаря», чтостоит у дороги в страну Дураков. Кто знает, что такое харчевня.(Определение лексического значения слова: словарь С.И. Ожегова – устар. Трактир, закусочная с дешёвыми и простыми кушаньями. Слайд №2 ).
Хозяин харчевни никого не пропустит дальше, если мы у него не поедим. Придется заказать обед. Выберите из меню блюда и запишите их по предложенному началу: «Принесите мне, пожалуйста, …»(Это задание предполагает работу в паре или самостоятельную работу). Работая в паре(самостоятельно), определите склонение и род имен существительных, выделите окончания.
(На доске – плакат с названиями блюд или слайд). «Меню харчевни «Трех пескарей»
Баранья похлебка с чеснокомБулочки с корицей
РассольникСладкие пирожки
Грибной бульонМиндальное пирожное
Чудно зажаренный барашекМалиновое варенье
ГусенокЛеденцовый петушок
Голубь на вертелеСырая луковица
Прекрасная печенкаТри корочки хлеба
Жирные караси Кипяченое молоко
Мелкая рыбешка на закускуГорячее какао
Жареный поросенокХолодный лимонад
Парочка уточек Чистая вода.
! Вы преодолели 2 препятствия, выполнив верно задания. Думаю они помогли вам в определении темы урока. Кто готов озвучить её?
Запись темы в тетради.
3.А вот и 3-е препятствие - мост
- Вы подошли к мосту, перейдя который, попадете в Страну Дураков. Но вот неудача! Мост неисправный. Кот и Лиса его разобрали по бревнышкам. Почините мост.
Игра «Головоломка»(3-й слайд)
Перед вами на экране (доске) в двух колонках записаны части предложений. Восстановите предложения, соединив стрелочками части. Скажите, какие сущ-е здесь преобладают. Сформулируйте самостоятельно вопросы. - Скажите, какие ещё имена собственные встречаются в сказке?
1.Джузеппе уронил рубанок 1)Что золотые монеты
зазвенели у него во рту
2.Это оказалась старая 2)черепаха Тортила с пПодслеповатыми глазами
3.Лиса Алиса ухмыльнулась 3)как крыло белой бабочки.
4.Тут Буратино от страха так затрясся 4)и злобно зарычал.
5.Это была пожилая 5)злая крыса Шушара.
6.Мальвина побледнела 6) и съела все вместе
с костями
7.Артемон поджал хвост 7)и сел прямо на пол
Прежде чем преодолеть следующую преграду, думаю, уместно сделать привал. Предлагаю вам активный отдых. Физкультминутка. Проводит обучающийся.
4.Распутье
Что это?
- Впереди распутье. Вам придется разделиться на две группы и пойти по разным дорогам. Может быть, мы так быстрее найдем Буратино.
И опять препятствие.
(Работа учащихся разных групп по карточкам).
- Игра «Кто больше» (слайд 5 - задания на экране или на карточках)
1 группа: Какие животные встречаются в сказке? Запишите. На какой вопрос отвечают записанные слова? Как называются такие имена существительные?
2 группа: Из текста выпишите слова существительные, которые обозначают род занятий человека., объясните их правописание. На какой вопрос отвечают записанные слова? Как называются такие имена существительные?
Вспыхнули матовые уличные фонарики…
Двери в домах раскрылись, выбежали маленькие человечки, полезли в игрушечный трамвай. Кондуктор зазвонил, вагонов…жатый завертел ручку, мальчишка живо прицепился к колбасе, милиц…онер засвистел, - трамвай укатился в боковую улицу между высокими домами. Проехал в…ло…ипедист… Пробежал газ…чик…. Морожен(ь?)щик прокатил через площадку тележку с мороженым….
- Игра «Кто быстрее» ( слова записаны (на экране(слайд 6) на карточках).После выполнения заданий сформулируйте задачу, которую вы решали. Обоснуйте свой ответ.
1 группа: Запишите слова в предложном падеже, выделите окончания, объясните выбор.
Приключение, декорация, комедия, представление, сценарий, армия.
2 группа: Запишите слово в творительном падеже, выделите окончание, объясните выбор.
Лестница, стриж, товарищ, солнце, ключ, плечо.
-- Игра «Кто больше» (по карточкам).
3 группа: из предложений выпишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Чем ближе он подходил к школе, тем громче … играла музыка.
Ночь была темна,- этого мало – черна, как сажа. Мыши приносили Мальвине сахар, сыр и кусочки колбасы.
Артемон кинулся к муравейнику, лаем разбудил все население и послал четырех муравьев - перегрызть веревку, на которой висел Буратино.
Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую.
4 группа: Из предложений выпишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Джузеппе сдвинул очки на кончик носа.
Он посмотрел в корзину со стружками – никого.
Он зажег лампу, взял ножницы, клей….
Вырезал и склеил коричневую курточку и ярко-зеленые штанишки.
Не держите вставочку судорожно и слишком близко к перу, иначе вы испачкаете пальцы в чернилах.

5. Молодцы. И эта преграда позади. Но чтобы освободить Буратино, необходимо посетить Поле Чудес.
– Две дороги слились в одну, которая привела нас на Поле Чудес, которое находится в центре Страны Дураков. Буратино уже однажды побывал там.
Что он делал на Поле Чудес?
Вспомните, как ведет себя Буратино в гостях у Мальвины?
Перед вами отрывок из сказки, где описываются действия Буратино. Прочитайте его. (Текст написан на доске, или на экране, или на распечатках).
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
- Что не так делал Буратино?
- Как нужно правильно вести себя за столом?
Запишите в тетради советы для Буратино о правильном поведении за столом. У имен существительных определите падеж и число, выделите окончание.
6.И вот наконец мы у цели.
(Освобождение Буратино)
На краю Поля Чудес стоит заброшенный сарай. Чей это голос вы слышите? Там Буратино! Чтобы освободить Буратино, нам нужно открыть замок . Замок с секретом, который специально придумали Алиса и Базилио, чтобы никто не смог выручить Буратино.
Попробуйте разгадать этот секрет.
Игра «Корректоры». Посмотрите внимательно на доску(экран, распечатки)
На доске записаны предложения. Попробуйте самостоятельно сформулировать задание. Или сам учитель сообщает задание.
Исправьте ошибки, допущенные при написании, морфемном и синтаксическом разборе. (Учащиеся выходят к доске и исправляют ошибки).

В комнати стоял чюдесный кукольный тиатр.
(побудительное, невосклицательное, простое, распространенное).
На занависи его блестел залатойзигзакмолнее (повествовательный, восклицательный, сложное).Итог.
Вот вы и освободили Буратино.
Посмотрите, сколько препятствий вы преодолели, благодаря вашим знаниям и готовности прийти на помощь. Вас никто не сможет заманить в Страну Дураков и, надеюсь, Буратино тоже.
Подготовиться к контрольному диктанту, повторив сведения по теме. Можно использовать тест.
(Распечатка типовых заданий раздаётся каждому пятикласснику)
8. Рефлексия. 9. Оценки(подведение итогов)
- Является ли тема урока значимой? - Какие виды деятельности вам понравились на уроке? –Какие трудности возникли при выполнении заданий по теме?
- Кто же из вас набрал больше всех баллов, показав знания, сформированные умения и навыки?
- А теперь давайте проверим, какое же у вас настроение после урока? Поднимите солнышко или тучку.- Спасибо за урок, мне очень было приятно работать с вами.
    Формулируют вопросы.
1.Что обозначает существительное?
Ответ: сущ-е обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?
2. Назовите постоянные морфологические признаки имени сущ-гоОтвет: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, род, склонение.
3. Назовите непостоянные морфологические признаки имени сущ-гоОтвет: падеж, число.
4.Какова синтаксическая роль сущ-го?
Ответ: является всеми членами предложения.
( Приводят примеры)
Выбирают блюда(3-4) определяют род, склонение. Работают самостоятельно.
Называют тему урока.
Имена собственные. Что такое собственные сущ-е? Расскажите о правописании имён собственных. Какие сущ-е называются нарицательными? Чем они различаются? Выпишите собственные и нарицательные сущ-е.
Дают ответы на вопросы.
Работают в паре. 1-7, 2-5, 3-6, 4-1, 5-2, 6-3, 7-4
Имена собственные: Джузеппе, Тортила, Алиса, Буратино, Шушара, Мальвина, Артемон. Нарицательные сущ-е: рубанок, монеты, черепаха, лиса, крыса, черепаха, кости, хвост, полВыполняют упражнения.
Работают в группах.
Имена существительные
Одушевленные: лиса, черепаха, бабочка и т.д.; неодушевленные: крыло, рубанок, кости и т.д.Выписывают слова: кондуктор, вагоновожатый, милиционер, велосипедист, мороженщик, объясняют орфограммы(словарно-орфографическая работа). Отвечают на вопрос: кто? Одушевлённые.
Делают вывод.
Работают в группах.
О приключении, о декорации, в комедии,
о представлении, в сценарии, об армии. Чем отличается способ выбора окончаний сущ-х на –ие,-ия,-ий ? В данных сущ-х в п.п. пишется всегда окончание- и-, а у сущ-х на –ия в р.п, д.п.
-
Почему нас интересует творительный падеж?
-Именно в творительном падеже нужно уметь различать правописание букв –о-, -е- после шипящих и ц. Рассказывают правило. Лестницей, стрижом, товарищем, солнцем, ключом, плечом.
Все ли сущ-е имеют оба числа – единственное и множественное? Этот вопрос нужно поставить при определении числа сущ-х. Данное задание помогает понять, что есть сущ-е, употребляющиеся только в ед.ч. Уместно назвать значения этих сущ-х.
Музыка, сажа, сахар, сыр, колбаса, касторка. – Какие же ещё сущ-е имеют форму только ед.ч.? Называют – белизна, краснота, удивление; Неман, Минск, Байкал; листва, братство, вороньё, студенчество.Нам нужно доказать, что есть несколько групп сущ-х, употребляющихся только во мн.ч.
Называют значения сущ-х.
Называют выбранные сущ-е.
Очки, стружки, клей, ножницы, штанишки, чернила. Есть ещё разряды существительных, употребляющихся только во мн.ч. Приводят примеры: Гималаи, Альпы, Мытищи; сутки, каникулы; проводы, выборы и т.д.
Отвечают: - Он многого не знал и не умел, поэтому иногда совершал глупые поступки.
Обучающиеся , работая в парах или самостоятельно, записывают правила поведения за столом. Определяют падеж и число сущ-х.
В данных словах орфографические ошибки, ошибки в синтаксическом разборе предложений. Наша задача – исправить их, то есть выступить в качестве корректоров.
В комнате, чудесный, театр; повествовательное.
На занавеси, золотой, зигзаг, молнии. Объясняют орфограммы.
Работают в парах.
1
Тема урока важна, так как мы повторили всё, что характеризует сущ-е как часть речи, правописание её окончаний, выполнили задания по развитию речи.
-Называют понравившиеся виды деятельности, возникшие трудности при выполнении заданий.
-Считают количество баллов в контрольных листках.
. УДД: коммуникативные, регулятивные. Цель: формировать навыки договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, работать в группах
УДД: познавательные, регулятивные.
Цель: научить опираться на известное, развить умения применять приобретённые знания,
научить способам взаимодействия, сотрудничества, самостоятельной работе.
УДД: познавательные, регулятивные. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность, развить умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве(формирование умения работать в паре), сотрудничестве с учителем ставить задачи.
УУД: личностные. Цель: формировать интерес к ЗОЖ ( установка на здоровый образ жизни)
УДД: коммуникативные, познавательные , регулятивные. Цель: развить внимание, монологическую речь обучающихся; создать благоприятную атмосферу заинтересованности; сформировать логические умения: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждения.УУД: регулятивные,
коммуникативные, познавательные.
Цель: научить опираться на известное, развить умения применять приобретённые знания,
научить способам взаимодействия, сотрудничества, самостоятельной работе.
УУД: регулятивные,
коммуникативные, познавательные, личностные
Цель: научить опираться на известное, развить творческие способности, повторить правила этики,
научить способам взаимодействия, сотрудничества, самостоятельной работе
УУД: регулятивные,
коммуникативные, познавательные.
Цель: научить опираться на известное, развить умения и навыки находить ошибки, правильно исправлять их; научить способам взаимодействия, сотрудничества.
УУД: познавательные, личностные, коммуникативные.
Цель: научить осмысливать свои действия, давать самооценку на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения