«Игровая деятельность как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов»


«Игровая деятельность как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов»
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность и потому основная задача педагога - это построение такой системы взаимодействия, при которой ребёнок не стал бы тяготиться школой, а учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от процесса учения. Познавательная деятельность учащихся зависит в большей степени от форм и методов, которые использует учитель, от взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей обучения. Познавательная деятельность – процесс двусторонний. Условия, активизирующие процесс познания создаёт учитель, а демонстрирует результат этих условий – познавательную активность – ученик. Здесь следует обратить внимание на три момента: - первый – сама деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, наказывает и т.д. - второй – действие ученика, который слушает, записывает, рассматривает, сравнивает, выполняет задание и т.д. - третий – взаимодействие учителя и ученика, эта такая общая большая совместная работа, позволяющая осмыслить учебный материал, сосредоточиться, познать, сделать усилие – преодолеть себя - это действия, связанные с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферой школьника. Вот почему при организации этого взаимодействия важно учитывать индивидуальные особенности учеников, их психо – физические возможности. При подготовке к уроку учитель продумывает, каких микросдвигов и от кого из учащихся в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности он будет добиваться на этом уроке, какие для этого он будет использовать формы и методы обучения. Очень важно, чтобы наряду с тем, что они делают, ученик и учитель осознавали для чего они это делают. Учитель чётко должен представлять, какие виды работ будут обеспечивать развитие мышления, памяти, а какие виды деятельности обеспечат концентрацию внимания, сосредоточенности. В связи с особенностью психофизических возможностей наших детей, особенно в начальной школе, важно помнить о неустойчивости внимания, о необходимости переключения с одного вида деятельности на другой с использованием демонстрационных пособий, раздаточного материала, включения в познавательную игру. Существенным компонентом в познавательной деятельности в начальной школе является игра. Но важно отметить, что игровая форма деятельности на уроке должна быть вся пронизана познавательным содержанием, игровой сюжет – это, по сути своей, форма учебной деятельности и она должна нести в себе в первую очередь обучающий заряд. Не надо забывать, что частое использование знакомых сюжетов и героев может лишить урок новизны и привлекательности. Поэтому методика и формы проведения игр на уроке весьма разнообразны. Игра всегда выступает в двух временных измерениях – в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций. Игры можно разделить на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитированные, игры – драматизации. Я не буду останавливаться на способах их применения при решении учебных задач, - отмечу только, что в последние годы интерес к игровой деятельности на уроке снова возрастает, некоторые учебные проблемы решить без участия игры просто невозможно, многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого, игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети экспериментируют, обучаются, развивают коммуникативные умения, способности к восприятию, сопереживанию. На уроках математики я использую игру и для изучения нового материала, и для закрепления, и для обобщения: это – «найди ошибки», «счастливый случай», разно уровневые задания в «геометрическом ассорти», математическое лото, «крестики – нолики», игра – путешествие, «звёздный час», кроссворды, «математика в датах», «математика в лицах». В обучении через игру стараюсь давать задания с учётом индивидуальных особенностей детей, с их психо -физическими возможностями. А самое главное – важно помнить, что процесс игры должен быть интересным, а результат полезным. На уроках письма тоже стараюсь использовать формы работы, активизирующие деятельность учащихся: ведь весь поток знаний идёт по каналам языка: через слово усваиваются понятие, через слово строятся мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Для обогащения словарного запаса и развития речи провожу такие игры – задания: - распредели слова по темам, - сгруппируй слова на основе какого- то общего признака, - замени в тексте слово другим, сходным или противоположным по значению, - замени сочетания слов одним словом и наоборот. При работе над содержательной стороной слова раскрываю этимологию (истинное значение слов) таких, например, слов, как - перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука, красная строка и т.д. Вот например слово «апельсин». Слово заимствованное, состоит из 2-х корней – «апель» - яблоко, «син» - Китай – «яблоко из Китая». «Апель» - дети запомнят этот корень (ударение падает на гласную «а») и в слове «апельсин» они не сделают ошибки («опельсин»). Точно такая же работе проводится над словами акваланг, аквариум, аквапарк, акварель. Словообразующая часть – аква (в переводе с лат.- вода), терраса, территория – словообразующая часть – терра ( с лат.- земля). Чтобы возбудить интерес к уроку, надо стараться не только привлечь внимание к каким - то элементам предмета, но и вызвать у ребят удивление, любопытство, именно удивление формирует у детей более острое сосредоточенное внимание. Именно удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Большую ценность представляет такая форма работы на уроке, как работа с загадкой. Именно работа с загадкой является инструментом в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память, уроки с использованием загадок проходят интересно, живо, не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Следующая форма работы, срабатывающая на активизацию познавательной деятельности – это нетрадиционные уроки. Среди всех предложенных форм уроков для наших детей я выделила такие: - урок – практикум, - урок – экскурсия,- урок – соревнование, - интегрированный урок, - театрализованный урок, - урок с дидактической игрой, - урок – деловая игра, - урок – ролевая игра. Педагоги – дефектологи советуют использовать эти формы, не как целостный урок, а как часть урока, т.к. они требуют большой предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. И, наконец, ещё одна форма активизации деятельности учащихся – это поощрение. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста, да и все наши дети, постоянно нуждаются в одобрении и признании. Американский ученый – психолог Торндайк Э., сравнивая механизмы поощрения и наказания, пришёл к выводу, что награда, похвала, поощрение имеют тенденцию поддерживать и усиливать деятельность, чувство удовлетворенности, вызванное похвалой, намного сильнее чувства неудовлетворенности, вызванного порицанием, наказанием. Поощрение не только оценивает положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе. Поощрения делятся на: мимические и пантомимические (улыбка учителя, поглаживание по голове, аплодисменты товарищей, пожатие руки, ласковый взгляд и т.п.). Словесные: Умница! Молодец! Прекрасно! Здорово! Класс! Великолепно! Ты сегодня на высоте! Отвечал, как никогда! Материализованные: благодарность в дневнике, значки, грамоты, благодарственное письмо родителям, В результате успешного применения поощрений возрастает активность детей, развивается память, мышление, формируется познавательный интерес. Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей в условиях коррекционно-развивающего обучения можно выделить: - гуманистическое отношение к детям, - максимальный учёт их индивидуальных особенностей, - применение различных форм и методов на уроках, способствующих вызывать удивление, любопытство, неподдельный интерес к познанию т.е познавательную активность.