Введение ФГОС основного общего образования: задачи и перспективы.

Августовское совещание педагогических работников Апанасенковского района Ставропольского края






Введение ФГОС
основного общего образования:
задачи и перспективы.


Ковтунова Светлана Михайловна,
учитель высшей
квалификационной категории
МКОУ СОШ № 1 с. Дивное










29 августа 2012 года. Сегодня мы будем обсуждать кардинальные перемены в системе общего образования в рамках выполнения требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», перечня поручений Дмитрия Медведева от 2 мая 2012 года, Указа Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Эти два документа, подписанные первыми лицами страны, предусматривают целый ряд новшеств: рассмотрение в июле 2012 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена, разработку и утверждение Концепции математического образования в РФ, проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, разработку комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи и др.
Весь этот комплекс мер подчеркивает главную мысль: уровень внимания государства к проблемам образования очень высок, поскольку российская школа, российский учитель производят самый ценный на земле продукт – интеллектуальный потенциал страны.
В 2012 году в связи с постановкой новых сложных задач обсуждение проблем в образовании становится особенно значимым, поскольку на пути строительства новой школы четко выделены приоритеты, главные из которых - обеспечение условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, вопросы развития государстенно-общественного управления и самостоятельности новой школы, качества образования, совершенствования профессионализма нового учителя, продуктивно организующего учебно-воспитательный процесс и др.
В качестве одной из приоритетных задач модернизации общего образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования разрабатывался поэтапно: по ступеням общего образования. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС. Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС.
Преемственность начального и основного общего образования определена при введении ФГОС нового поколения в средней школе. При этом Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в рамках преемственности определяет продолжение реализации системно-деятельностного подхода в образовании, а также нацеливает общеобразовательную школу и педагогов на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.
Приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Результатом школьного образования на ступени основного общего образования должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. Сегодня учёные говорят о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащегося.
В условиях перехода на стандарты второго поколения учителю важно обратить особое внимание на использование в образовательной практике современных интерактивных методов и приемов обучения, организацию самостоятельной работы, различных видов деятельности учащихся в учебном процессе.
Введение образовательного стандарта второго поколения дает педагогам ориентиры для решения сложных мировоззренческих, теоретических и практических вопросов педагогической деятельности.
На основании пакета документов стандарта учителю необходимо определить, какие компоненты содержания курсов школьники должны усвоить, что понимать и что уметь. Практическими задачами следует назвать и подготовку учителя к работе в условиях новой информационно-образовательной среды, к работе на основе учебников нового поколения, включая электронные ресурсы, к проведению интерактивных занятий и внеклассных мероприятий.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Важно отметить, что ключевым условием решения поставленных задач является высокий уровень профессиональной компетентности специалистов образования, который предполагает:
- индивидуальный подход к одаренному ребенку;
- развитие творческих способностей одаренных детей;
- умение эффективно выстраивать педагогический процесс в постоянно меняющейся образовательной практике;
- использование эффективных образовательных технологий (например, проектной технологии, технологии исследовательской мастерской, технологии дебатов, технологии проблемного обучения, технологии критического мышления (инсерт, кластер, синквейн, метод Э. де Боне, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма»), кейс – технологии, информационных технологий, технологии портфолио, технологии тьюторского сопровождения и др.);
- построение индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка;
-осуществление внеурочной работы с одаренными детьми через подготовку детей к олимпиадам, турнирам, интеллектуальным марафонам;
- взаимодействие с семьей посредством информирования родителей об особенностях развития одаренного ребенка, формирования мотивации у родителей по взаимодействию с таким ребенком; в осуществлении помощи родителям по созданию условий для раскрытия и реализации творческого потенциала личности ребенка, осуществляемое через следующие формы работы:
классные собрания по итогам учебной работы, по проблемам учёбы;
учебные занятия с участием родителей;
организация встреч с интересными людьми;
информационный бюллетень, представляющий собой листок с несколькими небольшими рубриками, который распространяется среди родителей ежемесячно;
«краткие записки», в которых учитель сообщает о новых достижениях ребенка или благодарит родителей за оказанную помощь;
индивидуальные консультации;
домашние проекты;
родительские вечера;
родительский ринг и другие.
- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
- профориентационную деятельность в работе с одаренными детьми в условиях сотрудничества «школа-вуз»;
- осуществление сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.