Исследовательская работа на тему Современная молодежь в книжном мире


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №1
Исследовательская работа
«Современная молодежь в книжном мире»
Выполнила:
Пушкарева Валентина,
обучающаяся 10 «а» класса МБОУ
Зимовниковской СОШ№1
Руководитель:
Сиволапова Е.В.
учитель русского языка и литературы

п.Зимовники
2017 год
Оглавление
Введение.
Появление первых книг на Руси
Подлинные шедевры книжного дела Древней Руси.
Первые печатные станки.
Глава 1. Основные виды литературы.
Глава 2.
2.1. Работа по определению роли книги и чтения в жизни обучающихся, родителей, учителей.
2.2. Сравнение полученных данных читателей разных возрастных категорий (от 10 до 17 лет, от 20 и более лет).
2.3.Данные Центральной Зимовниковской библиотеки о количестве читающих подростков.
Глава 3.
Социологический опрос работников Администрации п.Зимовники, учителей средней общеобразовательной школы №1
Заключение.
Приложения.
Тема исследования: Отношение современной молодежи к книгам.
Актуальная значимость проекта направлена на привлечение молодых людей к чтению, посещение молодежью библиотек поселка, поиск нестандартного решения – создание «Читательского кафе»в поселке Зимовники.
Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней рассматривается круг чтения и отношение к книге обучающихся МБОУ средней общеобразовательной школы№1. Результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения роли книг и чтения в жизни современной молодежи. Проект рассчитан на 2 года.
Цели:
- повышение читательской активности и информационной культуры молодежи;
- поддержание высокого престижа книги и чтения в общественном сознании.
Задачи:
- позиционировать чтение среди молодежи в качестве содержательного и увлекательного проведения досуга;
- развивать навыки грамотного, осознанного обращения к книге как источнику самообразования, самовоспитания;
- провести анкетирование среди обучающихся, родителей, учителей и работников Администрации Зимовниковского района.
- выявить причины нежелания школьников читать.
- привлечь внимание к книгам и чтению.
- найти пути решения проблемы:
повысить читательскую культуру молодежи
открытие кафе
- сделать вывод о проделанной работе.
- повысить читательскую культуру молодежи
Методы исследования:
Социологический опрос.
Анкетирование (сравнение полученных данных разных возрастных категорий людей
от 10 лет – до17 лет, от 20 лет и более)
Составление диаграмм по результатам исследования.
интервьюирование работников Администрации п.Зимовники, учителей средней общеобразовательной школы №1, обучающихся 5 – 11 классов средней общеобразовательной школы №1
Книги рождают мечту, вызывают
ее к жизни, заставляют размышлять,
воспитывают самостоятельность
суждений.

С.Г.Струмилин.
Введение
Роль книги в жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности бесценна. По книгам мы учимся, они формируют личность, позволяют узнать о прошлом, заглянуть в будущее.
Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА! В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И.Ожегова дается буквальное толкование слова «книга, книжка – произведение печати в виде переплетенных листов с каким-нибудь текстом».Без книг жизнь людей была бы скучной, и я уверена, что будет еще много открытий, которые я сделаю с помощью моих замечательных друзей- книг.
Работа над темой моего исследования началась с того, что в газете «Аргументы и факты» я прочитала статью «Современная молодежь – не читающее поколение».
Я задумалась:откуда книга к нам пришла?
Как известно, издавна устная речь считалась единственным способом передачи знаний от одного поколения к другому. Позжеизобрели письменность, и для письма стали использовать кору дерева, глиняные плитки, папирус.
. Первым этапом создания книги было изобретение свитка из папирусных листов, которые подклеивались один к другому. На таких свитках записывались эпические литературные произведения, прекрасным примером которых являются поэмы «Одиссея» и «Иллиада».
Первое свидетельство записи датируется 2400 г. до н.э.В Древнем Египте записи вели на листах папируса. (Приложение 1, рис. 1).
В Греции письменность и папирус появились где-то в X или IX веке.Их обычно связывали. По всей видимости, они и послужили прототипом современной книги. (Приложение 1, рис 2).
История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев: Константина (827-869) (его монашеское имя было Кирилл, а в миру прозвали Философ), и Мефодия (815-885). Оба они родились в греческом городе Солуни (сейчас этот город известен под названием Салоники) – отсюда и называют великих просветителей «Солунские братья». К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе. Даже император знал их как людей высокообразованных и искусных дипломатов.
Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, созданная с октября 1056 по май 1057 г. Написано евангелие было для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием всего за 8 месяцев. В соответствии с принятой в те времена византийской традицией, в послесловии к книге восхваляется имя Остромира и содержится нижайшая просьба о снисхождении к ошибкам переписчика. На сегодняшний день это подлинный шедевр книжного дела Древней Руси! Поэтому имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и создателей рукописных книг - великих произведений, являющихся шедеврами мировой культуры (Приложение1, рис3)
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, пергамент дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги. Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешёвого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей. Но копирование книг вручную как бы искусно и красиво оно не выполнялось, имело свои ограничения по производительности. Начиная с XIV столетия, доступ к чтению был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел. Подобные запросы явились причиной появления нового и решительного сдвига в развитии книг – книгопечатания. Настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гуттенберг Иоганн, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию. Гуттенберг впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге, что позволило достичь невиданной ранее производительности. Первой книгой, отпечатанной Гуттенбергом, была библия.
В XVI веке появляется печатная книга и в России. В 1564 году Иван IV откроет в Москве первую в России дукарню (типографию), в которой ремесленник Иван Фёдоров напечатает первую русскую книгу
Имя первопечатника Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами.
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
Книги для меня всегда были и учителем, и другом, и советчиком. Слова М. Горького я взяла эпиграфом к своей работе. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.
В наше время становится все меньше читателей. Печатные книги заменяют интернетом, электронными книгами. Но я считаю, что без книги нельзя интересно провести время и получить достоверную информацию. Я не спорю, интернет тоже полезен, но книгу мы не можем ничем заменить: Перечитывать, шурша страницами, оставляя закладки на месте, где остановились, делая пометки, самые яркие моменты и эпизоды, мы можем только при чтении бумажной книги. В каждой книге есть своя душа, а книга, переданная поколениями бесценна.В нашей семье книгу любят и ценят все. Мой отец с детства прививал любовь к книге мне и моему брату, она всегда была лучшим подарком на торжественные праздники.
Глава 1.
Допускается существование таких видов литературы как мужская, женская и детская, если за основу брать половозрастной признак. Внутри себя та же детская литература может по возрастному признаку делиться на литературу для малышей, детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего возраста. Если брать как классифицирующий признак область, охватываемую литературой, ее назначение, цель, то в этой классификации мы можем различать такие виды литературы, как художественная литература, учебная литература, научно-техническая литература, популярная литература и справочная литература.
Основные виды литературы:
Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления литературы
Различают виды литературы:
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка.
Документальная проза — вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.
Мемуары — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков.
Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу.
Основные виды справочной литературы:
Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;
Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);
Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания. Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Сейчас большинство людей пользуются Википедией- Интернет- энциклопедией, статьи для которой может написать любой человек, имеющий доступ к Сети. Сегодня эта энциклопедия, появившаяся благодаря коллективному труду добровольных энциклопедистов-любителей, насчитывает более трех миллионов статей более чем на 130 языках, включая такие экзотические, как эсперанто или латынь. «Википедия» является общедоступной и свободно распространяемой энциклопедией. Так же, проведя опрос, я установила, что 80% опрошенных пользуются Википедией , и всего лишь 20% не пользуются интернет-инциклопедией.
Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.). Рождение новых жанров и умирание старых не прекращается, пока существует сама литература, несмотря на то, что в каждую эпоху литературная теория пытается представить исчерпывающий перечень литературных форм.
Я провела социологический опрос:
- Откуда молодежь, обычно узнает о видах литературы, об интересных книгах, которые стоит прочитать? К чьим мнениям и советам прислушивается молодежь сегодня? Почти половина респондентов узнают о книгах в основном от друзей, знакомых и родственников.
Интересны единичные ответы:
19% от родителей
10%от друзей.
11% опрошенных пользуются Интернетом
5% просматривают новинки в книжных магазинах.
18% из СМИ (телевидение, газеты, журналы, фильмы, снятые по сюжетам литературных произведений) служат источником информации для молодежи.
3% по совету учителей.
4% молодых людей узнают об интересных книгах в библиотеках.
30 % пользуются другими источниками. (Приложение 2, рис.1)
Где молодые люди берут книги?
65,6%опрошенных скачивают нужные книги из Интернета.
15,2% в библиотеках поселка Зимовники.
6% респондентов делают покупки в книжных магазинах.
10% берут книги у друзей и знакомых.
2,6%пользуются домашними библиотеками.
0,6%пользуются другими источниками (Приложение 2, рис 2)
В основном молодежь пользуется не одним, а несколькими источниками, часто это Интернет, библиотека или Интернет и книжные магазины. Библиотекари, как, впрочем, и продавцы книжных магазинов, констатируют: «Молодежь заходит в книжный магазин как в супермаркет. А какой главный принцип продажи в супермаркете? Это то, как выложен товар на полках. Самое красочное и модное – на видном месте. Вот и наши молодые люди походят, полистают, посмотрят красивые картинки. Что сильно бросается в глаза, то они и берут. А ещё есть модные книжки. Тот же Пауло Коэльо. На видных полках обычно фантастика, любовные романы, веселые приключенческие произведения». Это мои наблюдения, т.к. я проводила опрос у продавцов книжных магазинов «Книжная лавка», «Сказка».
Глава 2.
Пора читать!
Из рая детского житья,
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом старом переплете.
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена: Гек Финн
ТомСойер, Принц и нищий!
М.Цветаева
Меня заинтересовал вопрос о том, что читали наши родители. А также какую литературу предпочитает читать сегодня современная молодежь. Я провела опрос среди одноклассников, обучающихся других классов, учителей школы, родителей, работников Администрации нашего района. Результаты опроса приведены в таблице.
(Приложение 3 ,таблица 1, рис.1, рис.2)
Главным направлением моей работы является продвижение книги и чтения, повышение роли книги в жизни читателей.Анализ анкетирования показывает, что 88% старшего и 41% младшего возраста достаточно большое внимание уделяют книгам.
(Приложение 4, рис 1,2).
Мнения разные. Старшее поколение предпочитает классическую литературу.Классика вообще не входит в круг интересов молодых людей, лишь небольшое их количество может похвастать прочтением даже той малости, которая предусмотрена школьной программой.
Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, который это интересует. Лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.
Мною было проведено анкетирование среди обучающихся 5-11 классов МБОУ Зимовниковской СОШ №1.Результаты приведены ниже.
Вопрос 1: Какой жанр литературы вы предпочитаете?
Младшие классы (5-8 классы)
76% респондентов читают книги , 24% - не читают.
Фантастика 16% ,
Приключения14%,
Детективы 13%,
Рассказы 7%,
Романы 2%,
Ужасы 3%
Сказки 5%
Поэзия о войне 1%(Приложение 5,рис.1)
Старшеклассники(9-11 классы)
71% читают книги , 29%- не читают.
Фантастика 19%
Детективы15%
Приключения 11%
Романы10%
Ужасы 7%
Поэзия 5%
Классика4% (Приложение 5, рис. 2)
Вопрос 2: Каких авторов вы уже прочитали?
Младшие классы (5-8 классы)
62% опрошенных читают отечественных и зарубежных писателей.
38% опрошенных не читают ничего.
Наиболее популярные авторы:
А.С.Пушкин14%
И.С.Тургенев 12 %
М.Ю.Лермонтов 11%
Н.В.Гоголь6 %
И.А. Крылов 5%
А.П.Чехов4 %
Л.Н.Толстой2%(Приложение 6, рис 1)
Старшеклассники (9-11)
70% респондентов читают отечественных и зарубежных писателей.
30% не читают
Наиболее популярные авторы:
А.С.Пушкин15%
Л.Н.Толстой14%
Н.В.Гоголь9%
А.П.Чехов8%
И.С.Тургенев7%
У.Шекспир6%
Марк Твен 4%
М. Руд 2%(Приложение 6, рис 2)
Вопрос 3: Назовите ваше любимое произведение.
Младшие классы (5-8 классы)
Анализирую данные:
57% респондентов читают отечественную и зарубежную литературу .
44% - не читают
Популярные произведения:
Л.Н Толстой «Лев и собачка» 13%
Н.В Гоголь «Ночь перед Рождеством» 10%
У.Шекспир «Ромео и Джульетта» 9%
М.Ю.Лермонтов «Парус»8%
И.С.Тургенев «Муму» 7%
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»4%
Н.С.Лесков « Левша» 3%
Даниель Дефо « Робинзон Крузо»2%(Приложение 7, рис. 1)
Старшеклассники (9-11 классы)
55% респондентов читают книги 45%-нет.
Возможно, это связано с появлением в жизни школьников различных электронных устройств: телефонов, планшетов, ноутбуков и электронных книг. Нужно отметить, что 55 % всё-таки читают, вопрос в том, какими источниками они пользуются
Л.Н. Толстой «Война и мир»15%
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 11%
Н.В.Гоголь «Вий»9%
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»8%
Н.С.Лесков «Очарованный странник» 4%
У.Шекспир «Ромео и Джульетта»3%
М. Руд « Всадник без головы» 2% (Приложение 7, рис 2)
Вопрос 4: Назовите ваш любимый школьный предмет.
Такой вопрос я задала ребятам не случайно. Мне хотелось выяснить, какое значение для обучающихся имеет урок литературы. Как видно из опроса и для младших классов, и для старших классов литература не является столь важным предметом.
В основном для них важны точные науки, такие как геометрия, химия и другие.
(Приложение 8, рис. 1,2)
Вопрос 5: Как вы относитесь к появлению в нашем поселке«Читательского кафе»?
(Приложение 9 рис.,1,2)
В своей исследовательской работе я не только выявляю причины, но и ищу пути решения этой проблемы. По моему мнению, появление в нашем посёлке «Читательского кафе» частично решит проблему. Во многих городах Ростовской области такие заведения уже открыты. Мне очень хочется, чтобы моя идея осуществилась. Я думаю, что это привлечёт современную молодежь к чтению. Только представьте, сколько нового узнают дети, подростки и даже взрослые о жизни писателей и их знаменитых произведениях.
Многие обучающиеся в анкетах писали, что пользуются электронными книгами. Я решила разобраться в плюсах и минусах такого устройства. (Приложение 10, таблица 1)
Вывод: электронная книга имеет ряд преимуществ и недостатков, но это не значит, что она хуже или лучше бумажной книги. Каждый выберет себе книгу.
Вопрос 6: По какой причине вы не читаете?
Младшие классы (5-8 классы)
26%- нет времени
15%- мне не нравится читать
11% -не хочу читать
9% - лень читать
39% - я читаю
Старшеклассники (9-11 классы)
20%- нет времени
14%- мне не нравится читать
16% -не хочу читать
10% - лень читать
40% - я читаю
(Приложение 11, рис.1,2)
Важно отметить, что мнения по этому вопросу среди обучающихся 5-8 классов и старшеклассников во многом похожи. Большая часть опрошенных не читают. Поэтому я отправилась в Центральную Зимовниковскую библиотеку для того чтобы узнать о количестве читающих подростков и определить читатели какой школы занимают лидирующее место. При общении с библиотекарями мне удалось выяснить следующие факты:
Из 356 обучающихся Зимовниковской СОШ №1 посещают ЦЗБ только 130-150 человек примерно 1200-1250 раз в месяц(учитывая тот факт, говорящий о сравнительно близком расположении нашей школы и ЦЗБ)
(Приложение 11, рис1)
Из обучающихся Зимовниковской СОШ №6 посещают ЦЗБ только 45-60 человек примерно 800 раз в месяц.
(Приложение 11, рис2)
Из обучающихся Зимовниковской СОШ №10 посещают ЦЗБ только 25-45 человек примерно 180-300 раз в месяц.
(Приложение 11, рис3)
Современная молодежь считает, что лучше просмотреть фильм, чем прочитать какую-нибудь книгу. Но каким хорошим не был бы фильм, снятый по мотивам книги, он не отражает всей сути произведения. Для обучающихся 5-7 классов мы организовали классные часы по теме «Роль книги в жизни человека».Дети активно принимали участие и в конце мероприятия все получили небольшие подарки – книги. На следующем классном часе ребята поделятся впечатлениями от прочитанных ими книг. Я верю, что наше поколение станет вновь самым читающим.
(Приложение 12, фото 1,2,3,4,5).
Глава 3.
Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что читает молодежь в основном современную литературу, бестселлеры, имеющие и хорошую рекламу. Доля «серьезной» художественной литературы невелика, если сравнить имена названных респондентами писателей и списки номинантов и финалистов престижных российских литературных премий за несколько последних лет, то окажется, что эти имена практически не совпадают. То же самое можно сказать и о зарубежной литературе.
Русскую классику ребята называют и в числе любимых, и в числе читаемых в данное время книг, однако такие результаты связаны в большей степени с необходимостью чтения по школьной программе или воспоминаниями учителей о школьных годах, о когда-то прочитанных книгах.
Я провела интервью с работниками администрации нашего посёлка и учителями средней общеобразовательной школы №1 (что думают они по этому поводу):
Дубинский Л.А.
(Заместитель главы администрации по социальным вопросам поселка Зимовники):
«Я считаю, чтобы молодое поколение стало читающим, необходимо на собственном примере показать детям, что полезно чтение книг. Возможно, только тогда молодое поколение вновь возьмется за книги. Во времена СССР мы были самой читающей страной и теперь нужно сделать всё, чтобы современная молодежь также любила книги, как когда-то мы».
Лукьянова М.В.
(Директор МБОУ Зимовниковской средней общеобразовательной школы №1):
«Очень часто приходится слышать от взрослых неодобрительные слова: «Молодежь совсем перестала читать». С этим можно поспорить: сегодняшние подростки читают даже больше, чем их родители, бабушки и дедушки в таком возрасте. Однако если несколько десятков лет назад это были художественные произведения, то сейчас круг чтения подростков ограничивается лентой новостей в их любимой социальной сети, перепиской с друзьями там же, парой-тройкой блогов, и, может быть, несколькими журналами. Литература остается предметом ненависти, которую очень часто порождает список книг на лето и необходимость тратить драгоценные минуты молодости на чтение «Войны и мира».
Ротанева С.А
(классный руководитель, учитель английского языка Зимовниковской среднейобщеобразовательной школы №1):
«Ребята перестали читать, на мой взгляд, это связано с определенными условиями жизни. Раньше не было столько источников информации как теперь. Сейчас существует огромное количество программ, телепередач, и молодежь думает, что это все может заменить им чтение. Теперь даже по школьной программе очень мало читают. Несмотря на такие показатели, мы по-прежнему должны стремиться прививать детям с детства любовь к книгам, нельзя допустить, чтобы книги великих авторов остались позабытыми на полках. Читай, молодежь! На этих страницах – твое наследие».
Сиволапова Е.В.
(учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1):
«Легче всего сказать, что молодежь не читает. Но здесь я вижу причину не только в нас, преподавателях, я считаю, что все исходит из семьи. Если ребенку в семье читали книги, он будет интересоваться книгой. Привыкли все школу, учебные заведения винить. Я говорю своим обучающимся: «Если вы захотите, то все, что я вам передаю, вы будете впитывать; если вы не захотите, естественно, оно пройдет транзитом через ваши уши. Наша задача не допускать тех ошибок, которые были сделаны в семье. Мы нужны не только для того чтобы проверять, что они прочитали, но и заинтересовывать их, чтобы читали. Хочется верить, что мы остаемся самой читающей нацией, и любовь к книгам у нас ничем не перебить, даже яркими глянцевыми журналами и желтой прессой»
Чернова Т.М.
(Начальник отдела развития социальной сферы поселка Зимовники):
«С самого раннего детства ребёнку нужно прививать любовь к книгам. В современном обществе, в век информационных технологий, без всякого труда можно купить подходящую литературу. Я думаю, что самое главное - это общение с ребёнком, также можно родителям читать по ролям и разучивать наизусть. Только тогда современная молодежь станет вновь читающими».
Чуб Т.Н.
(Ведущий юрист администрации поселка Зимовники)
«Чтобы молодежь читала необходимо применить жесткие меры. В частности отключить Интернет и телефон. Это поможет сконцентрироваться как на учебе, так и на чтении книг. Молодое поколение находится в море информации, что очень отвлекает. Я думаю, если немного ограничить доступ к информации, то у молодежи снова появится время для прочтения книг».
Заключение.
Современная Россия не стала преемницей СССР по количеству читающего населения. Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них - не самое популярное занятие.
Согласно моим исследованиям, почти 30% подростков читают много и с удовольствием. Досуг детей сейчас может быть более чем разнообразен, и многие подростки, выбирая легкий путь, предпочитают книге телевизор или компьютер. Оно и понятно, ведь адаптированные современные фильмы и компьютерные игры требуют гораздо меньших умственных усилий и не ставят перед зрителем морально-этических задач.
По мнению работников детской районной библиотеки и работников центральной библиотеки поселка Зимовники, молодежь нынче редко появляется в библиотеках, а если и берет художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу.
Сейчас подросткам вовсе необязательно штудировать книги, поскольку в широком доступе предоставлены краткие пересказы любых классических произведений. За небольшой промежуток времени можно узнать основную суть любой книги, чтобы затем начать заниматься любимыми делами.
Кроме того, пополняют армию поклонников аудиокниги, которые можно слушать в любое удобное для себя время. Текст аудиокниг зачитывают профессиональные дикторы, поэтому погружаться в мир литературы с их помощью очень интересно. Но нельзя сказать, что современные молодые люди не читают вовсе. Масса информации прочитывается ими в интернете. Молодежь читает блоги, изучает страницы социальных сетей, различных сайтов и форумов. Некоторые подростки прочитывают электронные книги.
Преимущество виртуальных книг заключается в том, что их можно распечатать на принтере, изучать с монитора или закачать к себе на мобильный телефон.
Электронные книги - отличная современная альтернатива печатным изданиям. Кроме того, читать их можно бесплатно и не выходя из дома. Главные причины нелюбви современной молодежи к чтению, по моему мнению, - это ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению.
В СМИ не пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни: шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и прочее. А герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.
И все-таки я убеждена, что «книга – лучший друг человека». Я с этим высказыванием полностью согласна. Книги никогда не изменят, и всем самым хорошим ,чему я научилась, я обязана им.
Приложение 1
-80010297815Рисунок 1
Рисунок 2
-1333571755
Рисунок 3

Приложение 2
Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 3
Таблица 1
Родители, учителя, работники Администрации обучающиеся 5 - 8 классов
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 17% И.С. Тургенев «Ася» 4%
«Первая любовь» 3%
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 10% Н.С. Лесков «Очарованный странник» 2%
Л.Н. Толстой «Война и мир» 16%
«Анна Каренина» 8% Дж. Р. Толкин «Властелин колец»9%
Маргарет Митчелл
«Унесённые ветром» 11% Стивен Кинг «Под куполом » 3%
«Мертвая зона» 4%
Ф.М. Достоевский «Идиот» 7% «Преступление и наказание»10% А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 11%
А.П.Чехов «Рассказы» 4% Даниель Дефо «Робинзон Крузо» 7%
Н.С. Лесков «Очарованный странник» 3% Джоан Роулинг - Серия романов о Гарри Поттере - 8%
Джек Лондон «Сердца трёх» 2% Всего читающих 88%,
не читающих 12% Всего читающих 51%
не читающих 49%
Таблица 2
Родители, учителя, работники
Администрации обучающиеся 10-11 классов
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 17% Стефани Майер « Сумерки» 10%
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 10% Н.С. Лесков «Очарованный странник» 4%
Л.Н. Толстой «Война и мир» 16%
«Анна Каренина» 8%  Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» 9%
Маргарет Митчелл
«Унесённые ветром» 11% Стейс Крамер«Мы с истёкшим сроком годности» 6%
Ф.М. Достоевский «Идиот» 7% «Преступление и наказание»10% Л.Н. Толстой "Война и мир" 8%
А.П.Чехов «Рассказы» 4% Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» 12%
Н.С. Лесков «Очарованный странник» 3% Джоан Роулинг - Серия романов о Гарри Поттере - 5%
Джек Лондон «Сердца трёх» 2% Джон Грин «Виноваты звезды» 15%
Всего читающих 88%
не читающих 12% Всего читающих 69%
не читающих 31%
Приложение 4
Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 5
Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 6
Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 7
Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 8
Рисунок 1
SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Старшеклассники(9-11 классы)

Рисунок 2
SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Обучающиеся 5-8 классов

Приложение 9
Рисунок 1
SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Обучающиеся 5-8 классов

Рисунок 2
SEQ Рисунок \* ARABIC 4.Старшеклассники (9-11классы)

Приложение 10
Таблица 1
Плюсы Минусы
Размер электронной книги
1. Частое чтение электронной книги может плохо отразиться на вашем зрении.
2. Любую книгу можно найти и
скачать в Интернете
2. Электронная книга не представляет ценности как эстетический предмет
3. Яркость экрана и размер шрифта можно изменить
3. Технические сбои, поломка и другие сложности.
4.. Аудиокниги
Приложение 11
Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 11
Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Приложение 12
Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Используемая литература:
Статья из газеты «Аргументы и факты» «Почему молодежь не читает книг» 
Дарья БУРАВЧИКОВА, Алексей ЦЫГАНОВ, Юлия ШИГАРЕВА
http://tvkelizz.narod.ru/ «Отношение современной молодежи к книгам»
http:// volgojub.volgadmin.ru/Yuong.doc «Молодежь новой России»
http:// softboard.ru «Почему современная молодежьнечитает?»
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. 2013г.
Чирва А. Книга в твоих руках Книга для учащихся - М., «Просвещение», 2011г.
Чубарьян О.С. Человек и книга. М.: Наука, 2002г..-107 с.
Поварин С.И. Как читать книга.-М.: Книга, 2014г.
.
Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому.м.: Книга, 2015г.-88 с.
ТихомироваИ.И.Культура чтения в контексте российских традиций / И.И. Тихомирова //Школьная библиотека. – 2014. – 24 марта.
Тихомирова И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2013. - № 10. - С. 25-26.