Самообразование на тему: «Арт-терапия как средство развития художественно – эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в рамках реализации инновационной деятельности»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Самообразование:
«Арт-терапия как средство развития художественно – эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в рамках реализации инновационной деятельности»
Воспитатель: Соболева М. В.

Абакан 2013 г.
Введение
Искусство - это мир совершенства, красоты, гармонии. Правильное общение с ним, соответствующее его эстетической природе, гармонизует внутренний мир ребенка, развивает чувство прекрасного, способность различать хорошее и плохое, истинное и ложное, доброе и злое. Без этого нет становления цельного человека, гармоничности его личности.
На современном этапе развития Российского государства, на фоне многообразных изменений, целью воспитательно - образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка, которое невозможно представить вне гармонизации его личности с окружающим миром.
В связи с этим не уменьшает сегодня интерес к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Развивать личность художественно- эстетически, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте - детстве. Именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Л. Ушинский). Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Все выше сказанное определило тему моего самообразования: «Арт-терапия как средство развития художественно – эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в рамках реализации инновационной деятельности».
Определение понятия
Арт-терапия - это здравоохранительная инновационная педагогическая технология, (дословно) лечение искусством, т.е. метод изменения мироощущения человека посредством творческой деятельности.
В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта выделяются следующие виды арт-терапии:
рисуночная терапия (или изотерапия)
библиотерапиямузыкотерапия
иммаготерапиявокалотерапиякинезитерапиясказкотерапия
Изотерапия - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления:
- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации детьми;
- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Библиотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации психического состояния ребёнка.
Музыкотерапия - является целым психокоррекционным направлением. Музыка воздействует на нервно-психическую сферу, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по мере прослушивания музыки, даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать свое внимание.
Иммаготерапия - в театральной студии лечебное воздействие происходит через образ. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Следует использовать драматизацию детских сказок и потешек, которые позволяют учиться невербальному выражению эмоциональных состояний, развивать психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику.
Вокалотерапия - лечение пением.
Кинезитерапия - этот вид терапии основан на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Движение под музыку обеспечивает также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в групповом танце.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Арт-терапия использует различные методы творческого самовыражения в художественно эстетическом развитии детей:
Метод убеждения
Метод приучения
Метод проблемных  ситуаций
Метод побуждения к сопереживанию
 Актуальность темы:  в наше время, время информационной насыщенности, стрессов, эмоциональных перегрузок, когда не просто приходится взрослым, а что уж говорить о детях; возрастает значение арт-терапии как педагогического направления. Физическое и духовное развитие ребёнка  зависит от того, каким он увидит окружающий мир.
Предмет исследования:  воздействие арт–терапевтических техник на развитие художественно – эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.
Гипотеза – арт–терапевтические техники, которые я начала использовать в своей работе,  будут эффективны.
Дошкольный период - один из наиболее важных в жизни человека, поэтому я начала использовать в своей работе арт-терапевтические техники, применяемые в арт-педагогике, которые стимулируют развитие сенсомоторных умений и работу головного мозга. Арт-терапевтические техники служат не только для развития личности, они помогают ребенку справиться со своими психологическими проблемами,  и дают возможность выхода отрицательным эмоциям. Ведь именно в этом возрасте совершенствуется работа органов чувств и накапливается  информация о качественном многообразии окружающего мира. В результате чего повышаются адаптационные возможности детей в повседневной жизни.
Цель исследования: развитие художественно – эстетического вкуса у детей дошкольного возраста; формирование эмоционального отклика на произведения искусства, обретение эмоционального комфорта и психического здоровья.
Задачи:
Развивать художественно - эстетический вкус у детей, с помощью нетрадиционных методов рисования.
Помочь детям справиться с такими проблемами, как заниженная самооценка, гиперактивность, плохая память, накопление отрицательных эмоций, трудности в общении.
Достигнуть положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка.
Наблюдая за детьми во время воспитательно – образовательного процесса, я выявила следующую проблему, у детей практически не развит художественно-эстетический вкус, не сформированы изобразительные умения и навыки, происходит накопление отрицательных эмоций и эмоционального дискомфорта.
Поэтому, я в своей работе буду делать акцент на один из видов арт-терапии - «рисуночная терапия» (или «изотерапия») и хочу сформировать умение детей не просто рисовать, а именно рисуя, выражать свои мысли, осознавать себя и своё существование в окружающем мире с помощью нетрадиционного рисования, введя при этом арт-терапевтические техники.
Особенность моей работы состоит в том, что я создаю условия, для развития художественно-эстетического вкуса у детей используя арт-терапевтические техники:
«Рисуночная терапия» (или «Изотерапия»), «Гимнастика для глаз», «Релаксация с использованием музыки», «Двигательная терапия».
Техники изотерапии:
рисование пальчиками;
рисование ладошкой;
оттиск печатками из картофеля;
оттиск поролоном;
оттиск смятой бумагой;
восковые мелки (свеча) и акварель;
монотипия предметная;
монотипия пейзажная;
цветной граттаж;
кляксография обычная;
кляксография с трубочкой;
кляксография с ниточкой;
набрызг;
отпечатки листьев.
  «Желательно чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно и сбалансировано. Ведь именно они  раскрывают внутренний мир ребёнка и эмоционально окрашивают весь последующий процесс познания» - Безруких М.М. Детям важны беседы о чувствах и поэтому я буду развивать умение детей прислушиваться к самому себе, стараться установить контакт с каждым ребёнком и добиться успеха. Потому что большую роль играет установка доброжелательных отношений с ребёнком, а дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя в безопасности.
 Принцип построения моих занятий от простого к сложному. Доступность использования нетрадиционных техник, я определяю возрастными особенностями дошкольников.
 Форма работы: арт – терапия в парах, индивидуальная, групповая как на занятиях по рисованию, так и в свободной деятельности.
 «Рисуночная терапия» т.е. нетрадиционное рисование это базовая техника и она применяется во всех видах техник арт-терапии. Начинать знакомить детей  с «Рисуночной терапией» можно с младшего возраста. В средней группе я начала работать с таких приёмов рисования как: метод примакивания, тычка, рисование ладошками, пальчиками.  Но уже в старшем дошкольном возрасте эти же приёмы помогут детям дополнить художественный образ, создаваемый с помощью более сложных приёмов: рисование по мокрому листу, по стеклу, по песку, кляксография, монотипия, тампонирование и др., дети с огромным удовольствием играют и при этом выполняют практические задания.
Я применяю такую арт-терапевтическую технику как «Релаксация с использованием музыки»:  т.е. это упражнения на расслабление. Музыка является выразительным средством по силе своего воздействия. При  работе с детьми я использую фоновую и мотивационно-образную музыку. Мотивационно-образную музыку я использую в начале занятия для формирования у ребёнка определённого образа. Фоновое звучание музыки при рисовании ритмично с совпадением музыкального ритма и ритма изображения. Когда звучит музыка, дети работают смелее, нет скованности в движениях рук, мазки получаются размашистее, рисунок ярче, выразительнее.  Учёными доказано,  что  «Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды» - М. Догель.
Интересно, что ребята по-своему отражают музыку в рисунках: если звучала весёлая музыка, то и рисунки получались яркие, радостные; грустная же мелодия изображалась спокойными или мрачными красками. Прослушивание   музыкальных  произведений и музыкальные развивающие упражнения имеют цель развивать творческое восприятие. Музыку надо выбирать в соответствии с возрастом детей и их особенностей. Нашим детям нравятся такие упражнения, например: дети лежат на ковре, я предлагаю закрыть глаза расслабиться и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место – знакомое, или нравящееся им, или то, которое они себе представили, через несколько минут по моей просьбе они мысленно возвращаются. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринуждённо фантазировать, воображать и рисовать. Фантазирование с музыкой особенно со звуками живой природы даёт хорошие результаты в творческом развитии. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряжённость, усталость и раздражительность. Цель этих упражнений успокоить или переключить внимание детей на другие занятия.
В   арт–терапии   широко   используется   «Гимнастика  для  глаз» например: в индивидуальной работе с ребёнком это может быть «Наблюдение за движением плавающих рыб», иногда  это упражнение называют «Рецепт на аквариум» следить за рыбками нужно строго одними глазами, а голова и шея должны быть неподвижными. Я часто использую на занятиях упражнение «Поймай зайчика»,  включаю фонарик и выпускаю солнечного зайчика  на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика» сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Упражнение «Пчела и оса» очень нравится нашим детям, они следят за полётом насекомых только одними глазами. И после интересной гимнастики ребёнку не придётся при рассматривании, какого – либо предмета  тратить силы на ненужные движения головы. Бросив один взгляд, ребёнок сможет увидеть, то чего не видел раньше. Следовательно, дети не будут так уставать, и процесс обучения пойдёт гораздо быстрее.
Я применяю такую арт-терапевтическую технику как «Двигательная терапия» т.е. пластика движений и этюды.  Они помогают детям вживаться в представляемый образ, отождествлять себя с ним с помощью движений присущих животному и помогают ребёнку сбросить излишки напряжения. Свои ощущения они закрепляют рисунками. Нашим детям нравится пантомимы: «Штангист», «Тень»,  «Картинка», «Возьми и передай», а также пластические этюды: «После дождя», «Под дождём», «Поклон», «Замёрзли», «Тепло», «Лучик». Эти упражнения хорошо развивают  творческое воображение и пластику движений. Учёные установили, что дети способные к игре воображения легче преодолевают трудности,  а детские ощущения, передавая информацию в мозг, влияют на общий уровень интеллекта. Интерес и работоспособность детей повышается:
Когда ему интересно;
Когда у него что-то получается;
Когда его принимают таким, какой он есть.
Реализуя цель моей работы, я бы хотела достичь следующих результатов в работе с детьми своей группы: чтобы у них расширились знания о нетрадиционных методах рисования, большинство детей знали и называли их. Углубились представления детей о последовательности работы над рисунком. Совершенствовались навыки владения кистью, что способствовало бы не только значительному улучшению качества рисунков, но и развитию мелкой моторики рук; чтобы дети научились сочетать  краски, и  располагать рисунок по всему листу, передавать форму, строение предметов и пропорции.
Таким образом, могу предположить, что арт-терапевтические техники помогут сплотить детский коллектив,  легко будет проходить адаптационный период вновь прибывших детей. Дети станут активнее, общительнее, инициативнее, у них повысится самооценка, исчезнет страх перед неудачей, снизится утомляемость, им будет не трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.