Методические рекомендации по использованию технологии формирующего оценивания на уроках Истории

Использование технологии формирующего оценивания в опыте работы преподавателя истории учреждений СПО
Ильин А.Л. преподаватель истории и социально-политических дисциплин ОГБПОУ Большенагаткинский техникум технологии и сервиса
Проблему повышения мотивации обучающихся и студентов учреждений СПО, я считаю наиболее острой и значительной на современном этапе развития образования в России. От этого напрямую зависит качество образования в данных учреждениях .
Одним из важнейших способов его повышения является стимулирование самостоятельной деятельности студентов с помощью активного применения технологии формирующего оценивания, которая даёт, по моему мнению, наибольшие результаты в процессе освоения подрастающим поколением новых знаний и способов деятельности.
Принципиальной особенностью учебного процесса сегодня стало достижение обязательных результатов обучения всеми обучающимися и студентами, степень которых проверяется преподавателем посредством проведения различных проверочных работ. Целью преподавателя является получение информации об уровне усвоения обучающимися учебного материала в рамках определённой темы, выносимой на контроль, освоение общих или профессиональный компетенций в рамках ОПОП СПО по конкретной специальности.
Главным результатом применения технологии формирующего оценивания должно стать повышение учебной и научно - исследовательской активности студентов, умение выявить собственные пробелы в освоении элемента содержания образования (знаний, универсальных и предметных учебных действий, профессиональных навыков и т.д.), с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Это поможет студенту учреждений СПО самореализаваться и адаптироваться в современных условиях быстроменяющегося мира, для повышения своих конкурентных возможностей.
Формирующее оценивание  - это процесс определения индивидуальных достижений каждого обучающегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки деятельности каждого обучающегося с целью достижения запланированного результата (не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения)
Кто проводит? Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений обучающихся преподавателем, который их обучает или самими обучающимися. Проводится субъектом, находящимся внутри процесса обучения.
Ключевые условия формирующего оценивания:
эффективная обратная связь от преподавателя к обучающимся
активное включение обучающихся в процесс собственного обучения
осознание сильной зависимости мотивации и самооценки обучающихся, которые влияют на обучение
Обучающиеся и студенты должны уметь оценивать свои результаты и видеть пути улучшения результатов.
Карта учебного занятия преподавателя Ильина А.Л.
Предмет (дисциплина)
История

Группа
М -5

Учебная тема
«Русь в период раздробленности»

Тема учебного занятия
Составление и анализ сравнительно-обобщающей таблицы по теме: «Три центра Удельной Руси»


Какие знания и умения должны быть усвоены обучающимися (учеб элементы)?
Какие  познавательные универсальные учебные действия необход. совершить для усвоен знания?
Какие  коммуникативные действия
Необход. совер для усвоения знания?
Какие  регулятивные дествия необход. совершить для усвоения знания?

Понятие «дезинтеграция(раздробленность)»
Работаем с
термином «дезинтеграция
(раздробленность)»

Определяем или находим хронологические рамки
Определяем цели занятия и создаём атмосферу сотрудничества

Студенты задают вопросы преподавателю по терминам и понятиям


Совместно формируем промежуточную цель на занятии
Планируем этапы работы и промежуточные результаты, например: “Определение понятия “дезинтеграция” Преподаватель предполагает, что все обучающиеся умеют работать с картой, если нет. то научаться на примере данного занятия

Причины и последствия
раздробленности
Умение находить и анализировать причинно-следственные связи явлений
Анализируем причины и последствия раздробленности на Руси
Определяем хронологические рамки
Преподаватель формулирует причинно-следственные связи явления. Студенты задают вопросы преподавателю
Совместно формируем промежуточную цель на занятии
Планируем этапы работы и промежуточ результаты

Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.
Уметь использовать ИКТ в учебной и профессиональной деятельности
Умение дискутировать и ставить цели для самопроверки и взаимопроверки планируемых результатов учебной деятельности
Формирования знаний по междоусобной борьбе князей. Взаимоотношении
Древней Руси и Великой степи.
Формирование умений дискутировать и ставить цели для самопроверки и взаимопровер планируемы результатов учеб. деятел на примере выбранной темы «Три центра Руси в период раздроблен»
Изучение аудиовизуальной информации, представленной в презентац препод.
Студенты задают вопросы преподава при просмотре презентаций, учиться пользоваться ИКТ
Выбор формы работы – состав и запол.сравнит-обобщ таблицы
Совместно формируем промежуточную цель на занятии
Преподаватель предполагает, что все обучающиеся умеют работать с компьютер. презентациями, если нет, то научаться на примере данного занятия



Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.
Уметь использовать ИКТ в учебной и профессиональной деятельности
Формирование знаний о крупнейших землях и княжествах Руси, их особенностях. Выделение трёх самых сильных и развитых центров Руси: 1) Владимиро-Суздальское княжество; 2)Новгородская земля; 3)Галицко-Волынское княжество. Выделение общего и особенного в развитии центров
Изучение аудиовизуальной информации, представленной в презентации преподавателя
Студенты задают вопросы преподавателю
при просмотре презентаций, учаться пользоваться ИКТ
Совместно формируем промежуточную цель на занятии
Преподаватель предполагает, что все обучающиеся умеют работать с компьютерными презентациями, если нет, то научаться на примере данного занятия
В ходе работы вносятся коррективы

Умение оценивать результаты своего труда и однокурсников
Реализация технологии формирующего оценивания
Заполнение бланка оценив соб работы и работы одноклас по критер, сравн с эталоном препод-ля
Взаимооценка работ
Обучающиеся проявляют активность и поддерживают друг друга, радуются за успехи, что даёт  огромную мотивацию для достижения результата
Преподаватель предполагает, что все обуч научаться оценивать результаты других сокурсн и главное свою работу на примере данного занятия

Выводы, результаты
Выводы из урока: Дезинтеграция Киевской Руси это не только отрицат последст для страны, но и ряд положит моментов в соц-эконом и культур развитии;
Домашнее задание: Закончить таблицу, с теми кто не успел.
Обучающиеся проявляют активность в обсуждении итогов занятия и формирую выводы радуются успехам, поддерживают тех кто не до конца выполнил задание. Проводит саморефлексию с помощью анкеты
Совместно формируем итоговые выводы на занятии
Преподаватель предполаг, что все обуч-ся
получили знания об истории Древней Руси в период раздроб, усвоили учебные элементы и науч оценивать резул сокурсников.


В ходе совместного обсуждения целей занятия, критериев оценивания результатов и дискуссии при построении выводов из занятия организуется обратная связь преподавателя и студентов
Совместное обсуждение работы (парами), самооценивание и взаимооценивание результатов помогает развить в студентах учреждений СПО общие компетенции в самосовершенствовании и развитии личности.
15