Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на базе УМК Forward в условиях реализации ФГОС нового поколения. Формирование личности обучающегося в поликультурном мире.


А.В. Жарких
(МБОУ СОШ №1 с УИОП город Воронеж)
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на базе УМК Forward в условиях реализации ФГОС нового поколения. Формирование личности обучающегося в поликультурном мире.
Иностранный язык – один из важных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Изучение иностранного языка предоставляет большие возможности для духовно-нравственного развития школьников. В процессе общения на иностранном языке на интересующие темы формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы, опосредствующие поведение школьника, его деятельность, взаимоотношение со сверстниками и взрослыми; происходит становление его мировоззрения, закладывается база для становления гражданской идентичности через сравнение культуры своего народа и народов стран, говорящих на английском языке[1, с. 39].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в своем содержании предусматривает, что личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира [2, стр 5, 8].
Концепция становления личности школьника в поликультурном образовании представляет собой динамическую систему, базирующуюся на культурологическом подходе, ряде закономерностей (взаимосвязь образования и языка ; настоящего с будущим; взаимодействие субъективного и объективного) и принципах (системности и глобальности; культуросообразности, целенаправленности и оптимальности; диалога культур, билингвинальности обучения). Эта система включает совокупность идей, составляющих ее содержательно-смысловое ядро: идея использования потенциала поликультурного образования как среды для становления личности школьника; идея языкового поликультурного образования, позволяющая приобщить личность школьника к ценностям мировой, общечеловеческой культуры средствами языка иностранного языка; идея реализации процесса становления личности школьника, посредством организации языковых образовательных проектов.
Современная образовательная парадигма определяет формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности в качестве основного направления процесса обучения, что подразумевает интегративность целей обучения. Поэтому современный подход к обучению иностранному языку является личностно ориентированным, деятельностным, коммуникативно-когнитивным и многоцелевым, когда иностранный язык рассматривается в качестве средства, стимулирующего процесс познания и развития личности обучающегося, а не только как инструмент коммуникации [3, стр 6].
При обучении иностранному языку в основной школе учащиеся приобретают коммуникативную компетенцию в совокупности таких ее составляющих как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Основным результатом обучения следует считать овладение речевой компетенцией, а именно умениями в говорении, аудировании ( понимании речи на слух), чтении и письме. При этом общение на английском языке предполагает владение языковыми средствами, языковую компетенцию, которая складывается из знания определенного объема фонетических, лексических единиц и грамматических явлений, а также навыков оперирования ими. Языковая компетенция является составной частью и непременным условием осуществления коммуникативных умений говорения, аудирования, чтения и письма. Из этого следует, что языковые средства не являются самоцелью, но они необходимы для осуществления реальной коммуникации средствами иностранного языка и также подлежат оцениванию.
Обобщенные планируемые результаты в плане языковой компетенции (например, «Оперировать в процессе устного и письменного общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей», «Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами английского языка в соответствии с коммуникативной задачей») проверяются посредством комплексных заданий в УМК Forward 5-9, 10-11 классы. Коммуникативная компетенция также неразрывно связана с социокультурными знаниями, которые определяют содержание речи и обеспечивают взаимопонимание в межкультурном общении в современном поликультурном мире. Соответственно, социокультурная компетенция обучающихся проверяется в процессе устного и письменного общения. Например, социокультурная компетенция отчётливо прослеживается в ходе диалогического общения через использование реплик-клише речевого этикета, принятого в англоговорящих странах, что также отражено в критериях оценивания заданий по устной речи. Употребление речевых клише, свойственных неофициальной письменной речи, проверяется в задании на написание личного письма в УМК Forward 5-7, 8-9, 10-11 классы.
Компенсаторная компетенция в свою очередь позволяет обучающемуся выходить из трудного положения в процессе общения как вербальным (словарные замены, дефиниции, переспрос и др.), так и невербальными (жесты, мимика) средствами. Данная компетенция проверяется опосредованно в ходе устной речи при обсуждении прочитанного текста, проекта, проблемной ситуации.
Учебно-познавательная компетенция, которая актуализирует метапредметные умения, охватывает широкий круг умений работы с информацией (например, умение выделять основную мысль из текста), а также предполагает дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур.
Все указанные составляющие коммуникативной компетенции взаимосвязаны.
Таким образом, линии УМК Forward соответствуют требованиям ФГОС и основным задачам в области иноязычного образования, а также реализуют следующие цели обучения английскому языку:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенция.
Развитие личности учащихся.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)
Формирование УУД является основой способности учащихся к дальнейшему развитию и самообразованию.
Посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка осуществляется развитие общекультурной компетенции:
Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
Воспитание качеств гражданина, патриота;
Развитие национального самосознания, лучшее осознание своей собственной культуры;
Развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
Развитие стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
В становлении личности обучающегося особое значение имеет развитие компетенции личностного самосовершенствования направленной на: формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире.Активность учащегося целенаправленно и мотивированно направляется на овладение учебной деятельностью, что включает в себя самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Как руководитель метод объединения иностранных языков в школе, я бы хотела отметить развитие креативной компетенции учащихся, для реализации которой создаются условия в нашей школе.
Одной из форм внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №1 является постановка сказок на английском языке, или же творческая мастерская. Учителями иностранного языка Жарких А.В и Дроновой Н.Ю. организована театральная студия, которая на протяжении 5-ти лет успешно выступает на ежегодном городском конкурсе: «Фестиваль сказок на иностранном языке» и областном Шекспировском фестивале, занимая призовые места.
В данных мероприятиях учащиеся не только изучают роль определенного персонажа на английском языке, но и проявляют свои артистические таланты, реализуют свои возможности, интересы, выражают свое эмоционально экспрессивное поведение на сцене посредством обучения англоязычной культуре, создаются условия для самовыражения и реализации личности ученика.
Театр помогает познать иностранный язык в такой мере, в какой он необходим для общения, вначале на сцене, а затем и на учебных занятиях. Для детей театр - одна из немногих форм использования навыков, умений и знаний.
Результаты выступления театральных коллективов МБОУ СОШ №1 с УИОП за последние 5 лет:Сказка «Белоснежка и гномы» - II место 2010г.(4ые кл.)
Сказка «Бременские музыканты» - I место 2010г.(9-10 кл.)
Сказка «Маугли» - I место 2011г.(10-11 классы)
Сказка «Винни-Пух» - II место 2012г.(7-8 классы)
Театральная постановка «Лев и Мышка» - III место 2012г.(6-7 классы)
Современный мюзикл «Золушка» - III место 2013г.(7-8кл.)
Победа в номинации: «Лучшая режиссура» - 2013г. – «Областной Шекспировский фестиваль»
Сказка «Алиса в стране чудес» - I место 2013г.(8-10 кл.)
Победа в номинации: «Лучший спектакль английских драматургов» 2013г. – «Областной Шекспировский фестиваль»
Театральная студия «Страна чудес» 2014г. (9-11 классы)
Руководители: Дронова Н.Ю., Лесных А.В.
Английский спектакль «Призрак невесты» по мотивам сказки Тима Бертона «Труп Невесты» победа в номинациях:
«Лучшая режиссура» английского спектакля.
«Лучшая роль»: Эмили- призрак невесты-главная роль Бачурина Алина (9 «Б»)
Театральная студия «Инициатива» 2014г. (7-8 классы)
Руководители: Жарких А.В., Первухина В.С.
Отрывок из комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» победа в номинациях:
«Креативность постановки спектакля по произведению У.Шекспира»
«Лучшая роль»: Катарина – строптивая – главная роль Крючкова Вероника (8 «А»)
Областной Шекспировский фестиваль (апрель 2015 г.):
Сказка «Снежная королева» (10-11 классы) - победа в номинациях: «Лучшая интерпретация произведения», «Лучшая главная роль», «Лучшее актерское мастерство» и «Лучшее владение английским языком». Учитель: Дронова Наталья Юрьевна.
Сказка «Русалочка» - победа в номинациях: «Лучший актерский состав», «Лучшая главная роль», «Лучшее актерское мастерство», «Лучшее владение английским языком». Учитель: Жарких Анжелика Витальевна.
Театр – это особый мир. Фактор увлекательности и занимательности также способствует возникновению положительных эмоций. Учащиеся работают в условиях благоприятного психологического климата и межличностных отношений как между учителем и учениками, так и между самими школьниками, внутри ученического коллектива. Главная цель школьного театра – личностный рост каждого участника совместного творческого процесса : ребенка и взрослого, их взаимообогащение.
Занимаясь разработкой комплекса дополнительных и профильных программ, методик по организации и проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию молодежи средствами диалога культур, педагоги обучают не только иностранному языку, но и иноязычной культуре. В рамках культурной программы и фестиваля английского языка в школе, проходят встречи с англоязычными студентами из Великобритании, Мексики, Америки. Во время таких встреч кроме концертной программы, подготовленной нашими учащимися на английском и русском языках, обучающиеся реально общаются с иностранными студентами на уроках-экскурсиях, уроках-презентациях, а также во внеурочной деятельности, обмениваясь традициями и обычаями англоязычного мира в сопоставлении с русскими традициями и праздниками.У учащихся формируется не только интерес к изучению английского языка, но и активируется изучение англоязычной культуры (социо-культурный аспект в обучении иностранному языку), а также формируется способность самостоятельно изучать иностранный язык.
25 декабря 2012, в день Католического Рождества, к нам в школу приехала гостья из Мексики, Анна. Анне 19 лет, она студентка-волонтёр, изучает иноязычную культуру, т.е. русскую. Учащиеся 8-10 классов встретили Анну русскими традициями: рассказали о родном городе Воронеже на английском языке, исполнили русскую народную песню, затем пели песни на английском языке : «Christmas Carols», «Happy New Year» и другие. В ответ на наше приветствие Анна рассказала при помощи своей презентации о том, как у неё на родине встречают Рождество , а также говорила о себе, о своей стране и традициях в её большой семье. Во время презентации студентка отвечала на вопросы, обменивалась информацией с учениками. Встреча проходила в дружеской и тёплой атмосфере. Учащимся понравилась гостья из Мексики своим эмоциональным, колоритным рассказом, любовью к животным, страстью к путешествиям.
По словам Анны, она наслаждалась чудесной атмосферой праздника и русским гостеприимством.
Практика общения с носителями языка показала, что знание иностранного языка не исключает непонимание, следовательно, нужны еще знания культуры и практические навыки в межкультурном общении.
В диалоге двух культур обучающиеся не только погружаются в англоязычную среду (в данном случае культуру), но и реализуют себя как представители русской национальной культуры.
Принципиально важно для учащегося, что коммуникативное образование осуществляется как бы в двух сопряженных плоскостях, точнее в сопряжении, диалоге двух миров – мира иностранной и мира родной культуры. Это важно потому, что формирование человека культуры, человека духовного происходит благодаря диалогу культур.
Коммуникативное образование ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке и во внеурочной деятельности. Обучение строится не на прохождении учебных тем, а на обсуждении реальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать свое собственное мнение.
Литература:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. Образования.; под ред. А. М. Кондакова, - М.:Просвещение, 2008.(Стандарты второго поколения)
Планируемые результаты среднего общего образования/ под редакцией Г. С. Ковалевой. – М.:Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
Forward Английский язык: программа: 5-9 классы / М.В. Вербицкая. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.