Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: «Художественные достоинства стихотворения в прозе на примере стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»»

НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО




















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «НИЩИЕ».
(в рамках проекта «Родная речь»)






Составила: Н.А.Завьялова










г. Владимир
2012 год
Тип урока: объяснение нового материала с опорой на изученный

Метод проведения урока: беседа с элементами анализа текста и лекционного сообщения учащихся.

Цели: выявление художественной идеи стихотворения в прозе через изобразительные средства и приемы жанра; аналитическая работа при сопоставлении жанра с источником – псалмами; формирование навыков работы с таблицами, исследовательской работы с текстом; формирование нравственно-эстетических представлений через выявление идейного содержания произведения, состоящей в утверждении идей братства, сострадания, милосердия.

Подготовка к уроку: двое учащихся учат наизусть стихотворение. Один учащийся читает наизусть стихотворение в прозе «Русский язык». Двое учащихся готовят сообщение (проект) на темы:
Особенности жанра «стихотворение в прозе».
Псалтырь как первоисточник стихотворения в прозе.
Иллюстрации с изображением портрета И.С.Тургенева, псалмопевца Давида, картины В.М. Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».

Учитель
Ученики

Учитель

Объявление темы урока, постановка целей и задач.
Вступительное слово:
Сегодня мы обратимся к необычному жанру художественной литературы – СВП. К этому жанру мы уже обращались. Назовите автора и произведения.


Вопрос: «Что объединяло стихотворения Толстого и Тургенева?»





Стихотворения в прозе были написаны на склоне его жизни с 1877 по 1882 год. Всего написано 84 стихотворения. Литературоведы называют их «лебединой песней», так как автор подводит итог своей жизни, своим нравственным исканиям, предлагает читателям задуматься о вечных ценностях на земле.


Беседа по содержанию текста:
1.Найдите ключевые слова (те, что откроют нам дверь к пониманию смысла текста). По всей видимости, именно эти два слова несут главную смысловую нагрузку в тексте

2.Кто главные герои текста?

Почему же тогда рассказ называется только «Нищий»

Как автор создает образы героев? Какими художественными средствами пользуется автор для их создания? Вспомните все ИВС.

















Как волнение лирического героя передает автор?





Таким образом, через художественные средства автор передает идейное содержание произведения. Чтобы его раскрыть обратимся к смыслу слов через корнеслов.
На доске написаны слова «брат», «братство». Это близкие по духу и по деятельности люди (словарь Ожегова). Корнеслов «брат», «братство», «радость».
«Милосердие» - готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.
«Сострадание» - сочувствие, жалость.

Повествование ведется медленно, фразы упорядочены и четки, много пауз, тире, мельчайших подробностей.

Для чего это делает автор?





Давайте рассмотрим значение разных частей речи, смысл использования их автором.
































Кому принадлежит большее количество глаголов – герою или нищему?


Это жанр стихотворения – философская лирика. Это размышления о взаимоотношениях людей, о смысле жизни. Переживания, чувства автора должны найти отклик в сердцах читателя. Эти переживания благородны. Главная мысль – Это братская любовь, призыв к уважению достоинства человека. Значимость каждого человека на земле.

Вот как об этом говорит Священное Писание: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме».
«Кто любит брата своего, тот пребывает во свете и нет в нем соблазна». Первое послание от Иоанна Богослова.
«и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Евангелие от Марка, гл.12.
«Истинная милость – это плод христианской любви, плод веры».
«Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающийся не погибал, но на путь истинный обратился».
«Требует того христианская любовь, чтобы над бедным умилосердиться и брату в нужде помощь подать». Евангелие от Матфея.
«Милосердным быть – не ино что есть, как сердцем соболезновать болезнующему, сострадать бедствующему и плакать с плачущим». Послание римлянам от Иоанна Богослова.



Следующую часть урока ведет ученик.


























Жанр стихотворения в прозе очень древний, и корни его лежат в Священном Писании – это Псалтырь.
Далее вступает другой ученик.

Ученики




Ответ: И.С.Тургенев «Русский язык», «Воробей». Л.Н.Толстой «Бедные люди»


Ответ: «Нравственные идеи любви, добра, сострадания, верности Родине».

Ученица читает стихотворение «Русский язык».







Двое учеников читают стихотворение «Нищие». А учащиеся подчеркивают все ключевые слова текста (имена существительные)

1.Два повторяющихся слова «брат» (пять раз) и «нищий» (три раза), «несчастное существо».



2.Лирический герой и нищий

Встреча с нищим стала для лирического героя важным событием в жизни
4.ИВС:
- стилистические фигуры: многоточие, восклицательные предложения, повторы, обращения. Их роль – передать волнение лирического героя, его переживания, сострадание, сочувствие, возмущение, волнение.
- тропы: эпитеты (трепетный, смущенный, воспаленный, синие и т.д.). Они создают образ героев
- лексические приемы: синонимы (дряхлый, нищий, стонал, мычал, милость, подаяние). Лексика возвышенная и нейтральная.
- аллитерация (дряхлый, нищий, шершавые, лохмотья, прошамкал, опухшие, существо, звуки «щ», «ш», «х», «ц», «ч»). Глухие – как будто слышим шорох лохмотьев, приглушенные, воспаленные голоса, потому что трудно говорить одному от слабости, другому от волнения.

При помощи многоточий и слов «потерянный, смущенный, руки похолодевшие» и восклицательным предложением «о, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо». (олицетворение, метафора)

Общение людей должно приносить радость и взаимопонимание.
Учащиеся делают вывод, что слово «брат» раскрывает смысл стихотворения: лирический герой видит в нем человека, достойного любви и сострадания. Таким образом, лавный здесь герой не нищий, а лирический герой.










Он дает возможность читателю подумать и поразмышлять, так как стихотворение в прозе – это, прежде всего, философский жанр.


Четыре группы работают над текстом. Они ищут существительные, прилагательные, глаголы и местоимения, их количества и роль.
Существительные (нищий, улица, старик, глаза, губы, лохмотья, раны, бедность, карман, кошелек, часы, подаяние, очередь около 20 слов). Существительные называют предмет или явление. Их много, так автор дает мельчайшие подробности, создает картину и обрисовывает ситуацию.
Прилагательные ( нищий старик, дряхлый, воспаленный, синий, слезливый, посинелые, шершавые, нечистые, несчастные, красный, опухший, потерянный, смущенный, трепетные, грязные, похолодевшие около 20 слов). Эти прилагательные дают описание действия, это оценочные эпитеты.

Глаголы (проходил, остановил, обглодала, протягивал, шарить, стонал, мычал, не взял, вздрагивал, стиснул, пошамкал, понял, получил14 слов). Глаголы показывают состояние героев. Лирический герой – суетливость, стыдливость.
Нищий - ожидание, привычка к безнадежности, и вдруг, протянутая рука.

Местоимения (я, он, меня – 8 раз). Это личные местоимения, взволнованность, автор не называет, кто этот – я. В этом обобщенность смысла стихотворения.

Герою, так как на нем большая смысловая нагрузка.






































Это жанр «стихотворение в прозе». Он состоит из двух слов – стихотворение и проза. Значит они относятся к разным родам литературы. Проза – это эпос. Стихи – это лирика.
В прозе главное – сюжет, а в лирике – чувства. В этом жанре все соединилось.

На интерактивной доске появляются черты жанра. И ученица предлагает ученикам эти черты найти в тексте.
Черты: голос автора, лирические переживания, образность, выразительность, ритмичность (членение на абзацы, паузы), небольшой объем, краткость, сжатость, главная задача – создать впечатление от увиденного, изображение героев в отдельном проявлении, в кругу событий ( мы не знаем предыстории героев, их характеры, только проявление их в данной ситуации). Речь неторопливая, торжественная, эмоциональная, повествование рассчитано на додумывание, сопереживание. Ассоциативность и нравоучительность.


Проект ученицы о чертах Псалтыри и его происхождении. Она работает с учениками над анализом 23 Псалма.