Занятие в младшей группе по Окружающему миру,с использованием ТРИЗ -технологии Системный оператор


Занятие в младшей группе по "Окружающему миру",с использованием ТРИЗ -технологии "Системный оператор".МАУДО «Центр развития ребёнка –
Детский сад»
Воспитатель Егорова Л. И., 2014г.
Тема: "Мебель, на которой мы сидим"
Цель: Развивать у детей элементарные знания о стуле. Его функциональном назначении, основных элементах конструкции, возможном месторасположении. Способствовать формированию у детей целостной картины мира. Развивать мышление, воображение, память. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели как объектам рукотворного мира.
Ход занятия:Играет тихая спокойная музыка. Воспитатель:-Ребята, я хочу вам показать волшебный телевизор , он состоит из трёх экранов, но эти экраны мы сможем открыть только тогда... (Посередине, снизу и сверху.)(Нарисовать "трёхэкранку" на ватмане иле мелом на магнитной доске. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. - Здравствуйте, ребята. Как вы сегодня себя чувствуете? Все выспались? А я сегодня совсем не выспалась. Воспитатель:- А почему ты, Катя, не выспалась? Может, в комнате было душно или тебе приснился кошмар? - Нет, мне было очень неудобно спать на стуле! - Почему же ты спала на стуле? - Мне подарили новый стул, а он новый и такой красивый, вот я и решила на нём поспать. - Ребята, расскажите, пожалуйста, Кате, для чего нужны стулья. Дети:- Стулья нужны для того, чтобы на них сидеть. - Правильно, а где же Кате нужно было спать? - На кровати. - Правильно, конечно на кровати. Кукла ставит стул на середину группы и садится на него. - И совсем мне неинтересно сидеть на стуле. - Всё правильно, Катя. На стульях сидят, если нужно отдохнуть, а ты ещё не устала. Но кроме этого стулья могут пригодиться и в других случаях. Ребята тебе расскажут, когда нужно сидеть на стуле. Предполагаемые ответы детей:- Во время приёма пищи, вовремя лепки или рисования,во время одевания на прогулку, взрослые сидят во время работы за столом... -Как интересно! Стул, оказывается, очень полезная вещь!Но как, же он устроен? -Об этом мы тебе расскажем после весёлой игры. А играть мы будем со стульями.
Физминутка "Весёлый стул"(разучить до занятия).Дети встают за стульями, держась за спинку. Рассказывают стишок,повторяя движения,описанные в нём.
Мы за стульчик сели!(Присесть за стулом.) Немножко посидели,Выглянули справа-(Выглянуть справа.) Увидели удава!Выглянули слева-(Выглянуть слева.) Там гуляет дева!Мы направо не пойдём,(Покрутить головой.) Мы немножко подождём(Покачать головой.) И пойдем налево, погуляем с девой!(Пойти "гулять"под народную музыку по комнате.)
(Пока дети "гуляют", переставить стульчики. Когда музыка закончится, дети должны найти свои стульчики). Игра продолжается 1-2 раза. Кукла Катя: - Какая весёлая игра, теперь я знаю, что со стульчиками ещё и играть можно!А может вы, знаете, как устроены стулья, какими они бывают, и расскажете мне? Воспитатель:- Хорошо, Катя! Я предлагаю тебе вместе с ребятами узнать,как устроен стул, какие бывают стулья и из чего их делают. Для этого я предлагаю посетить нашу выставку стульев.- Для того чтобы узнать кто же будет нашим гидом по выставке, я хочу вам загадать загадку. У отца был мальчик странный,Необычный - деревянный.Но любил папаша сына.Что за странныйЧеловечек деревянныйНа земле и под водойИщет ключик золотой?Всюду нос сует он длинный.Кто же это? Дети: - Это Буратино. - Правильно. Здравствуй, Буратино! Буратино: - Здравствуйте, гости мои дорогие!Я очень рад видеть у себя на выставке и хочу провести вам небольшую экскурсию по ней. Но прежде отгадайте загадки:
1.Есть и ножки, есть и спинка, И подушка в серединке, Я нагружен точно мул, Все сидят на мне, я ...(Стул). 
2.Я на нём всегда сижу,Сверху вниз порой гляжу,У него четыре ножки,Не бежит он по дорожке,У стола почти заснулДеревянный, крепкий … (Стул).
 
Дети: - Это стул. - Правильно. Посмотрите как много на выставке различных стульев, у каждого стула есть сиденье и спинка. - Дети, а как вы думаете, для чего стулу нужна спинка? Дети: - Чтобы опираться на неё спиной при сидении на стуле. - Правильно. Кроме спинки у стула есть 4 ножки. Но есть стулья и на одной ножке,например крутящиеся стулья.(Рассматривают крутящиеся стулья).Если у стулаодна крутящаяся ножка, то у неё есть широкое основание,чтобы стул был устойчивым.(Буратино предлагает нескольким детям покрутится на стуле).У некоторыхстульев есть ещё подлокотники, и тогда они напоминают кресла.(Рассматривают стулья с подлокотниками).У некоторых стульев есть колесики,для того чтобы их было легче передвигать. (Рассматривают стулья с колёсиками). - Ребята, кто знает, из чего делают стулья? Предполагаемые ответы детей: - Из дерева, пластмассы, металла. - Правильно! Вот посмотрите, у нас на выставке тоже есть стулья, сделанные из различных материалов. Кроме того стулья могут быть обиты тканью и смягчены поролоном.Часто в стуле сочетается несколько материалов, например,ножки, спинка и сиденье могут быть сделаны из дерева или металла,сверху стул обит тканью, а внутри смягчён поролоном. (Рассказ сопровождается показом соответствующих стульев и картинок с изображением разных стульев.) Кукла Катя спрашивает: - Интересно, а где же может жить стул? Буратино: - Для ответа на этот вопрос я предлагаю присесть послушать мой рассказ и посмотреть картинки.
-Если стул только что сделали, он живёт на мебельной фабрике или в мастерской. Затем стул может жить на складе, дожидаясь,когда его повезут в магазин. А куда попадёт стул из магазина ,зависит от его предназначения.Например, есть специальные пластмассовые стульядля летних кафе или дачи. Есть стулья для столовых, есть стулья для письменных столов, крутящиеся стулья для офисов, есть маленькие стульчики для детей и т.п. Буратино:- Дети, вам понравилась экскурсия? - Да! - Тогда буду ждать вас ещё раз в гости. Досвидания,довстречи. Воспитатель: - А теперь я предлагаю вернуться в группу, где нас ждёт волшебный телевизор. Он нам поможет вспомнить всё то, что мы узнали. В среднем экране мы увидим тот предмет, о котором мы говорили сегодня. Какую картинку мы туда поместим? Дети: - Картинку со стулом. - Правильно! (Поместить в средний экран картинку со стулом.) В нижнем экране нарисуем то, из чего состоит стул. (Спинку, ножки, сиденье, подлокотники - нарисовать по отдельности.) А в верхнем экране мы укажем то место, где может жить стул. Где же он может жить? - На фабрике, на даче, в детском саду, в школе, в кафе, в офисе, на кухне и т.п. Поместить картинку с изображением стула в любом интерьере в верхнем экране. - Какие мы с вами молодцы, заполнили все экраны у волшебного телевизора. Кукла Катя: - Спасибо, Ребята, теперь я точно не буду спать на стуле, ведь я благодаря вам узнала много интересного и полезного об этом замечательном предмете!Я хочу вас за это отблагодарить ,у меня в сумочке есть интересные раскраски с разными видами стульев,я дарю их вам и предлагаю раскрасить. До свиданья. Воспитатель: - Давайте, проводим Катю и попрощаемся с ней. А я предлагаю вам рассмотреть, и кто хочет раскраситьраскраски.Еще я предлагаю картинки, у которых есть отсутствующие части,их нужно дорисовать, а картинки раскрасить. Тем, кто не участвовал в гонках на стульях, я предлагаю поучаствовать.
Используемая литература:
1."Окружающий мир.Мебель".Составители:Вохринцева С.,ЛедковаС.Худ.редактор:Вохринцев С.2003 г.
2.Интернет сайт. Сайт для мам и малышей.www.numama.ru. "Загадки про стул." Степанова А., Устабеков С.
3.Интернет сайт.vsemzagadki.narod."Загадки про буратино"