Индивидуальная программа по математике с одаренным ребенком (7 класс)


МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»

Индивидуальная образовательная программа
по математике с одаренным ребенком
Савич Людмилы Анастасовны,
учителя математики, первой квалификационной категории
Ныда2015
Пояснительная записка
Проблема развития одаренных детей в условиях массового обучения всегда была актуальной для учителя. Однако существующая система обучения в школах не обеспечивает в полной мере индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Жикина Кристина обучается в 7а а классе МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда». В данной школе девочка занимается с 6-го класса. За время учебы проявила себя как способная ученица, добросовестно относящаяся к своим учебным обязанностям. Учебный материал по математике усваивает на «4» и «5». На уроках работает активно. Понимает на слух речь учителя. Настойчива в поисках решения заданий повышенного уровня сложности. Словарный запас соответствует ученику 7 класса. Кристина заинтересована в своих успехах по математике. Любознательна. Навыки самостоятельной работы с литературой по математике и интернет ресурсами на достаточно хорошем уровне. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя. Девочка интеллектуально развита. Проявляет интерес к интеллектуальным математическим играм, викторинам. Трудолюбива. У Кристины хорошо развиты коммуникативные качества, умеет общаться в разных социальных группах. Уровень самооценки адекватный.В общении со старшими и одноклассниками вежлива, тактична и доброжелательна.
Цель:
формирование благоприятных условий обучения для успешного развития индивидуальности ребёнка
создание системы деятельности педагога для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей Жикиной Кристины по математике, развития одаренности.
Задачи:
реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении Кристины с повышенным уровнем интереса к математике;
активизировать интеллектуальные качества Жикиной Кристины в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития обучающегося в области математики;
углубить полученные ранее знания по математике;
Место курса в учебном плане
Элементы математического образования включаются в содержание программы по математике за курс средней школы. Развертывание содержания осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающейся:
индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
дополнительные занятия с Кристиной; подготовка ее к олимпиадам, интеллектуальным играм, проведение учителем консультаций по возникшим вопросам;
участие в олимпиадах по математике школьного, муниципального, районного и всероссийского уровня.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Поисковый метод;
Проектный метод;
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Анализ;
Практическая деятельность;
Проектирование.
Принципы педагогической деятельности:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы контроля.
Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини – олимпиады, тесты.
График и время посещения занятий
Вторник 15 00ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
учитывать одаренность как сложное явление;
учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание
1. Вводное занятие (1 ч)
Роль математики в практической жизни человека. Нестандартные задачи. Примеры решения некоторых задач.
2. Задачи с цифрами и целыми числами (3 ч)
Запись многозначных чисел в общем виде. Запись числа при делении с остатком. Разбиение числа на классы. Признаки делимости на классы. Нахождение последней цифры степеней чисел.
3. Решение уравнений первой степени (3ч)
Схема решения уравнений первой степени в целых числах. Задачи, приводящие к уравнениям первой степени.
4. Решение задач с модулем (3ч)
Уравнения с модулем. Упрощение выражений с модулями. Построение графиков функций с модулями
5. Задачи с параметрами (3ч)
Решение уравнений с параметрами. Сравнение выражений. Нахождение целых решений уравнений. Задачи на вычисление значения параметра в уравнении, если задан корень уравнения.
6. Целые выражения и их преобразования (3ч)
Степень числа. Многочлены.
7. Некоторые идеи, применяемые при решении олимпиадных задач (2ч)
Идея раскраски. Принцип крайнего.
8. Задачи на «сложные проценты» и процентные отношения (3ч)
9. Олимпиадные задачи, решаемые с помощью систем уравнений (3ч)
10. Логические задачи (3ч)
Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. Применение графов к решению логических задач. Принцип Дирихле.
11. Математические игры (2ч)
Игры-шутки. Правило симметрии.
12. Геометрические задачи на доказательство и вычисление (3ч)
Задачи на свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла 30.
Задачи на свойства медианы прямоугольника треугольника, опущенного на гипотенузу.
13. Линейные неравенства с двумя переменными и их системы(2ч)
Календарно-тематическое планирование занятий по математике

Тема Количество часов Дата проведения
1. Вводное занятие 1 сентябрь
2. Задачи с цифрами и целыми числами 3 сентябрь
3. Решение уравнений первой степени 3 октябрь
4. Решение задач с модулем 3 октябрь, ноябрь
5. Задачи с параметрами 3 ноябрь, декабрь
6. Целые выражения и их преобразования 3 январь
7. Некоторые идеи, применяемые при решении олимпиадных задач 2 февраль
8. Задачи на «сложные проценты» и процентные отношения 3 февраль
9. Олимпиадные задачи, решаемые с помощью систем уравнений 3 март
10. Логические задачи 3 март
11. Математические игры 2 апрель
12. Геометрические задачи на доказательство и вычисление 3 апрель, май
13. Линейные неравенства с двумя переменными и их системы 2 май
Индивидуальный план реализуется в течение 1 года (2015-2016 учебный год) в соответствии с образовательным планом МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» на 2015-2016 учебный год.
№ Срок Форма
1. сентябрь Разработка индивидуальной программы развития одарённых обучающихся.
2. в течении года Организация консультаций, дополнительных занятий
3. октябрь Участие в школьном туре Всероссийской олимпиаде школьников
4. октябрь Участие в неделе математики, физики, информатики
5. ноябрь-май Участие в региональных и всероссийских конкурсах по математике
6. декабрь Участие в интеллектуальном марафоне
7. ноябрь-май Участие во всероссийских дистанционных предметных олимпиадах.
8. сентябрь-март Организация исследовательской деятельности в естественно математической секции
9. январь Участие в школьной НПК «Старт в науку» с работой «Статистика нашего класса»
10. январь Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Шаги в науку»
11. февраль Участие школьников во Всероссийских конкурсах «Мега-Талант», «Новый урок»,
12. май Анализ результатов школьных, районных, региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
формирование интереса к творческому процессу;
умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
успешное выступление на олимпиадах.
Планируемые результаты работы
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
формирование нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;
формирование устойчивой мотивации к обучению, к самодиагностики;
формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
формирование навыков организации анализа своей деятельности;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию;
формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Метапредметные:
Коммуникативные:
осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
развивать способность с помощью вопросов, добывать недостающую информацию, определять цели и функции;
регулировать собственную деятельность посредством письменной речи;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Регулятивные:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Адекватно оценивать свои достижения;
сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона;
выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий;
самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности оценивать достигнутый результат;
составлять план и последовательность действий, вносить коррективы в план;
планировать промежуточные цели с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоенного материала;
оценивать достигнутый результат.
Познавательные:
проводить анализ способов решения задач;
применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять роль математики в практической деятельности.
выражать смысл ситуации различными средствами; выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки рассуждений;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осуществлять синтез как составление целого из частей;
выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.
выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; выбирать вид графической модели.
Предметные:
научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике;
научиться выстраивать алгоритм решения линейного уравнения с одной переменной, описывать свойства корней, решать линейные уравнения.
познакомиться с математической моделью для решения задачи;
познакомиться с понятиями независимая переменная (аргумент), зависимая переменная (функция), область определения, множество значений;
научиться на практике применять весь теоретический материал изученный в курсе алгебры для подготовке к ОГЭ.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература для учителя
1. Программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Миндюк Н.Г. – М: «Просвещение», 2014. – с. 32 с.)
2. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,Просвещение, 2015.
Дополнительная литература для учителя
Я иду на урок математики: 7 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «1 сентября», 2000;
Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006;
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе- М.: «Вербум - М», 2000;
Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М : Просвещение», 1991;
Нестандартные уроки алгебры. 7 класс. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006;
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006
Основная литература для обучающегосяАлгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,Просвещение, 2015.
Нагибин Ф.Ф.,Канин Е.С. Математическая шкатулка М.: Просвещение, 1988
Сборник задач московских математических олимпиад . Пособие для внеклассной работы по математике/ Под ред. В.Г. Болтянского. М.: Просвещение 2005
Сикорский К. П. Дополнительные главы по курсу математики 7-8 классов для факультативных занятий. М.: Просвещение 1996
Дополнительная литература для обучающегосяБалл Г.А., Довгялло А. М., Исследование процесса решения задач и их периодическое значение// Программированное обучение. – Киев 1999.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М., Просвещение 1983
Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М : Просвещение», 1991;
Информационно-коммуникативные средства
CD-диск: Тренажёр по математике: 7 класс.
CD-диск: Математика: 7 класс. Курс «1С:Школа».
CD-диск: Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 7 класс. Все задачи школьной математики.
Интернет ресурсы
Интернет-ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». – http://school-collection.edu.ru.
Интернет-ресурс «Открытый банк заданий по математике». – http://mathege.ru:8080/or/ege/Main.
www. HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/rabochaya-programma-po-matematike-5-klass-3"edu - "Российское образование" Федеральный портал.