Технологическая карта урока окружающего мира по теме Золотое кольцо России

Пояснительная записка
Урок окружающего мира по  образовательной системе  УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Данный урок предназначен для учащихся третьего класса
Урок первый в разделе «Путешествие по городам и странам». Для работы по теме «Золотое кольцо России» в рабочей программе отводится 3 урока. Это первый урок.
Урок строится в виде путешествия по древним русским городам «Золотого кольца России», где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.
Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала. Использование ИКТ позволяет увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Визуальный материал способствует лучшему усвоению и закреплению знаний.
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах, в группах); индивидуальная; коллективная.
- приёмы обучения: речь учителя; презентация; наглядность.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения;  педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала
В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.







Технологическая карта урока по окружающему миру.
Учитель :Каванасян С.Н.
Класс: 3»Б»
Дата проведения : 23.03.2015г.
Тип урока :урок открытия новых знаний

Тема
Золотое кольцо России

Цели урока
-создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России; расширения кругозора учащихся в области достопримечательностей городов;
-способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету;
-содействовать воспитанию любви к России, интереса к ее духовному наследию.


Планируемый результаты
Предметные: узнать о городах, входящие в Золотое кольцо России, их достопримечательностях, находить города на карте.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, поддерживать целостное, положительно окрашенное эмоциональное отношение к своей Родине.
Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные:
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности; воспитывать любовь к Родине, интерес к ее культурно- историческому и духовному наследию, нравственные и эстетические чувства детей.



Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.


Образовательные ресурсы
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс, рабочая тетрадь на печатной основе.




Оборудование

Проектор, компьютер


Наглядно-демонстрационный материал
Карточки с ключевыми словами, карта России, конверты с заданием для групп, презентация.

Основные понятия и термины
Золотое кольцо России, Переславль-Залесский, Ростов, Сергиев Посад, достопримечательности, основатели городов







Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации работы класса

Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль


Организационный момент
Приветствует учащихся. Читает стихотворение.

-Здравствуйте! Садитесь!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу


фронтальная

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
Проверка готовности к уроку

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Откройте учебник на с.85. Прочитайте название раздела.
-Как вы думаете, а на чем можно путешествовать?
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, на каком виде транспорта путешествовать мы будем.
-Правильно, мы будем путешествовать на автобусе!

- Ребята, послушайте стихотворение и вы узнаете, где мы будем путешествовать.

Над Темзой плывут туманы,
Над Европой нависли тучи,
А где-то шумят океаны,
Водопады срываются с кручи.
Но что до заморских диковин,
Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен
Меня в дорогу позвали.
Я могла бы их вечно слушать,
Ни о чем другом не просить.
Сам Господь надел мне на душу
Золотое кольцо Руси.
(Татьяна Будкова.)






Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

фронтальная

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
Беседа по вопросам

Постановка учебной задачи.

- Правильно, мы совершим заочное путешествие по золотому кольцу.

-А что такое Золотое кольцо России и почему оно так называется?

- В конце урока вы сможете сами ответить на эти вопросы.
-Посмотрите в учебнике на план размещения городов в Золотом кольце.
- На что он похож?
-Города расположены почти кольцом, беря своё начало в столице нашей Родины – Москве.
- Посмотрите на карту и покажите столицу нашей Родины.
-Туристический маршрут по Золотому кольцу очень популярен. И мы отправляемся в путь. Для путешествия нам нужны маршрутные листы. Они есть у нас в рабочей тетради с.54 зад. 2. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название и внести в таблицу.
-Еще нам будут помогать в путешествии экскурсоводы. Они нам расскажут о городах Золотого кольца.


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, работают по учебнику

Фронтальная.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Беседа по вопросам

Изучение нового материала
Путешествие по Сергиеву Посаду.
– Начиная и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории 5 областей: Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской. На северо-восток от Москвы ведёт древняя дорога. Она связана со множеством событий русской истории. И вела она в древний русский город Сергиев Посад.
Из истории города (экскурсовод)

Архитектурные памятники
Троице-Сергиева лавра.
Основан монастырь в середине XIV века Сергием Радонежским. Этот монастырь был и крупнейшей военной крепостью. В середине XVI века деревянная ограда монастыря по приказу Ивана Грозного заменяется на каменную со сторожевыми башнями. В 1608 году лавра выдержала 16 осады польско-литовских интервентов. Более шести веков Троицкий монастырь стоит на северных подступах к столице.
Братья Варфоломей и Стефан основали его на Маковеце – на холме при слиянии рек Вондюги и Кончуры. Спустя 2–3 года сюда стали стекаться монахи. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий приезжал в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергея Радонежского благословление на ратный подвиг. Монастырь называется Троицким по имени главного храма. Он возник в тяжёлое для Руси время. Троица олицетворяла собой идею единства.
В XVI веке Троице-Сергиев монастырь входит в систему оборонительных сооружений вокруг Москвы. Здесь возводятся каменные стены (общая длина 1284 м). Возводят башни. В каждом монастыре непременно имеется колодец, над которым возводится часовня.
Работа с ключевыми словами.
Сергей Радонежский
Троице-Сергиева лавра.
Братья Варфоломей и Стефан
Путешествие по Переславлю-Залесскому
Из истории города
Архитектурные памятники
Преображенский собор.
Собор построил князь Юрий Долгорукий (в 1152 году собор уже существовал). Называют его в Переславле Старым собором. Рядом с ним стояли когда-то хоромы князя, дома дружинников. Образованное пространство называлось Красной площадью. Настоящее название собора – Спасо-Преображенский.
Горицкий монастырь.
Монастырь основан в первой половине XIV века при московском князе Иване Даниловиче Калите. Свое название монастырь получил от места расположения на возвышенности у края откоса. Сначала его именовали Успенским, что на Горице, а затем стали называть просто Горицким. С 1919 года здесь открыт историко-художественный музей.
Никитский монастырь.
Его основание относят к концу XI – началу XII века. Это один из самых древнейших монастырей в этих краях.
Музей-усадьба «Ботик».
В музее хранится бот «Фортуна». Рядом размещены деревянные блоки, ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, точило, мачты, рули. У одной из стен установлен бюст Петра. Перед зданием музея стоит памятник ПетруI.

3.Работа с ключевыми словами
Юрий Долгорукий
Горицкий монастырь
Музей-усадьба « Ботик»











Слушают; по 1 учащемуся в роли экскурсовода рассказывают о городах.

Слушают рассказ учителя, рассматривают слайды.






















Выполняют задание,
Осуществляет проверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске.






Фронтальная

парная

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения


Работа в парах по карточкам с ключевыми словами

Физминутка
Зарядка. Учитель предлагает одному учащемуся провести зарядку.
Делают зарядку, повторяя за ведущим.
фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
Выполнение упражнений

Продолжение работы по теме
Путешествие по Ростову
1)Из истории города
2)Архитектурные памятники
Ростовский Кремль.
Строительство началось в 1670 году. Монастыри – это, как правило, настоящие крепости. Ростовский же Кремль – это скорее парадная резиденция, несмотря на свои стены и башни, это своего рода усадьба-замок. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола славятся своим мелодичным звоном. Звонница возвышается рядом с собором. На звоннице висят знаменитые ростовские колокола. Самый большой колокол Ростова «Сысой» (мастер Флор Терентьев) весит 2000 пудов. Когда бархатный звук «Сысоя» летел над городом и озером, в 18 верстах (1 верста = 500 сажень = 1,0668 км) от Ростова были слышны его могучие вздохи. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финфтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты.
Успенский собор.
В целом он подражает Успенскому и Архангельскому соборам Московского Кремля.
3.Работа с ключевыми словами
Ростовский кремль
Финифть
Озеро Неро
-А теперь запишите в тетради на карте путешествия названия городов, в которых мы побывали сегодня.
Слушают; по 1 учащемуся в роли экскурсовода рассказывают о городах.

Слушают рассказ учителя, рассматривают слайды.
Выполняют задание,
Осуществляет проверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске




Делают самостоятельно записи в рабочей тетради
Фронтальная

Работа в парах
Идивидуальная работа
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения


Закрепление знаний и способов действий
(творческая работа)


- Вот и подошло сегодняшнее путешествие к концу. Нам предстоит еще побывать в других городах Золотого кольца на следующем уроке. А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах: составить буклеты о городах, в которых мы побывали сегодня. Материалы для буклета в конверте, но там есть и лишнее, будьте внимательны.



Учащиеся выполняют творческие задания, применяя полученные знания



Групповая
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор
Коммуникативные: умение сотрудничать


Выпуск буклетов

Презентация работ
-Ребята, теперь посмотрим, что у вас получилось.

Учащиеся презентуют свои работы, слушают, анализируют готовый буклет, информацию
фронтальная
Познавательные: активно использовать речевые средства Коммуникативные:
Слушают сверстников.
Понимают смысл заданий учителя; принимают учебную задачу;
защита
Групповых проектов «Золотое кольцо России»

Итог у рока. Рефлексия
-Итак, путешествие наше закончилось.
-Как назывался маршрут, по которому мы путешествовали?
-Какая была цель нашего урока? Познакомиться с городами Золотого кольца и их достопримечательностями.
- Мы достигли этой цели?
-Можем ли мы теперь ответить на вопрос – почему кольцо? Соедините между собой все города нашего путешествия. На что похож маршрут?
-А почему Золотое?
Города старинные –
К солнышку лицом.
Для России стали
Золотым кольцом.
-Кто может ответить на этот вопрос? (Города названы Золотым кольцом, потому что их памятники бесценны и могут быть сравнимы с этим дорогим металлом)
- Из каждого путешествия обычно привозят сувениры, как память. Наше путешествие было заочное и настоящих сувениров мы привезти не можем.
- А что же тогда мы смогли привезти из этого путешествия для себя? Знания. Какие знания?
- Продолжите, пожалуйста, предложения, отвечая на этот вопрос:
Было интересно узнать..
Меня удивило.
Мне захотелось.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
Беседа по вопросам.

Домашнее задание
Сегодня, путешествуя по Золотому кольцу, мы посетили разные города. Но все города мы посетить не смогли. Подготовьте сообщение, презентацию о других городах Золотого кольца.

Слушают учителя, делают записи.
фронтальная
Регулятивные: принимают учебное задание
Правильная запись домашнего задания














15