Программа по физике 7кл

Приложение 12

Педагогические технологии

В определении ЮНЕСКО, «педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Педагогическая технология – это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели. Технология – это все, что находится между целью и результатом.

Предметно-ориентированная технология
Главное место в ней отводится учебному материалу. Он – предмет пристального внимания педагога. Усвоение материала – главная цель обучения. Господствующая схема процесса педагогической деятельности: материал – ученики – результат. Ученики в этой цепочке стоят после предмета. Не им главное внимание, а предмету. Обучение развивается от предмета. Контроль качества усвоения игнорирует личность ученика и сводится к контролю усвоения предмета. Контроль объективный, жесткий. Предметно-ориентированная технология безжалостна к ученикам, но гарантирует высокий уровень обученности. Достижение запланированных целей в установленные сроки и на заданном уровне – основные критерии обучения.

Личностно-ориентированная технология
В центре – ученик. Материал – как бы дополнение к нему. Цель – развивать личность, а не овладевать предметом. Показатель обучения не количество и качество усвоенного, а прогресс личности – развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость мыслей и т.п. Учебный процесс строится от ученика, и если тот вообще не желает учиться, - сжимается, деформируется или прекращается сам собой. Никакого насилия ни в чем нет. Количество и качество конкретных знаний, умений никого особенно не интересует. Основной критерий – удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации.

Партнерская технология (технология сотрудничества)
Данная технология предусматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Его намерения состоят в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум конкретных знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Три группы задач – научить, развить, воспитать, объединенные генеральной целью обеспечения развития и воспитания, с одной стороны, и создание условий для самореализации личности – с другой, требуют от педагога работы на фантастическом уровне.
На рынке педагогических услуг понадобятся все три технологии: одному надо обучиться конкретным знаниям и умениям и за счет овладения специальностью добиться успеха в жизни – он изберет жесткую продуктивную технологию; другому нужен лишь педагогический присмотр – он изберет щадящую личностно-ориентированную технологию; подавляющее большинство склонится к технологии партнерства.



Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа;  часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:
1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
-   по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
-   по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
-  по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
-   по уровню умственного развития (уровню достижений);
-   по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
-   по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
Концепция укрупнения дидактических единиц
В соответствии с этой педагогической технологией, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Данная технология позволяет:

-  применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
-  устанавливать больше логических связей в материале;
-  выделять главное и существенное в большой дозе материала;
-  понимать значение материала в общей системе ЗУН;
-  выявить больше межпредметных связей;
-  более эмоционально подать материал;
-  сделать более эффективным закрепление материала.





Новые информационные технологии
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, кино, видео, аудио). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология», так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).
Новые информационные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином Multimedia (многовариантная среда). Аппаратные средства мультимедиа, наряду с базами знаний позволило создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес детей.
Информационная технология обучения – не просто передаточное звено между учителем и учеником. Смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, Web-дизайн. Их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека, способствует развитию у учеников теоретического мышления, позволяет повысить интерес к предмету.








13PAGE 15


13PAGE 14315