Статья Использование технологии формирующего оценивания при организации образовательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка


Использование технологии формирующего оценивания при организации образовательной деятельности учащихся начальной школы
на уроках английского языка
Н.Н. Плотникова,
учитель английского языка
МАОУ «Зональненская СОШ»
Томского района
Работая в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта у педагога в современной начальной школе возникла необходимость изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания. Почему именно технология формирующего оценивания? Технология формирующего оценивания позволяет проследить прогресс каждого учащегося, она дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию.
Существует огромное количество техник формирующего оценивания, которые применяются на различных этапах современного урока английского языка. Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. К данным техникам относятся:
Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
Corners: учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения.
Sorting: ученики распределяют предложенные педагогом слова по темам.
Know-Want to Learn-Learned: учащиеся заполняют таблицу Знаю-Интересуюсь-Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.
А теперь приведем примеры ряда техник, которые помогают обеспечивать обратную связь в процессе изучения нового материала.
Самая простая – это техника «Светофор». Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, на сколько им под силу выполнить данное задание: красная – я не могу выполнить, я не понял; желтая – я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая – мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие дальше или необходимо задержаться на данном этапе.
Quick Pulse: в любой момент урока останавливает урок и задает вопрос на понимание.
Voting: педагог задает вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Учащиеся голосуют карточками противоположных цветов или заранее согласованными движениями.
Fingers up: Ученики оценивают степень понимания темы по пятибалльной шкале, поднимая соответствующее количество пальцев.
Graphics: учащиеся упорядочивают знания по теме, используя графические способы организации материала, такие как ментальные карты, диаграммы Венна, графики или таблицы. К примеру, диаграмма Венна показывает возможные логические отношения между множествами. Учащимся была дана задача - вспомнить лексику по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».  В непересекающихся областях диаграммы ученики писали слова, уникальные для каждой из тем, а на пересечении — лексику, применимую в обоих случаях.
1104906413500Каковы же преимущества формирующего оценивания после изучения темы? Во-первых, это шанс выявить и устранить пробелы, во-вторых, возможность рефлексии и развития навыков критического мышления. К техникам формирующей оценки, используемым по завершении обучения, могут быть отнесены:
Ball Toss: учитель кидает мяч и задает вопрос. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой. Если же данный учащийся ответить на вопрос не может, он передает мяч другому ученику.
Question and Answer Mix-up: учащиеся пишут вопрос и ответ на него на разных карточках, учитель проверяет грамотность, карточки с ответами распределяются среди учеников. Ученик задает свой вопрос, тот, у кого карточка с ответом на этот вопрос, поднимает ее и зачитывает ответ.
Grab bag: учащиеся пишут на листе бумаги вопрос/ предложение для перифраза складывают карточки в мешок; ученики достают карточки по очереди и выполняют задание.
  can can not
Рассказать, что я умею делать и чего не умею делать    
Рассказать, что умеет и не умеет делать мой одноклассник    
Написать согласные буквы    
Написать гласные буквы    
Знаю, как они читаются    
Спросить одноклассников, что они умеют делать    
Понимаю на слух рассказ Алисы    
Карты самооценивания и взаимооценивания, в которых прописываются критерии оценивания. Данные критерии могут предлагаться учителем, а также могут обсуждаться совместно в начале урока. Работая с данными картами, младшие школьники учатся оценивать свою работу либо работу одноклассников. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек. Приведу примеры карт самооценки:

  can can not
отлично хорошо с затруднениями сказать, что делает Том и мои одноклассники каждый день        
рассказать английский алфавит         
читать слова с гласной Ii в закрытом слоге
(зажата согласными)        
Stars and Wishes. Оценивая работу одноклассника, учащиеся отмечают две удачные стороны и оставляют одно пожелание.
Билет на выход. Выходя с урока, ребенок отвечает на вопросы, которые прописаны в билете: Что я понял? Что я не понял? Какой вопрос мне хотелось бы задать?
Еще одной стратегией формирующей оценки являются дневники наблюдений. На протяжении всего урока учитель отмечает активность и продуктивность каждого ученика в каждом виде заданий, в результате чего выставляется общая оценка за урок. Данный вид оценки требует много усилий от учителя, но активизирует учеников. К тому же, дневники наблюдений позволяют иллюстрировать объективность оценки и, при необходимости, могут быть основой при выявлении объективности самооценки учащегося.
Как показывает практика, вначале использования технологии формирующего оценивания младшие школьники хитрят, боясь получить плохую отметку, испортить отношение с учителем. Однако если работа ведется в системе, то страх уходит, ученики начинают реально оценивать результаты своей работы, просить о помощи и у педагога, и у одноклассников.
При использовании техник формирующего оценивания оценка становится не только важным элементом контроля и обучения предмету, но и инструментом для формирования метапредметных и личностных навыков, в чем, и есть его главное преимущество.
Формирующее оценивание укрепляет мотивацию к изучению предмета, акцентируя внимание на личном прогрессе и достижениях каждого ученика, а не его неудачах.
Список литературы:
Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М: Просвещение, 2013.-80 с.
Assessment for learning. Putting it into practice/ Black P., Harrison C., Lee C., Marshall B., William D., 2003
Targeting assessment in the Primary Classroom/Shirley Clarke, 2006
HYPERLINK "http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf Пинская М.А" http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf
Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода.
http://pedagog.kzИльясова Д. Использование формирующего оценивания в начальной школе.