Выступление на МО тема: Формирование эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости воспитанников через внеурочную деятельность


Формирование эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости воспитанников через внеурочную деятельность.
Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Иными словами, решить проблему социальной адаптации через формирование эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости воспитанников.
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Искусство и детское творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.
Поскольку у детей с нарушениями в развитии нестойкость познавательных процессов, быстрая утомляемость от однообразной деятельности я старалась разнообразить работу игровыми моментами, наблюдениями в природе.
В профессиональной деятельности мною были использованы такие методы как: совместная деятельность, наглядность. В своей работе я направляла внимание детей на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение окружающей действительности.
На занятиях художественной лепкой детей обучала приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (солёное тесто, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководствовалась тем, что не сводила к косвенному воздействию, а лишь напоминала, побуждала к действиям, или исправляла ошибки.
При планировании той или иной работы учитываю возможности каждого ребёнка, характер, усидчивость, темп выполнения заданий. Есть категория ребят, которые нуждаются в подробных объяснениях деталей, а также в неоднократной демонстрации пошагового действия выполнения работы.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
 - Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
 - Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
- Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;  
- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
В 2015-2016 учебном году свою профессиональную деятельность осуществляла на 7 группе. Состав группы - 10 воспитанников. Все мальчики, 2,3, класс. Сложность контингента объясняется тем. Что все дети пришли в школу из общеобразовательных школ. Некоторые дети имеют диагнозы адаптивной школы во втором поколении.
Поэтому, выбирая формы и методы деятельности я руководствовалась трудами Эльконина, Гальперина и Занковой.
Через творческую деятельность наши воспитанники заново учились знакомиться. Общаться, сотрудничать в детском коллективе и познавать окружающий мир. Часть детей имеют отклонения в поведении. Яркий пример Безель Данил. Ему трудно контролировать свое поведение, порой не справляется сам с собой, но в процессе творческой деятельности становится эмоционально уравновешенным, заинтересованным в результате своей работы, делится своими идеями в решении той или иной проблемы. Мальчик очень любит рисовать. Процесс его увлекает и успокаивает. Особенно важно то, что с помощью участия в различных конкурсах он видит результат своего творчества.
В этом же учебном году попробовала новый вид деятельности, как валяние из шерсти. Все ребята с удовольствием осваивали вместе со мной эту форму деятельности. Результатом стало участие работ в конкурсах «Твори. Выдумывай. Пробуй» и «Красота спасет мир».
Не смотря на то, что группа из мальчиков, они с удовольствием вяжут крючком. Мягкие игрушки (лиса, кот) своими руками были выставлены на вышеупомянутых конкурсах.
Одной из новых форм группового взаимодействия был театр мод из бросового материала, но в виду отсутствия необходимой материальной базы эта форма деятельности пока в процессе задумки.
Совместно с другими воспитателями, воспитанники активно участвовали в проекте по патриотической направленности. Рисунки, песня, подарок ветерану, театрализованные постановки – все это способствовало Формирование эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости воспитанников, приобщение их к культуре своего народа.
Как и в любой деятельности, не обошлось и у нас без проблем. Поведенческие аспекты, низкая грамотность родителей в проблемах детей. Не настолько, насколько хотелось бы, богатая материальная база школы. Частично негативное отношение социума к адаптивной школе, как таковой. Все это создавало определенные препятствия при работе в данном направлении, но считаю этот вид деятельности перспективным, поэтому в будущем году планирую продолжить работу в вышеуказанном направлении.