«Коррекционное занятие «Пещера страхов» в работе с детскими страхами»


Мастер-класс
«Коррекционное занятие «Пещера страхов» в работе
с детскими страхами»
составитель Гладышева В.А.,
педагог-психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация
Задачи:
коррекция негативных эмоциональных состояний;
оказание помощи детям в лучшем понимании, осознании, контроле и выражении своих чувств;
формирование способов самовыражения личности через совместное творчество.
Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные, невербальные
Форма работы: групповая
Материалы: эскизы рисунков сказочных отрицательных персонажей, фломастеры, цветные карандаши, макет пещеры, двойной скотч, ножницы
Содержание мастер-класса
1. Вводная часть
Упражнение «Импульс»
Все участники становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Затем ведущий сжимает и разжимает руку соседа слева. Тот, получив этот «импульс», передает его дальше по кругу таким же образом «импульс» должен вернуться к ведущему через правую руку.
2. Информативный блок
В повседневной жизни или в чрезвычайных ситуациях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его жизни, что вызывает страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью, сигнал тревоги. Обычно страх вызывает неприятные ощущения, но при этом он может являться сигналом к защите, т.к. главная цель, стоящая перед человеком, - остаться живым. Однако следует учитывать, что ответом на страх могут быть необдуманные или бессознательные действия человека, вызванные паникой - проявлением сильной тревоги.
Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.
Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например, ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", и т.д., Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, страх - "тревогой".
Некоторые считают, что страх - это вредная эмоция с плохими последствиями, другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях.

3. Упражнение «Пещера страхов»
Детям предлагается отправиться всем вместе в воображаемую пещеру за кладом.
Психолог задает вопросы: «Как вы думаете, кто может жить в тёмной пещере?», «Как он/они выглядят?», дети предлагают разные варианты ответов. После обсуждения раздаются для раскраски различные изображения отрицательных героев сказок, мультфильмов, мифов и т. д. (баба Яга, Кащей, Леший, Соловей-разбойник и т. д.). Когда дети выбрали себе героя, им дается задание раскрасить его так, чтобы он стал не страшный, а наоборот весёлый, добрый, смешной.
В процессе раскрашивания и преобразования героев с детьми ведется беседа на тему «Что такое страх и для чего он нужен?» 3556049149000219646546291500
Когда работы будут готовы, с обратной стороны рисунка каждый описывает то, чего он боится. Все вместе отправляются и помещают своих героев в пещеру (приклеивают на двойной скотч). Так как герои уже не такие страшные, детям предлагается украсить пещеру цветами.
Экспрессивная пауза
Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.
Обсуждение работ
- Мы выполнили замечательные работы они все такие разные, но все они прекрасны, каждая по-своему.
- Давайте вспомним, что такое страх?
- Для чего он нам нужен?
– На каком этапе вам было интересно работать?
– Испытывали ли вы затруднения в процессе работы?
Пример: Л. 8 лет, выбрала изображение Злого гнома, сначала она попыталась просто заштриховать его красным карандашом, но увидев, с каким увлечением украшают свои рисунки дети, тоже ярко разукрасила рисунок, а после попросила ещё одно изображение, выбрав при этом Кощея и раскрасила его в горошек, украсила цветами.
4. Завершение
«Волшебная жемчужина»
Цель: формирование ресурсного состояния.
В конце занятия детям вручается клад – волшебные жемчужины, которые могут выступать в качестве талисманов и помогать ребенку в трудных жизненных ситуациях.