Программа факультатива по обществознанию 11 кл





























Пояснительная записка
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору, и востребован большим количеством выпускников, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др. Настоящая рабочая программа факультативного курса по обществознанию для 11 класса разработана с учетом требований, предъявляемых к выпускникам средней общеобразовательной школы, мотивированных на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Курс является практико-ориентированным, призван помочь выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы. В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час/нед.).
Программа курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 г. по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания; - формирование умений и навыков  решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету - формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Для достижения поставленной цели наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Основное содержание тем учебного курса
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2016.
Тема 1. Общество.
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества.
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание.
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Тема 5. Экономическая сфера общества.
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества.
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества.
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества.
Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов.
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С.
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7  (Решение познавательных задач).
Задание С8  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Учебно-тематический план (теоретическая часть)
№ п/п
Наименование тем курса
Виды познавательной
деятельности
Кол-во часов

1.
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Лекция с элементами беседы
2

Тема 1. Общество

4

2-3
Общество- сложная, динамично развивающиеся система.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
2

4-5
Ступени развития общества.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
2

Тема 2. Человек

4

6-7
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Лекция с элементами беседы, практическая работа
2

8
Многообразие видов деятельности человека.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

9
Человек в системе социальных связей.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

Тема 3. Духовная сфера.

2

10
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

11
Наука и образование. Мораль. Религия.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

Тема 4. Познание

3

12
Познание мира.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

13
Многообразие форм человеческого знания.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

14
Решение тестовых заданий части А.
Тренинг
1

Тема 5. Экономическая сфера.

4

15
Экономика: наука и хозяйство.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

16
Экономические системы
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

17
Многообразие рынков.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

18
Рыночные отношения.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

Тема 6. Социальная сфера.

3

19
Социальная система.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

20
Семья и брак как социальные институты.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

21
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

Тема 7. Политическая сфера.

4

22
Политическая система.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

23
Признаки, функции и формы государства.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

24
V°Политический плюрализм.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

25
Структура политической власти в РФ.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

Тема 8. Право.

4

26
Право, система права. Источники права.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

27
Права человека.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

28
Конституция РФ.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

29
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1

30 -31
Тема 9. Решение заданий различных типов.
Тренинг
2

32-33
Тема 10. Решение заданий части С. Эссе.
Тренинг
2

34
Итоговое тестирование.
Тестирование в формате ЕГЭ
1


Итого:

34


Календарно - тематическое планирование (практическая часть).
№ урока
Содержание


Раздел 1. Особенности ЭГЭ по обществознанию (5 час).

1.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.
Лекция

2-4.
Особенности ЕГЭ по обществознанию:
кодификатор элементов содержания, спецификация КИМов по обществознанию.
Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по обществознанию;
спецификация контрольных измерительных материалов по обществознанию)

5.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.
Урок - практикум.

Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности (29 час).

1-5.
Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах ,как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Решение заданий с выбором ответа ( часть А)

6-8.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведённых с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.
решение заданий с выбором ответа (часть А)

9-10
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Решение заданий с кратким ответом
(часть В)

11-12
Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.
решение заданий с кратким ответим
(часть В)

13-14
Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц;
решение заданий с кратким ответом
(часть В)

15-16
Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений.

Решение заданий с кратким ответом
(часть В)

17-19
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Решение заданий с развёрнутым ответом
(часть С)

20-23
Задания, требующие составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Решение заданий с развёрнутым ответом (часть С)

24-29
Задания, требующие написать мини - сочинение (эссе).

Решение заданий с развёрнутым ответом (часть С)

Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2012.
2. Иркова Л.Е. Обществознание. Тематический контроль ФГОС. 11 кл. /Национальное образование/ Москва 2013.
3. Баранов П.А. Обществознание в таблицах и схемах. 10-11 классы. АСТ-Астрель. Москва 2015 г.
4. Баранов П.А., Шевченко С.В., Обществознание ЕГЭ-2015. АСТ-Астрель Москва 2014 г.
5. ЕГЭ-2015. Обществознание. Тематические работы для 10-11 кл. Котова, Т.Е. Лискова, М.: МЦНМО, 2015.
6. Обществознание10-11 кл. Тематический тренажер. Кишенкова О.В – М.: Интеллект-Центр, 2011.
7. Азбука ЕГЭ. Обществознание Задания с выбором ответа. Уровень А. Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. АСТ-Астрель - Москва 2012 г.
8. Азбука ЕГЭ. Обществознание Задания с развернутым ответом. Уровень С. А.В, Половникова, Н.Н. Масленникова. АСТ-Астрель - Москва 2012 г.
9. Практикумы ЕГЭ-2015: Обществознание: экономика, социология, человек и общество, политика, право. / ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова- – М.: Экзамен, 2015.
10. Обществознание. Тетрадь – тренажер: учимся писать эссе. О.А. Чернышева Р-на-Д.: Легион, 2015.
11. Обществознание 10-11 кл. Формирование умения написания эссе. С.А, Фомина. Волгоград: -«Учитель», 2014.
12. Обществознание. Экспресс - диагностика / О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л./ М.: Национальное образование, 2012.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –  портал федерального института педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научная электронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – государственные образовательные стандарты второго поколения













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 0 -15




Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Зам. директора по УВР Директор
_____________ _____________ _____________
___ _________2015г. ___ _________2015г. ___ _________2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по обществознанию
«Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ»

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(углубление профильного уровня)



Класс: 11кл
Учитель: Рыжаков А.А. (высшая кв.категория)
Количество часов: 34 час.
Срок реализации: 2015-2016 у.г.




Нерехта 2015 г.



 
·