Инновационные методы на уроках теоретического цикла Доклад на районный семинар учителей дополнительного образования


КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Инновационные методы на уроках теоретического цикла
выступление на районном семинаре преподавателей
дополнительного образования
6896109525
г. Шемонаиха
2015 – 2016 учебный год
В музыкальной школе такие дисциплины как сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки и музыкальная грамота часто воспринимаются, по словам самих учеников, как некий балласт, мешающий достижению главной цели: научиться петь или играть на инструменте. Более того, причиной ухода учащихся из музыкальной школы зачастую становятся теоретические предметы.
Проводя свои или присутствуя на уроках по теории музыки, иногда приходится ловить себя на мысли - не все учащиеся в группе активны, может быть им не интересно и они просто отсиживают 45 минут урока. Хотя в целом, урок насыщенный, грамотно выстроенный, цели и задачи достигнуты. Мы знаем чему учить и зачем учить, но наши старания не всегда приносят желаемый результат. И мы все постепенно приходим к тому, что сегодня, в нашем 21 веке нам не обойтись без применения инновационных технологий и методов в образовательном процессе.
         Вопрос о выживаемости  сольфеджио   в музыкальном образовании  стоит сегодня как никогда остро.  И содержание сольфеджио, и его методика преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою  многостороннюю эффективность.  Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит  следующим  образом:  как, не упрощая  существо предмета,  сделать сольфеджио привлекательным  и  личностно востребованным новым поколением учащихся?
3628390173355         «Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин  музыканта. Она посвящена святая святых  музыкальной профессии, ее главному инструменту -  музыкальному слуху». Автор этого высказывания - Изалий Иосифович Земцовский – советсткий музыковед-фольклорист, заслуженный деятель искусств.
         Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач:
воспитание слуха,
выработка навыков пения
освоение теории музыки 
освоение   музыкально-языковых средств
развитие музыкального мышления
Однако, существуют  и  проблемы,  «болевые точки»  предмета:
обособленность от нужд  концертной практики
излишнее стремление к «сухому»  теоретизированию
По существу речь идет о кардинальном вопросе всего нашего музыкального будущего. Найти результативный подход к воспитанию и обучению детей — это, может быть, самый корень проблемы.  На что можно опереться, преодолевая кризис?
Воспитывать  так называемый «открытый  слух», т.е.  способный гибко переключаться на музыку различных эпох и стилей,  в том  числе и музыку XX века (это касается и анализа на слух, чтения с листа, и других форм работ, связанных со слухом).
Повышать роль творческих  работ учащихся на уроках и в домашних заданиях   -  импровизации  и сочинения.
Уделять пристальное внимание новым аспектам развития музыкального слуха через синестезию. Синестезия – особый способ чувственного переживания, при восприятии некоторых понятий. Например «цветной слух». Им обладал Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин)Развивать методику преподавания  сольфеджио на базе  современных  достижений психологии.
Сближать сольфеджио с современной концертной практикой,  учитывая конкретную исполнительскую специфику музыканта - исполнителя
Активно использовать  технические средства обучения – ИКТ.
Если проанализировать историю развития сольфеджио, можно отметить,  что в 18 веке предмет  представляет собой  лишь  систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах. 
В 19 веке  кроме упражнений для интонирования появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. 
В 1891 году издаётся первое в России руководство по написанию диктанта Н.М. Ладухина, до сих пор широко применяющееся в педагогической практике.
В  начале 20 века методические основы сольфеджио расширяются. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является обращение к музыкальной литературе.
21 век – это  преподавание сольфеджио на стилевой  основе,  весомая  роль ладового сольфеджио  и использование методов  психологии   и  синестезии.
4109720784860Одна из важнейших черт развития  сольфеджио на  рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение  информационных технологий.  Назрела необходимость признать,  что музыкальная педагогика сегодня  НЕ может не быть электронной. 
         Профессор  Московской Государственной консерватории Галина Рубеновна Тараева – заведующая кафедрой инновационной (экспериментальной) педагогики Ростовской государственной консерватории им. С. Рахманинова, автор  трехтомника «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», в котором  разрабатывается: концепция  медиапедагогики электронная поддержка музыкально-теоретических дисциплин введение специализации «музыкально-педагогическая информатика» технология электронного  слухового тестирования.
         В одном из интервью, на вопрос: «Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?» Г. Тараева  отвечает:  « Инерция! Школа должна быть только одним – это центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…»
435483036195В последние годы появилось множество обучающих мультимедийных программ.  Например, мультимедийные программы   «Музыкальный экзаменатор» и  «Музыкальные пазлы» входят  в  проект «Сольфеджио на компьютере»,  охватывающий сведения по теории музыки и практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ. Хочу немного остановиться на этой программе. Эту программу я скачала в интернете, она очень легко устанавливается и используется. Какие есть задания? Задания следующие – определение на слух одного-двух звуков, мелодии от 2 до 8 нот, определение на слух аккордов и исполнение аккордов. В «Заданиях» выберем, например, поступление в ДМШ – проверка музыкального слуха (показать). Мелодии одноголосные (случайно генерируемые), определение аккордов на слух и исполнение аккордов.
Конечно, заниматься по этой программе в группе получится только при наличии у каждого ребенка компьютера, но можно применять эту программу на индивидуальных занятиях, например на теории, или давать задание на дом, чтобы ребенок, сидя дома за компьютером, спокойно занимался в этой программе.
19050116840Заслуживает внимание и признается полезным   использование на уроках сольфеджио  Караоке-плейеров, таких, например,   как  «студия Vocal  Jam – школа сольфеджио»,  «Музыкальный класс»,  «Детская музыкальная студия». Дидактическая  и учебная литература последних лет изобилует красочными увлекательными  пособиями по сольфеджио  для  детей   трех-, пяти-   и даже  одного года.  Это и уроки-игры, и музыкальные  азбуки,   и  сказочные  пособия по теории музыки, и занимательные диктанты,  и  «Азартное сольфеджио»,  и «Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона»   и  многое, многое другое. Остановлюсь на сборнике «Азартное сольфеджио». Отличительной чертой предлагаемого пособия является системное изложение игровых методик на уроках элементарной теории музыки и сольфеджио. Кроме того, пособие содержит иллюстративно-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися теоретических знаний.
2788920711835Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество.  Оно  направлено,  прежде всего,  на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.
Курс музыкальной литературы – один из важнейших предметов подготовке ученика. Значение музыкальной литературы трудно переоценить. Воспитание компетентного музыканта невозможно без глубокого знания этого предмета. Это особенный предмет, который формирует музыкально-историческое мышление музыканта, учит выражать свои музыкальные представления в вербальной форме, формирует навыки устной речи, аналитические навыки, закладывает основы стилевого воспитания слуха. Данный предмет несет большую информационную нагрузку: здесь складываются представления о культуре различных эпох в целом, что очень ценно, даются сведения о жизни и творчестве композиторов, о жанрах, о средствах композиторской техники и т.д. Музыкальная литература является синтезирующим предметом по своей сути: он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Таким образом, у учащихся формируются представления об эпохах, о параллельных явлениях, которые возникают в связи с теми или иными процессами музыкально-исторического развития, знания о смежных искусствах.
Курс музыкальной литературы естественным образом связан с другими дисциплинами: полифонией, анализом музыкальных форм, сольфеджио, специальности, не обойтись на уроках музыкальной литературы и без сведений по инструментовке.
Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.
Сейчас на дворе век компьютерных технологий. И, конечно же, на уроках музыкальной литературы уже не обойтись без использования ИКТ. Мои уроки музыкальной литературы не обходятся без использования компьютера. Например, при знакомстве с жизнью и творчеством композитора, мы с детьми смотрим видео про место рождения и биографию композитора, различные фотографии, которые еще сохранились. Это повышает интерес у учащихся, т.к. когда они видят кадры родного города композитора или где он бывал, в каких залах выступал, на каких инструментах играл, сама личность композитора как-бы оживает и становится чуть ближе. Когда мы знакомимся с творчеством композитора, например, с симфонией, прослушиванию обычной аудиозаписи я предпочитаю видеозапись, где учащиеся могут видеть симфонический оркестр, какой инструмент играет главную или побочную партию и т.д. При знакомстве с оперой или балетом, конечно по возможности использую видеозаписи.
Традиционное проведение урока можно творчески разнообразить следующим образом, используя вот такие методы и формы работы:
изложение новой темы – можно назвать самостоятельной работой - вместо конспекта под диктовку, детям можно предложить ответить на вопросы по новой теме, поработать по учебнику, самим отобрать нужную информацию.
ищу ошибки – этот метод может широко применяться на уроках и сольфеджио, и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.
взаимоконтроль в опросе домашнего задания - группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям, педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ;творческое домашнее задание – составить кроссворд, тест, нарисовать рисунок, или опережающее домашнее задание, чтобы учащийся подготовил самостоятельно следующую тему урока и при ее прохождении выступал в роли помощника учителю, детям это очень нравится;
консультанты на уроке - данный метод является одним из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Метод может использоваться не только на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, но и на уроках специальности.
цепочка (опрос) – метод направлен на бесконфликтную проверку знаний, умений учащихся и развитие умений формулировать вопросы. Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы.
игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
использование проблемного метода на уроках музыкальной литературы имеет место быть. Знания преподносятся не в готовом виде, а в форме задачи, которую учащиеся должны решить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, контролируемой педагогом.
Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Желаю всем коллегам терпения, удачи и успехов в постижении инноваций!