Сообщение на заседании ШМО педагогов НОО по теме: «Реализация технологий групповой работы в начальной школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Хотынецкая средняя общеобразовательная школа




Сообщение на заседании ШМО педагогов НОО по теме: «Реализация технологий групповой работы в начальной школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО»»


Учитель Лелякова Н.П.




2016 – 2017 учебный год

Пгт. Хотынец,
В условиях введения ФГОС нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Одним из возможных способов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу.
Групповая работа одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС.
Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
становление личности младшего школьника;
раскрытие его индивидуальных возможностей.
Преимущества групповой формы работы:
1. Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
2. Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
3. Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков)
Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Если все пары выполняют одно и то же задание работа единая, если разные дифференцированная.
Я использую парную работу при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. В первом классе при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, начинаю использовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала. Постепенно переходим к работе в группах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Зима пришла», вторая группа-текст-описание «Зимний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю зиму?»
Методы групповой работы
Кроме этого я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм. Кооперативное обучение это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Групповая дискуссия это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».
Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.
Кроме этих методов в этом учебном году изучила и начала использовать метод «Аквариум»
Аквариум это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряю методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка.
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
1. Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
2. Меняется характер взаимоотношений между детьми;
3. Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
Мотивы включения в совместную учебную деятельность:

Общение, положительный настрой, ведь вместе работать веселее и интереснее, практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы), реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения..
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой. Всё это способствует лучшему запоминанию материала
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
  I. Подготовка к выполнению группового задания.
    1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
    2. Инструктаж о последовательности работы.
    3. Раздача дидактического материала по группам.
  II. Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
  III. Заключительная часть.
1. Сообщение о результатах работы в группах.
2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, а заключительная часть - 2.
Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.
На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.
 Памятка "Правила работы в группах".
1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.
2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.
5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
· чтец - читает вслух;
· секретарь - записывает что-то от лица группы;
· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
· хронометрист следит за временем.
Для срабатывания групп нужно 3 – 5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав группы, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт с разными партнёрами. При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Деление на группы происходит:
По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности
По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
По выбору педагога.  В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. 
Дети при этом должны соблюдать правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств
1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4)      Знания усваиваются прочнее.
Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме совместной беспомощности.
Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им сесть вместе.
Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не позволяйте себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках.
Нельзя занимать совместной работой детей более 10 – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлёкшись задачей не способны к полному самоконтролю.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
Данная технология даёт каждому ребёнку:
эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие дети вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьный тревожности, а у «лидеров» портится характер;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса.
опыт выполнения тех функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»;
одновременно строить человеческие и деловые отношения детей.
Метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, поэтому хорошо начать урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. На уроке каждая группа, получая распечатанный свой круг домашних вопросов, совместно обсуждает выполненное домашнее задание. Под руководством консультанта сами ученики выбирают вопросы, которые они будут раскрывать, опираясь на текст. Предварительно ученик, получивший вопрос, знакомится с ответами на данный вопрос домашнего задания у участников своей команды добавляя в случае необходимости изменения или дополнения в свой ответ. Роль учителя на этом этапе урока заключается в обеспечении режима "саморегуляции" в работе групп. Он наблюдает за подготовкой к ответам учащихся и может оказать помощь при необходимости, если у кого-то возникли трудности или вопросы. Подходя по очереди к каждой группе, учитель задает наводящие вопросы, рекомендует четче формулировать выводы, но не диктует, а лишь помогает ученику найти ответ. Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Он становится координатором, консультантом. У каждой группы на партах обязательно лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе. После 7-10-минутной подготовки в группах учеников к ответам они выступают перед классом. Публичное выступление каждого ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, конспектируя основные положения выступления ( в 3-4 классах), дополняя и исправляя ответы и подводя итог. Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде. На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат "Листы учета работы ученика на уроке", ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с учителем оценки каждого члена группа. Учитель благодарит всех за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы,  в ходе  которой учитель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий. Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы. Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной. Следующая практическая проблема - внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы - 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.
Успешным результатом профессионального мастерства педагогов является результативность их деятельности. Стремясь к успеху, нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если конечно не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить пределы своих возможностей. Не всегда всё получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся. И тогда ученик увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека», как заметил В.А. Сухомлинский.
В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся


Литература:
Сухомлинский, В.А.. Сердце отдаю детям [Текст]: издание четвертое. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.- 145 с.
«Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. - 35 с.
Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78
Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа:[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]
Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:[http://psh.tom.ru/index.php/component/]
Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5
Использование групповых технологий на уроках в начальной школе: Презентация. Режим доступа:[http://myshared.ru/slide/41841]
Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/118806]
"Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения". Режим доступа: [http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6]
Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008. - №4.-С.67-116