Системно-деятельностный подход на уроке русского языка тема: «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»


«Системно-деятельностный подход
на уроке русского языка
тема: «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».
(УМК «Школа 2100»,3 класс)



ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3-4

2. Основная часть 4-9
3. Заключение 10
4. Литература 11
5. Приложение 12-13
Введение
Ни одно действие педагога не должно
стоять в стороне от поставленных целей
А.С. Макаренко
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Системно-деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Урок русского языка по ОС «Школа 2100»
Тема: «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Способствовать овладению способом правописания слов с непроизносимыми согласными.
Развивать умение выражать собственное мнение, аргументировать, делать выводы.
Воспитывать коммуникативные навыки, культуру общения в группе и паре.
Средства обучения: учебник, карточки для работы в группе.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Словарная работа.
а) Устный диктант (работа с сигнальными карточками)
- Покажите ту букву, правописание которой надо запомнить.
Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.
б) – Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а (Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.)
Проблемная ситуация.
- Прочитайте предложение:
Ужасно интересно всё то, что неизвестно.
-Я предлагаю вам стать исследователями и самостоятельно сделать сегодня маленькое открытие.
Работа по учебнику.
Стр. 70, упр.75 – используется побуждающий диалог.
- Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные)
- Давайте сравним написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, который обозначает эта буква, не произносится.)
- Какой вопрос возникает? Почему в одних однокоренных словах звук т произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук т не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)Постановка учебной задачи.
- Почему в корнях некоторых однокоренных слов буква пишется, но звук, который обозначает эта буква, не произносится?
- Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.
- Какая тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова)
- Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными)
Поиск решения учебной задачи.
На доске записаны слова:
Весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
Задание.
- Разбейте их на группы.
- По какому признаку вы их разделите?
- Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный т не произносится?
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.
Вывод: если рядом стоят 3 согласные буквы, то звук т не произносится (выпадает).
Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.
Стр. 71, упр.76.
- Прочитайте слова. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?
- Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый)
- Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?
- Сравните ваши выводы с текстом в рамке на стр. 72.
- Что ещё узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? Запишите себе в тетрадь сочетания букв
Стн, здн, рдц, лнц, вств- Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки)
- Это правило или закон языка? (Закон языка)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам.
Физкультминутка.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1) Исходное положение (далее – и.п.) - сидя на стуле,1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4- голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2) И.П.- сидя, руки на поясе.1-поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3) И.П. – стоя или сидя, руки на поясе, 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- и.п., 3-4- тоже правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Решение учебной задачи.
Работа в парах.
- А теперь давайте попробуем установить, как надо действовать, чтобы определить, как правильно написать слова с непроизносимыми согласными.
Данное задание будем выполнять в парах.
- Вспомните основные правила работы в паре
(1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать другим одноклассникам.
3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать)- ваша задача: составить памятку для написания непроизносимых согласных.
_ Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий:
Подобрать такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо.
Обозначить на письме непроизносимый согласный звук буквой.
Написать слово правильно.
Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным.
Произнести слово.
Определить место непроизносимого согласного звука в слове.
Подобрать проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчётливо.
Подчеркнуть согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.
Проверка работы. Проверка результатов.
- Давайте сравним ваши памятки с авторским алгоритмом:
Стр. 74 «Как пользоваться правилом»
Закрепление с комментированием.
- А теперь закрепим наши знания. Работать будем в группе. Но сначала повторим правила работы в группе.
(1. Выбрать капитана.2. Работать дружно, быть к друг другу вежливыми, внимательными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать другим, вовремя оказывать помощь.3. Следить за временем.4. Качественно выполнять работу.5. Уметь защищать общее дело и свою работу.)Стр.72, упр.77, 78 – выделение слов с орфограммой непроизносимая согласная в корне слова и проверочных слов.
- Однокоренные ли слова в каждой строчке? Как проверить написание непроизносимых согласных?
- Нашли ли вы среди однокоренных слов проверочные?
- Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный)
Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый согласный и правильно написать слова, в которых он встречается?
Ответ на основной вопрос урока:
Как не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова?
Самостоятельная работа.
Стр.74, упр. 79.
- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? (Узнать новый способ проверки непроизносимого согласного звука в корне слова)
- Что нам помогло? (Алгоритм)
- Напомните ещё раз алгоритм написания слов с непроизносимой согласной в корне слова.
1. Произнести… (слово)
2. Определить… (место непроизносимого согласного звука в слове)
3. Подобрать … (такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо)
4. Обозначить на письме … (непроизносимый согласный звук буквой)
5. Написать слово … (правильно)
6. Подчеркнуть … (согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный звук)
- Что узнали нового?
- Для чего нужно знать этот способ проверки?
- Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными.
Рефлексивная оценка.
- Оцените свою работу на уроке.
Мне было всё понятно. Я легко справлялся с заданиями.
Я испытывал затруднения.
Мне было непонятно, буду ещё разбираться.
Домашняя работа:
Стр. 86, упр.1.
Уметь объяснить, опираясь на тексты на стр. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.
Заключение
Практика показывает, что технологический подход к проектированию и реализации образовательного процесса, построенного на основе системно-деятельностного подхода даёт учителю возможность подходить к процессу обучения и воспитания детей по новому. Учитель может выступать в роли координатора, обучающиеся являются не пассивными слушателями, а исследователями. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития.
Деятельностный подход в обучении хорошо сочетается с современными образовательными технологиями, способствует успешному обучению младших школьников, развитию познавательной активности и мотивированности к самостоятельной учебной работе. Но чтобы подготовить ребёнка к будущей деятельности, учитель постоянно сам должен быть в процессе обучения и осознания своей деятельности .
На этом уроке я старалась реализовать все требования системно-деятельностного подхода: задания старалась подбирать с учётом индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьного возраста; была создана проблемная ситуация и переведена в учебную задачу; организована парная и групповая работа.
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У них формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому УМК.
Литература
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. - №4. – С.18-22.
Учебник по русскому языку за 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.Ч.1./ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В./.-Изд. 5-е, перераб.– М.: Баласс, 2015. –176с.:ил.- (Образовательная система «Школа 2100»);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011г./М - во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение. 2011. – 33с.;
Приложение