Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» ( спортивно- оздоровительное направление)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Проволоченская основная школа
городского округа город Выкса
Нижегородской области
Принята на педагогическом совете
МБОУ Проволоченской ОШ
Протокол № __
от «__»__________ 2016г.
Утверждено
Директор МБОУ Проволоченской ОШ
_______________Н.Н. Луньков
«____» ___________2016г.
Дополнительная общеобразовательная
программа по внеурочной деятельности
«Быстрее, выше, сильнее»
( спортивно- оздоровительное направление)

Возрастной состав обучающихся: обучающиеся 5-9 классов (11-115 лет)
Продолжительность обучения: 1 год
Составитель: учитель физической культуры
Баринов Дмитрий Александрович
р.п. Виля
2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Название разделов
Страница
Пояснительная записка
2
Основные направления содержания программы
8
Учебно - тематический план.
9
Тематическое планирование
12
Список используемой литературы
16
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности   «Быстрее, выше, сильнее» разработана в соответствии:
— с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного   общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего   образования. — М.: Просвещение, 2011);
— с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. — М.: Просвещение, 2011 год);
— учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2010);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
 
Актуальность программы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с ранних лет. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети 11-15летнего возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ предметных программ по изобразительному искусству, природоведению, технологии.
  Цель программы — создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности
Системно — деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;
Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, природоведение, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица №1.
Метапредметные связи программы
Предмет Интеграция с другими науками Содержание программы
 
История История древнего мира. Олимпийское движение.
Природоведение Организм человека.
Опора тела и движение.
Наше питание. Осанка – это красиво.
Умеем ли мы питаться.
Технология От замысла к результату. Технологические операции. Правильное питание.
Изобразительное искусство Мир фантазии. Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков.
Физическая культура Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению   препятствий. Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки.
Музыка Выразительность музыкальной интонации. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций .
 
Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Привлечение родителей к совместной деятельности .
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Основные направления содержания программы
Вводное занятие. Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дама до школы. Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио
Уроки здоровья.
В уроки здоровья входят следующие темы:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Катание на коньках. История возникновения и развития конькобежного спорта. Терминология. Правила ухода за коньками. Понятие об общественной и специальной подготовке конькобежцев. Практические занятия на коньках с применением подвижных игр.
Лыжная подготовка. История возникновения и развития лыжного спорта Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Ритмическая гимнастика. Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Разминка. Стрейчинг. Релаксация.
Баскетбол. История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Легкая атлетика. История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Учебно - тематический план.

п/п Тема Всего часов Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия
1. Вводное занятие. 1 час 1час 2. Уроки здоровья: 2 часа 2 часа 3. Катание на коньках 5 часов 1 час 4 часа
4. Лыжная подготовка 5 часов 1 час 5 часов
5. Ритмическая гимнастика 6 часов 1 час  4часа
6 Баскетбол 9 часов 1час 8 часов
7. Легкая атлетика 8 часов 1 час 7 часа
  Итого 36часов 9 часов 26 часа
Содержание процесса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
школьник знает и понимает общественную жизнь школьник ценит общественную жизнь школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Для достижения данного уровня необходимо.
взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Форма внеурочная деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
     
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции  
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
 
Указание времени, места и форм организации программы.
 
Программа внеурочной деятельности «Сильнее, выше, быстрее» предназначена для обучающихся 5-9 классов, с учётом реализации её учителями основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 11 до 15 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5-9 классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Формы организации внеурочной деятельности
 Функции:
расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
расширения коммуникативного опыта;
организации детского досуга и отдыха.
 
Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.
 
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый — информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа рассчитана на 36часов – 1 раз в неделю.
                                
 
 
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
 

П/п Тема Решаемые проблемы учеником
  Количество
часов
1 Вводное занятие Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 1
2 Уроки здоровья: Как правильно составлять режим дня и питание 1
3 Уроки здоровья: Как научиться обсуждать проведенные занятия, личного участия каждого ученика.
  1
4 Катание на коньках Как использовать передвижение на коньках в
организации активного отдыха 1
5
  Катание на коньках Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 1
6 Катание на коньках Как правильно использовать технические действия для катания на коньках 1
7 Лыжная подготовка Как правильно вести себя на занятии по лыжной подготовки. Температурный режим, одежда, обувь лыжника. 1
8 Лыжная подготовка Как правильно выполнять технику   попеременного и одновременного двухшажных ходов. 1
9 Лыжная подготовка Как выполнить подъем елочкой на склоне 45˚
Как правильно выполнит технику спусков и преодолеть дистанцию 2 км. 1
10
  Лыжная подготовка Как контролировать физическую нагрузку по
частоте сердечных сокращений.
  1
11 Ритмическая гимнастика Как правильно применять ритмические действия в связке (танец) 1
12 Ритмическая гимнастика Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 1
13 Баскетбол Как использовать игру баскетбол в организации активного отдыха 1
14 Баскетбол Как моделировать технику игровых действий и приемов 1
15 Баскетбол Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий 1
16 Легкая атлетика Как демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений и метания набивного мяча.
  1
17 Легкая атлетика Как осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебной задачи 1
18 Легкая атлетика Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика 1
 
19 Катание на коньках Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 1
20 Катание на коньках Как правильно использовать технические действия для катания на коньках 1
21 Лыжная подготовка Как правильно вести себя на занятии по лыжной подготовки. Температурный режим, одежда, обувь лыжника. 1
22 Ритмическая гимнастика Как правильно применять ритмические действия в связки(танец). 1
23 Ритмическая гимнастика Как правильно составить комплекс ритмических упражнений . 1
24 Ритмическая гимнастика Как составить танец из ритмических упражнений. 1
25 Ритмическая гимнастика Как составить танец из ритмических упражнений. 1
26 Легкая атлетика Как правильно выполнить технику метания мяча. Как развить выносливость 1
27 Легкая атлетика Как выполнить бег на выносливость. Как   совершенствовать технику передачи эстафетной палочки. 1
28 Легкая атлетика Как преодолеть планку в прыжке в высоту, и
дистанцию бега на выносливость. 1
29 Легкая атлетика Как правильно выполнять стартовый разгон. Как развить выносливость. 1
30 Легкая атлетика Как преодолеть планку в прыжке в высоту, и
дистанцию бега на выносливость. 1
31 Баскетбол Как правильно совершенствовать передачи от груди. Как выполнить технику ведения мяча змейкой. 1
32 Баскетбол Как выполнить передачу одной рукой от плеча на месте и в движении. Как правильно совершенствовать технику ведения мяча. 1
33 Баскетбол Как правильно выполнить технику ведения мяча. Как совершенствовать технику передачи мяча. 1
34 Баскетбол Как правильно выполнить технику передачи мяча. Как правильно выполнить броски по кольцу. 1
35-36 Баскетбол Как выполнить совершенствование техники
бросков в кольцо и финты. 2
Список используемой литературы для составления программы
 
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. — / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., — 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. — 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. — 176с. — / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. //   №1 — 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.