Особенности организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО

Л.П. Астраданцева, учитель начальных классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» с.Ачикулак

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности[6].




























.




Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, развития интересов обучающихся, формирования универсальных учебных действий[6].
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в нашей школе как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Как организовать внеурочную деятельность, чтобы она была интересной, полезной и привлекательной для учащихся, потому что только в этом случае она может принести ощутимые результаты?
Для этого нами построена модель и алгоритм действий по реализации внеурочной деятельности.
В качестве базовой модели мы выбрали «Модель дополнительного образования», которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность [6].
Преимущества нашей модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся нашей школы и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения у нас в школе имеются необходимые условия:
1.Нормативно правовое обеспечение:
- Положение о внеурочной деятельности;
- Положение о программах;
-Информирование родителей о системе внеурочной деятельности (размещение на сайте школы);
- Расписания внеурочной деятельности обучающихся.
2.Материально- технические условия:
-кабинеты, оснащенные компьютерным оборудованием;
- переносные лаборатории;
- робототехника;
- медиатека;
-музыкальное оборудование;
- Спортивный зал со спортивным инвентарем , тренажерный зал, спортивная площадка.
Кадровые условия:
-педагоги дополнительного образования;
-учителя начальных классов
-педагог- организатор, педагог- психолог
-библиотекарь
Учебно-методические:
- программы внеурочной деятельности;
Проведение педсоветов, заседаний методических объединений учителей начальных классов.
Содержательное и методическое  обеспечение занятий  внеурочной деятельностью детей  оформляется через реализацию утверждённой программы внеурочной деятельности и журнал посещаемости.
Для реализации внеурочной деятельности педагоги  нашего образовательного учреждения используют «Примерные программы внеурочной деятельности» [5] , «Программы внеурочной деятельности» [3] , Серия «Стандарты второго поколения», кроме этого мы используем программы, разработанные педагогами нашего образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня: школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогического совета школы.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков ,направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. [4] Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При разработке модели организации внеурочной деятельности мы следовали следующим принципам:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Первые шаги» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику  исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе «Я-исследователь».
Принцип  разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.
Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по  развитию физической культуры и здорового образа жизни.
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.
Для диагностики эффективности внеурочной деятельности мы предлагаем использовать уже опробованные нашими педагогами методики:
1.Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»);
2. Детский коллектив (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?», социометрия»);
3. Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»)
По мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» [2, 5].
Поэтому хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.























Список литературы
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. 2009. № 4. С. 18  22.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. 233 c.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество, Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.  78 c.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 111 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд.  М.: Просвещение, 2011. 31 с.
Внеурочная деятельность МКОУ СОШ №10

Цель
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.



Задачи
1.Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2.Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
3.Улучшить условия для развития ребенка;
4.Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.


Направления
1.Спортивно-оздоровительное, 2.Духовно-нравственное, 3.Общеинтеллектуальное, 4.Общекультурное,
5.Социальное


Формы
Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования

Виды деятельности
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность;
Художественное творчество;
Социальное творчество;
Спортивно-оздоровительная деятельность


Результат
Социальные знания
Ценностные отношения к социальной реальности
Опыт самостоятельного общественного действия

Модель пространства внеурочной деятельности в МКОУ СОШ №10

Досугово- развлекательное направление
Кружок
«Игротека»




Общекультурное направление
Художественная студия
«Юный художник»
Танцевальный кружок
«Радуга»


Внеклассная работа

Дополнительное образование МКОУ СОШ №10



Общеинтеллектуальное направление
Клуб «Первые шаги»
Клуб «Хочу все знать»
Кружок «Логика»

Здоровьесберегающее направление
Кружок «Здоровейка»

Техническое творчество
Кружок «Умелые Ручки»

Учреждения дополнительного образования

Музыкальная школа с.Ачикулак

ДЮСША


Социальное направление
Кружок « Мой мир»

Социально-культурное объединение
С. Ачикулак
Театральная студия
Вокальный кружок




15