Модель учителя, готового к работе с одарённым ребёнком


ПР. Харичева Л.Н.
Модель учителя, готового к работе с одарённым ребёнком.
Учитель должен быть (по Н.И. Ильичёвой)
Увлечён своим делом;
Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
Профессионально грамотным;
Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
Проводником передовых педагогических технологий;
Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Знатоком во всех областях человеческой жизни.
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми:
Быть доброжелательным и чутким;
Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
Иметь широкий круг интересов и умений;
Иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
Иметь живой и активный характер;
Обладать чувством юмора;
Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
2. Формы организации учебной деятельности одарённых учащихся по их подготовке к интеллектуальным соревнованиям.
Проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
Спецкурс в НОУ “Основы исследовательской деятельности”. На конкретных примерах дает методологию этой деятельности, в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;
Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе – работа над исследовательскими проектами, вытекающими их данной образовательной программы;
Программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;
Исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;
Общешкольный проект: интегрирует программы общего и дополнительного образования или проекты по определенной теме либо проблеме. С помощью исследовательской деятельности на уровне школы тесно увязываются различные формы образовательной деятельности.
Походы и экспедиции. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул. Включаются как элементы в годовой цикл учебных исследований;
Научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
Тематические клубы и молодежные объединения.
3. Алгоритм деятельности педагога по созданию системы воспитания и обучения одарённых детей
По мнению ученых, практически каждый человек талантлив от природы. Однако часто талантливость остается невостребованной. Задатки ребенка так и не превращаются в способности, и детская одаренность не развивается и гаснет. Одаренные дети требуют пристального внимания и профессионализма в работе окружающих их взрослых. Работа с таким ребенком должна быть направлена на оказание помощи в осознании и использование своих внутренних резервов.
Существует некоторый алгоритм работы с одаренными детьми:
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.
организация систематического наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях,
анализ особых успехов и достижений учащихся. Преемственность между начальным и средним образованием позволит отслеживать развитие детской одаренности при переходе в среднее и старшее звено.
по результатам олимпиадных, различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителями составляется банк данных одаренных детей школы.
II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка.
Существует достаточно различных методик для диагностики одаренности. По выявленным результатам следует отправить ребенка на углубленную диагностику к психологу.
По итогам наблюдений и диагностики необходима работа с родителями и привлечение их к работе с детьми. Немаловажной является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.
На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам. Их задача - сформировать и углубить способности детей. Реализуется это с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.
Этот этап работы должен вестись двумя группами педагогов:
1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;
2) наставниками (тьюторами), которые играют существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей:
– выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
– координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
– обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;
– осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.
Наставниками (тьюторами) могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты, готовые взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.