Программа курса «По дороге к азбуке» для детей подготовительных классов к школе.


Программа курса «По дороге к азбуке»
(подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование их устной речи)
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников разработана на основе программы
- Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе»,
- Авторской программы Н. А. Федосовой «От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Программа данного курса направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Цель программы: научить детей грамоте и печатному письму.
Подготовительный курс «По дороге к азбуке» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;- познакомить с правилами школьной жизни;- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;- познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);- обогащать словарный запас и развивать речь;
- формирование грамматического строя речи ребенка;- проделать первые шаги к рефлексии.
Направленность содержания курса – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям. Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные вывод, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Данная программа курса «По дороге к азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут, всего 28 занятий за год.
Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основное содержание программы
Наименование разделов, тем Количество часов
Раздел «Осенние странички» 8
Раздел «Зимние странички» 8
Раздел «Весенние странички» 8
Раздел «Летние странички» 4
Раздел «Осенние странички» - 8 часов.
Совершенствование и развитие устной речи. Составление рассказа по картине. Составление рассказа на тему «Осень», «Осенний наряд деревьев», «Осенний урожай», выбор осенней одежды для детей. Определение звуков осени (шум ветра, дождя, листьев). Формирование чёткого произношения звуков. Различение предметов по существенным признакам (одежда, обувь, головной убор). Формирование чёткого произношения звуков. Выделение звуков из слов. Звуковая схема. Произношение гласных звуков протяжно: [и], [э], [а], [о], [у], [ы]. Прослушивание музыкальных произведений (модуль «Музыка», автор Г. П. Сергеева). Рисунки на темы «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в деревне». Работа со словами на темы «Перелётные птицы», «Зимующие птицы». Работа над произношением: интонация, темп речи, паузы. Выделение голосом слов. Слушание русской народной сказки.
Раздел «Зимние странички» - 8 часов.
Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Зима», «Зимние забавы», «Животные зимой», «Птицы зимой». Составление рассказа по заданному началу. Вопросы детей к сюжетным картинкам. Признаки зимы. Нахождение закономерностей. Формирование чёткого произношения звуков. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков. Выделение звуков в слове. Работа со словами на темы «Зимняя одежда», «Зимняя обувь», «Птицы зимой». Чёткое произношение каждого слова четверостишия «Сквозь волнистые туманы...» А. С. Пушкина. Чтение педагогом стихотворения А. С. Пушкина «Зима».
Раздел «Весенние странички» - 8 часов.
Составление рассказа по картинке. Ответы на вопросы по темам «Птицы весной», «Пере-лётные птицы», «Весенние заботы». Составление загадок на тему сюжета рисунка. Составление рассказов, сказок о весне, её признаках. Рисование образа весны. Формирование чёткого произношения звуков. Звуковой анализ слов грач, утка. Составление потешек, загадок. Работа в ограниченном пространстве строки. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится...». Разбор слов нудит; жаворонки подняли трезвон... Работа над содержанием стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна!..». Формирование чёткого произношения звуков. Выделение звуков в слове. Составление из первых звуков слов слова птица. Звуковой анализ слова. Разговор на темы «Весенняя одежда», «Обувь, головные уборы». Составление рассказа по картинке «Скоро лето». Загадки, пословицы, поговорки на тему «Лето». Стихотворения. Чистоговорки. Скороговорки. Называние первых звуков слов. Чтение педагогом русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Ответы на вопросы. Составление сказки по иллюстрациям.
Раздел «Летние странички» - 4 часа
Составление рассказов по картинке «Лето», «Летний отдых детей», «В летнем лесу». Подбор предложений к картинке «Лето» из стихотворения И. Сурикова «Лето». Составление предложений по заданному началу. Составление загадок, небольших сказок по отдельным сюжетам иллюстрации. Составление рассказа на тему «Необыкновенное вокруг нас». Рассказ Л. Толстого «Нашли дети ежа». Произношение протяжно всех гласных. Дифференциация звуков. Звуковой анализ слов грибы, игла, игра. Звуковая схема к слову радуга. Дифференциация звуков, произношение гласных звуков, парных согласных.
К концу обучения по программе «По дороге к азбуке» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом дети будут иметь представление:
- о звуках и буквах родного языка;- о правилах школьной жизни;- о характеристике звуков;
- о месте звука в слове;
- о правильности и плавности чтения по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
Знать:
- название нашей страны, ее столицы, родного города;- правила поведения в школе;- правила вежливого общения;- знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
- осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- определять место звука в слове;
- давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком.
Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;- уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
- упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
- уметь различать понятия «звук», и «буква». ( различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки, звонкие-глухие звуки);- использовать в общении правила вежливости.
Описание материально-технического обеспечения
1.Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. (Серия «Готовимся к школе»)– СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004
Технические средства обучения:
компьютер
мультимедийное оборудование.
Календарно-тематическое планирование курса

п/п Тема занятия Кол.
часов Дата
Добуквенный период-2 часа
1 Понятие предложения. Схема предложения.
Составление предложений по схеме 1 03.10
2 Слог. Деление слов на слоги.
Ударение. Ударный и безударный слоги 1 10.10
Буквенный период-26 часов
3 Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки. 1 17.10
4 Буква и звук а. 1 24.10
5 Буква и звук о. 1 31.10
6 Буква и звук у. Чтение слогов с изученными буквами 1 07.11
7 Буква и звук и. Чтение слогов с изученными буквами 1 14.11
8 Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 21.11
9 Буква и звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 28.11
10 Буква н, звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 05.12
11 Буква р, звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 12.12
12 Буква л, звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 19.12
13 Буква м, звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 26.12
14 Буквы б- п, звуки б, б', п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 16.01
15 Буквы д- т, звуки д, д', т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 23.01
16 Буквы г-к, звуки г, г', к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 30.01
17 Буквы в-ф, звуки в, в', ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 06.02
18 Буквы з-с, звуки з, з', с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 13.02
19 Буквы ж - ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 20.02
20 Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 27.02
21 Буква й, звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 12.03
22 Буква х, звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 19.03
23 Буква ч, звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 26.03
24 Буква щ, звук щ’. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 02.04
25 Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 09.04
26 Гласная буква «ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 16.04
27 Гласная буква «я». Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 23.04
28 Игра «Путешествие в стране букв» 1 30.04