Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях ФГОС НОО второго поколения.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска






Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях ФГОС НОО второго поколения.






Выполнила: Корниенко
Анастасия Владимировна,
учитель начальных классов





2014г.
“Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.
М.И. Калинин
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Что же такое профессиональная компетентность?
Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. И глубоко прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога “учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет учить других. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний.
Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода моей педагогической деятельности. Процесс непрерывного профессионального развития я осуществляю по следующим направлениям:
1. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий.
В 2013 году прошла краткосрочное повышение квалификации в ИИКПРО по теме «Использование информационных технологий в педагогической деятельности» в объеме 72 часов. .
В стандартах  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете).
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В своей педагогической деятельности выделяю четыре направления использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Работаю в единой образовательной сети «Дневник.ру», веду электронный журнал, электронные дневники. Суть электронного дневника заключается в том, чтобы создать для каждого школьника виртуальный личный кабинет, где будет отображаться полная информация о его школьных делах. С одной стороны, система электронных дневников обладает целым рядом преимуществ перед бумажными – электронный дневник нельзя «оставить» дома, потерять, спрятать от родителей или вырвать страничку с «двойкой». Теперь у школьников всегда есть под рукой точное расписание уроков и домашние задания, они своевременно получают уведомления о предстоящих тестах или контрольных работах. Родители в свою очередь могут контролировать успеваемость своих детей, просматривая их оценки или информацию о прогулах, а также поддерживать постоянную связь с классным руководителем и преподавателями-предметниками. Что же касается учителей, то они могут не только выставлять оценки ученикам и делать пометки в расписании уроков, но и всего в несколько кликов составлять статистические отчеты и рейтинги, проводить мониторинг текущей успеваемости и общаться с родителями учеников в онлайн-режиме.
Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков» (1 класс, 2 класс и т.д.), «Таблицы и схемы», «Наше творчество» и пр.
Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе. Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей своим предметом, делаю его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность - это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала,
закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.
Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Четвёртое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов.
Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.
        
Мною создан личный сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Целью создания сайта ставила:
1. Предъявить, проанализировать, обобщить, систематизировать результаты своей работы.
2. Оценить свою профессиональную компетентность. 3. Обмен опытом и установление контактов. 4. Расширить возможность получения внешней оценки.

На сайте выставлены: мои наработки (конспекты уроков, внеурочных мероприятий, выступления и д.р.), фотогалерея, воспитательная работа и другие материалы.

Публикую свои материалы в социальной сети работников образования, что подтверждают свидетельства.

В 2014 году дистанционно обучалась по проблеме «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения», 72 часа.
В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка.
В дидактике понятия “умения”, “навык”, “способ деятельности” оцениваются как взаимосвязанные. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. В своей практике на уроках я применяю проектную и исследовательскую деятельность. Считаю, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. Метод проектов применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, тема: «Развитие птиц, млекопитающих и рыб» была изучена данным методом.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для использования данной технологии мне необходимо:
*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом
*устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы
*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Эти курсы повысили мой профессионализм, способности к самореализации, удовлетворённость результатами деятельности; стремление к максимальному использованию своих знаний в различных сферах деятельности, в том числе в повышении интеллектуального уровня. 
2. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима. Саморазвитие, по Канту, – это «культивирование собственных сил». Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа, и образовательных потребностей учащихся. Согласно утверждённому на педсовете моему плану самообразования, регулярно знакомлюсь с новинками педагогической и методической литератур. В течение всей своей педагогической деятельности изучаю и систематизирую материал, предлагаемый журналами «Начальная школа»; приобретаю специальную литературу, изучаю опыт педагогов-новаторов. Все это помогает мне быть в курсе тех изменений, которые происходят в системе обучения и  воспитания в начальной школе, а также в жизни общества.
Я изучаю не только педагогику, но и стремлюсь быть в курсе развития смежных с нею наук. Я не хочу отставать от событий культурной жизни. Меня опять же выручает самообразование.
Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, я изучаю и осмысливаю свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщаю его. На их основе готовлю доклады, выступаю на педагогических советах школы, на семинарах и объединениях разного уровня.
В апреле 2013 г., в рамках школы молодого специалиста, участвовала в марафоне творческих идей «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю». Награждена дипломом II степени.
В 2013 г. выступала на августовском районном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Анализ результатов введения ФГОС второго поколения в практику работы ОУ средствами УМК «Гармония»».
Ежегодно посещаю районные семинары. Обращаю внимание на работу коллег из других школ, делюсь опытом работы. Анализирую.
3. Участие в профессиональных конкурсах играет роль стимула в моём профессиональном развитии, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде, желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей удовлетворённости в себе. Участвуя в конкурсах я распространяю свой опыт и, анализируя работы участников, повышаю свой профессиональный уровень, творческую активность.
Была участницей районного конкурса молодых специалистов «Восхождение». Награждена дипломом II степени.
В 2013 г. участвовала в районном конкурсе методических разработок урока «Его Величество Урок» в номинации «Урок литературного чтения». Награждена дипломом III степени.
В 2014 г. участвовала в районном конкурсе учебно-методических разработок «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности» в номинации «Внеурочное мероприятие с использованием ИКТ». Награждена дипломом II степени.

Итак, педагог характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики и увидеть свой труд в целом. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития.
Таким образом, ФГОС НОО – это есть простор для творчества современного нового учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.
Свое выступление хочу закончить словами К.Д.Ушинского:
Учитель живет до тех пор,
пока он учится
Как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
Спасибо за внимание!