Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное — часть речи удивительная (6 класс)


Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».
Цели:
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная, творческая, игра.
Оборудование:«Русский язык. 6 класс» под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., карточки с заданиями, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.                      
 Задачи урока:
Образовательные:
развить навыки определения морфологических признаков имени существительного;
формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийной презентации
Имя существительное-хлеб языка.
Л.В.Успенский
I.Оргмомент. Слово учителя. Приветствие. Мотивация на положительный результат
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Открыли тетради и записали сегодняшнее число
II.Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности.
1.Беседа с классом. Лингвистическая разминка.
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в необычную страну, которая называется Морфологией, а город – Имя существительное.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.
Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»
(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)
- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?
1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная(при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.
Дайте синтаксическую характеристику предложения.
- Постановка тире. Чем выражено имя существительное? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им.падеже)
Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики?
2. Объявление темы и целей урока.
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Дети предлагают цели: вспомнить, что такое имя существительное; какие морфологические признаки свойственны этой части речи? как изменяются имена существительные?
каким членом предложения может быть?
3. Блиц-опрос. Давайте вспомним что мы знаем об имени существительном? Теория
1. Беседа с учащимися
- Что такое имя существительное?
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?
- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются нарицательными?
- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим умеем ли мы применять теорию на практике
Переход.(от теории перейдем к практике. Повторили-вспомнили)
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и будем собирать признаки имени существительного.
В течение урока мы будем создавать проект «Имя существительное». Обратите внимание на доску. Вы видите нарисовано дерево- существительное, а также листики к этому дереву, которые будут обозначать морфологические признаки имени существительного. В ходе урока вы должны будете прикрепить к дереву все листы с признаками существительного.
IV. Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.
Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Узнай орфограмму. ( Назовите слова на правописание орфограммы « Правописание безударной гласной в корне слова». Назовите слова на правописание орфограммы «Правописание парных согласных в корне слова». Какие ещё орфограммы встречаются в этом стихотворении?)
Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.
Назовем имена существительные в стихотворении.(дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?
- Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении?(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы предствим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Пересказ прозой стихотворения.
Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.
- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили? – Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо
А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма ед. числа Р.п. падежа)
Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.
Что вы узнали, повторили???
Работа в группах.Первичное закрепление знаний.
Давайте поработаем в группах(умейте выслушать друг друга. Предлагаю вам выполнить следуюшее задание)
- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. Парах.
На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.
Распределите слова в зависимости от значения.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. ряды
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?
4.Обозначьте род имён существительных.
- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием ребята 1группы. Им нужно было выписать
1 группа
1) названия людей; (Оле _, пилот, тр..кторист)
2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, в…лосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 2 группы. Им нужно было выписать
2 группа
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 3 группы. Им нужно было выписать
3 группа
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2) названия веществ. (Нефть, м…лахит, м_ локо)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
Что вы знаете о существительном? На какие группы можно распределить? – Одушевленные, неодушевленные. Собственные, нарицательные.
Не забывайте прикреплять листики к дереву. Украшаем дерево листочками.
Что мы повторили о существительном????
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз. ( Посмотрите вокруг себя, зафиксируйте взглядом предметы)
Глазами вправо – глазами влево.
Мы ищем существительные смело
Вниз и вверх, еще разок
Продолжаем мы урок.
На этапах подводить итоги.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?
1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик
-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами
Игра «Я – волшебник».
- Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орёл – (город Орёл);
Цветок роза – (девочка Роза);
Плодородная земля – (планета Земля);
Воздушный шарик – (собака Шарик).
(Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Взаимопроверка)
Продолжаем работу над проектом.
1.Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.
Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.
Определите склонение имён существительных
Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.
- Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.
В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.
3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1.
-ученик читает порядок цифр или самопроверка. Произносит правильный порядок цифр
1. Вспомните, как изменяются имена существительные (по родам и числам)
Не забываем прикреплять к дереву листочки.
2.Игра «Белая ворона» (по рядам). Или по группам ( 2 стола,4 человека)
Для того, чтобы вспомнить морфологические признаки сущ. –го, предлагаю игру
« Четвертый лишний» (слайд)
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .слайды. запись в тетрадь
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
в) Грач..., печ..., ноч...,доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
- С какой целью мы выполняли данное задание? (оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных)
- Итак,  какие признаки имени существительного мы с вами  вспомнили?
( ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные? (ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению)
Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число
3.Работа на карточках. Определение синтаксической роли.(Слайд)
А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Ученик у доски. Индивидуальная работа.
- Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами.
VI. Включение в систему знаний и повторение. Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор.
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
Разбор слова на экране. Слово выделить шрифтом и 3 варианта
Осенью
Когда сквозная паутина3Разносит нити ясных днейИ под окном3у селянинаДалекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь сноваДыханья близкого зимы3,А голос лета прожитогоЯснее понимаем мы. (Афанасий Фет)
Дети, какие слова вам непонятны? Вывести на слайде слова- значение слов
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я, ______________, - имя существительное, так как обозначаю _____________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное -неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль_____________________
7. Защита проектов. Что же у вас получилось?
VII. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
(Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания. Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.)
- У кого в гостях мы сегодня побывали? ( Слайд)
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
- А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: перед вами на столах лежат смайлики. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.(Определяют свое эмоциональное состояние на уроке)
VIII. Домашнее задание.
Обдумайте д/з, выберите задание сами.
1.Кто хочет, может написать сказку « В гостях у имени существительного»
2.Может быть вам захочется обратиться к существительному в письме и поразмышлять об этой удивительной части речи? « Письмо Имени существительному»
3. Написать сочинение-миниатюру на тему: « Чем меня удивило имя существительное?»
4. Упр. 249Урок окончен. Спасибо за урок!