Рабочая программа факультатива по обществознанию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №128»
Рассмотрено на м/о Согласовано Утверждаю
Протокол №______ Зам.директора по УВР Директор
от «___»_________2016г. __________________ _____________
Руководитель ШМО «___»________ 2016 приказ № от
Рабочая программа факультатива по обществознанию для 11 класса
Программу разработал:
Кутырева Т.И., учитель истории
Нижний Новгород
2016
1.Пояснительная записка.
Программа факультативного курса разработана на основе элективного курса по обществознанию для учащихся 11 классов (34 часа) «Обществознание». Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Реализация данной программы в рамках факультативного курса рассчитана в течение 1 года обучения с учебной нагрузкой 1 час в неделю. 
Программа курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 г. по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Целевые установки курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. 
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. 
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания; - формирование умений и навыков  решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету - формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
34 недели*1 занятие = 34 занятия
Срок реализации один учебный год (2016-2017)
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция● дискуссии● мини-сочинение
Активные-
● семинар● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознания (по КИМ ЕГЭ)
2.Содержание изучаемого курса
Название темы Кол-во часовСодержание темы
Человек и общество Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы
обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
Природное и общественное в человеке (человек как
результат биологической и социокультурной эволюции); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость. Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие
культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления;
естественные и социально- гуманитарные науки;
образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль
Экономика Экономика и экономическая наука; экономические
системы; рынок и рыночный механизм; спрос и
предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике. Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика.
Социальные отношения Социальная стратификация и мобильность; социальные
группы; молодежь как социальная группа; этнические
общности; социальный конфликт; межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения; конституционные принципы (основы)
национальной политики в России. Виды социальных
норм; социальный контроль; свобода и ответственность;
отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль;
социализация индивида; семья и брак
Политика Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой
информации в политической системе; органы
государственной власти РФ; федеративное устройство РФ. Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России;
политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.
Право. Право в системе социальных норм; система российского
права; понятие и виды юридической ответственности;
Конституция Российской Федерации; основы
конституционного строя РФ; законодательство РФ о
выборах; законотворческий процесс в России;
Международное право (международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую
среду и способы его защиты; гражданство РФ; воинская
обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика. Субъекты гражданского права; организационно-правовые
формы и правовой режим предпринимательской
деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и
расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия
заключения и расторжения брака; особенности
административной юрисдикции; споры, порядок
их рассмотрения; основные правила и принципы
гражданского процесса; особенности уголовного
процесса; правоохранительные органы; судебная система.
3.Планируемые результаты: 1) Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
2) Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
3) Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
4.Учебно-тематический план.
п/н Название темы Количество часов
Введение. 1
Тема 1. Общество 4
Тема 2. Человек 4
Тема 3. Духовная сфера. 3
Тема 4. Познание 3
Тема 5. Экономика. 6
Тема 6. Социальная сфера. 4
Тема 7. Политическая сфера. 5
Тема 8. Право. 3
Итоговое занятие 1
итого 34
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2012.
2. Иркова Л.Е. Обществознание. Тематический контроль ФГОС. 11 кл. /Национальное образование/ Москва 2013.
3. Баранов П.А. Обществознание в таблицах и схемах. 10-11 классы. АСТ-Астрель. Москва 2015 г.
4. Баранов П.А., Шевченко С.В., Обществознание ЕГЭ-2015. АСТ-Астрель Москва 2014 г.
5. ЕГЭ-2016. Обществознание. Тематические работы для 10-11 кл. Котова, Т.Е. Лискова, М.: МЦНМО, 2016.
6. Обществознание10-11 кл. Тематический тренажер. Кишенкова О.В – М.: Интеллект-Центр, 2011.
7. Азбука ЕГЭ. Обществознание Задания с выбором ответа. Уровень А. Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. АСТ-Астрель - Москва 2012 г.
8. Азбука ЕГЭ. Обществознание Задания с развернутым ответом. Уровень С. А.В, Половникова, Н.Н. Масленникова. АСТ-Астрель - Москва 2012 г.
9. Практикумы ЕГЭ-2016: Обществознание: экономика, социология, человек и общество, политика, право. / ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова- – М.: Экзамен, 2015.
10. Обществознание 10-11 кл. Формирование умения написания эссе. С.А, Фомина. Волгоград: -«Учитель», 2014.
11. Обществознание. Экспресс - диагностика / О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л./ М.: Национальное образование, 2012.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Календарно-тематическое планирование
Факультатива
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс
(подготовка к ЕГЭ)
34 часа (1 час в неделю)
№ урока Название разделов и тем Кол-во часов по программе Сроки Примечание
1 Вводное занятие 1 Тема 1. Общество. 4 2 Общество. Институты общества. 1 3 Общественный прогресс. 1 4 Ступени развития общества. 1 5 Практическое занятие по теме «Общество» 1 Тема 2. Человек. 4 6 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции 1 7 Мышление и многообразие видов деятельности. 1 8 Человек в системе социальных связей 1 9 Потребности человека 1 Тема 3. Духовная сфера. 3 10 Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. 1 11 Наука и образование. Мораль. Религия. 1 12 Практическое занятие по теме «Духовная сфера» 1 Тема 4. Познание. 3 13 Знание, познание. 1 14 Истина и её критерии. 1 15 Практическое занятие по теме «Человек» 1 Тема 5. Экономика. 6 16 Экономика как наука. 1 17 Экономические системы. Роль государства в экономике. 1 18 Рынок. Факторы производства. Безработица. 1 19 Производитель и потребитель на рынке. Налоги. 1 20 Государственный бюджет. 1 21 Практическое занятие по теме «Экономика» 1 Тема 6. Социальные отношения. 4 22 Социальная система. Стратификация. 1 23 Семья и брак как социальные институты. 1 24 Социальный конфликт и пути его разрешения 1 25 Практическое занятие по теме «Социальные отношения» 1 Тема 7. Политика 5 26 Политическая система. Государство. Органы государственной власти в РФ. 1 27 Политические режимы. Формы правления. 1 28 Политические партии и движения. 1 29 Избирательное право. 1 30 Практическое занятие по теме «Политика». 1 Тема 8. «Право». 3 31 Право. Система права. Источники права. 1 32 Права человека. Конституция РФ. 1 33 Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. 1 34 Итоговое занятие. Работа с демоверсией 2017г. 1