ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ


ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Бойко С.В.. музыкальный руководитель
МКДОУ № 12, г. Нижнеудинск
Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является приобщение детей к
культурному наследию социума. Поддержание гармонии в обществе,
в том числе и в детской среде, возможно только на основе формирования духовно-эстетических установок начиная с младшего возраста; она может осуществляться за счет интеграции различных видов и жанров искусства.
Это музыка, живопись, поэзия, танец, народно-прикладное творчество, театр.
В системе искусств музыка занимает особое место, общение с ней благотворно влияет на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, особенно в раннем детстве. Определение понятия «формирование музыкально-эстетического вкуса» представляется как непрерывный процесс развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей деятельности, обусловленной влиянием искусства, разнообразных эстетических объектов и явлений действительности.
Этот процесс происходит на основе интеграции различных видов деятельности: театрализованной, музыкально-хореографической, декоративно-прикладного творчества с использованием разнообразных форм работы с детьми (музыкально-речевые игры, народные тематические праздники, интегрированные занятия, просмотр видеофильмов, занятия-беседы). Методическим основанием процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников является диалог культур, позволяющий каждому ребенку вживаться в образную сферу искусства народов, эпох, традиций, осваивать это в деятельности, присваивая именно те ценности и образцы, которые близки природно, от рождения.
Подобный подход расширяет возможности интегративной сущности музыкально-эстетического вкуса в аспекте преемственности. Так, разнообразие народных музыкальных инструментов производит на детей эстетическое впечатление не только издаваемыми звуками, но и внешним видом (игрушки, малые формы скульптур, фигурки сказочных образов).
В процессе освоения поликультурного образования используются разнообразные формы работы с детьми: интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.
Закрепление знаний происходит в процессе игр - драматизации. «Народный календарь» праздников, тематических недель проводимых в нашем детском саду позволяет детям как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое. Это «Осенины», «Покров день», «Рождество», «Масленица», «Жаворонки», «Пасха», «Троица», «Иван Купала», «Ильи день», «Медовый спас», «Яблочный спас»», «Степан - Гусятник», «Байкал батюшка» и ряд других.
На основе этих праздников мною составлен каталог народных игр. Для проведения фольклорных праздников и развлечений были сшиты детские национальные костюмы народов России: якутские, бурятские, эвенкийские, тофаларские. Если ко всему этому добавить соответствующий интерьер с атрибутами (а действие происходит в сопровождении музыки), для ребенка эта микросреда становится мотивом и естественным стимулом к настоящему творчеству.
Музыкально-эстетические предпочтения при таком подходе окрашены в празднично-воодушевленные, мажорно-оптимистические тона. У ребенка это вызывает глубокие положительные эмоции.
В своей педагогической деятельности именно таким образом я стараюсь создавать своего рода «пространство преемственности», создаю условиях всеобщей связи предметов и явлений. На музыкальных занятиях мы с детьми обобщаем и создаём целостный образ музыкального произведения в процессе слушания, пения, музыкального творчества, в игре на детских музыкальных инструментах. Начиная с младшего дошкольного возраста, практикую взаимосвязь музыки и поэзии, сопровождаю каждое музыкальное произведение стихотворением, детскими потешками, русскими народными прибаутками, речёвками, пальчиковыми играми.
Детям очень нравится мелодичное сочетание музыки и слога, особенно если встречаются ассоциирующие слова, предложения. У детей появляется богатое пространство для детского творчества, воображения, фантазии.
Это подталкивает воспитанников к таким действиям, как придумать своё окончание песни, допеть музыкальную фразу, придумать ритмический рисунок, создать свою танцевальную композицию, раскрасить или нарисовать песенку. Такие приёмы помогают мне реализовывать, формировать и закреплять музыкально-эстетический вкус в дальнейшем уже у старших дошкольников, дети учатся рассматривать, различать, понимать и оценивать явления прекрасного в окружающее действительности, музыке, и на ее основе — в живописи, народно-прикладном искусстве путем творческой переработки полученных эстетических впечатлений, предпочтений, ориентации.
Музыка, как интегративное искусство, соединяющее в себе звуковые, зрительные, пластические образы и осваиваемое дошкольниками в многообразной музыкально-творческой деятельности, соответственно обеспечивает непрерывность и преемственность эстетического воспитания в едином образовательном процессе.
Таким образом, в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников в поликультурной среде будут способствовать следующие педагогические условия:
- организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды деятельности;
- интеграция народного искусства в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность дошкольников;
-перспективное планирование содержания интегрированных видов деятельности с учетом следующих поставленных задач: расширение представлений детей о родном крае достопримечательности региона, в котором они живут;
-формирование представлений детей о Родине - России: о Москве - столице России, о гимне, элементарные сведения об истории, геральдике, традициях, обычаях народов, проживающих на территории нашей страны разнообразии народного искусства, художественных промыслов;
- стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения;
-ознакомление детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России;
-стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам, формирование стойкой убежденности о важности мирного существования.
Моим воспитанникам нравятся не только русские народные песни, пляски, хороводы, игры, но и народное творчество различных народов мира. И пусть даже дети не знают языка других национальностей и речь их им непонятна, в музыке подобные проблемы не возникают: дети прекрасно воспринимают музыку разных народов, в которой изначальность и единство слова и музыки в народной песне создают возможности понимания. Дети, знакомясь с народными музыкальными инструментами, участвуя в декоративно-прикладном творчестве, исполняя песни и танцы, осваивают многообразие этнокультурных ценностей, учатся видеть и творить эстетику своего окружения. Старшие дошкольники постепенно усваивают на фольклорном и этнографическом материале систему мировосприятия, выработанную далекими предками. Диалог культур помогает им понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию основ культуры межнационального общения. Индивидуальные проявления детей в практической творческой деятельности (участие в выставках декоративно-прикладного творчества, в музыкальных конкурсах, желание обучаться в специальных учебных заведениях — музыкальной и художественной школах) - также показатель степени сформированности у них музыкально-эстетического вкуса.
Опыт работы с детьми показывает: старшие дошкольники еще не имеют сложившихся эстетических суждений. Поэтому ребенок, вырабатывая собственные представления и оценки явлений действительности или произведений искусства, полагается на мнение педагога.
Так, поначалу в его представлении эстетические категории полностью отождествляются с конкретными образами: красота с добром, а безобразие со злом. Особо важным аргументом в пользу формирования музыкально-эстетического вкуса у детей в освоение народного искусства является то, что старший дошкольник постигает мир, красоту в игре.
Делается вывод, что эстетическое воспитание всеобъемлюще и охватывает интеллектуальную, волевую, ценностно-ориентационные составляющие личности, определяя тем самым не только знания, но и характер человека, пронизывает все сферы жизнедеятельности личности и формирует такие качества, как глубина мышления, тонкость чувств, характер избирательности и эстетических установок.
Литература:
1. Белов В.И. Лад : Очерки о народной эстетике / В.И. Белов. - 2-е изд., перераб. - М . : Молодая гвардия, 1989 г.
2. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество : Учеб.- метод, пособие / Т.Я. Шпикалова, Г.П. Покровская;Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.П. Покровской.; - М. : Гуманит. центрВЛАДОС,2000г.
3. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка // Народное об- разование. -1993. - № 5.
4. История красоты / Под ред. Умберто Эко - М.: Слово, 2005 г.
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М Просвещение, 1989 г.
6. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973 г.