Методическая разработка – конспект педагогического совета на тему «Введение ФГОС основного общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Никольского

заместитель по учебно-воспитательной работе
Маркова Ольга Ивановна






Тематический педсовет

«Введение ФГОС основного общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы»






















Тематический педсовет
«Введение ФГОС основного общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы»
Цель: совершенствование работы педагога по введению ФГОС ООО, с акцентом на обеспечение преемственности образования в начальной и основной школе.
План педагогического совета:
Настрой на работу.
Вступительное слово. Представление опыта работы по введению ФГОС ООО.
Групповая работа.
Рефлексия.
Решение педсовета.
Орг. момент.
Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу по теме «Введение ФГОС основного общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы»
-Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.
- Предлагаю вам продолжить фразу: «Привет, мне приятно вам сказать, что..»

Вступительное слово.
-ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
-ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.
-Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

-В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


-О психолого-педагогических особенностях развития детей 11–15 лет расскажет педагог-психолог (приложение 1).

-Давайте еще раз обратим внимание на «Портрет выпускника основной школы»:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

-Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
-Стандарт ООО предъявляет требования к результатам освоения ООП ООО:
личностным (внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией);
метапредметным (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД);
предметным.

-Об особенностях оценки предметных результатов расскажет учитель географии..

-На формирование метапредметных результатов должно быть определено 30% учебного времени (исследования, проекты, творческие мастерские и другие формы учебной деятельности). А на предметные - 70% учебного времени.
Например, из 10 уроков – 3 урока должно быть отведено на отработку УУД и проведено в разных формах.

-О нестандартных формах организации учебной деятельности расскажет учитель начальных классов...
-Успешность реализации программ ООО во многом зависит от того, насколько полно и эффективно были реализованы цели и задачи аналогичных программ в начальной школе. При этом не мене важно, как в начальной школе совершенствовались личностные качества обучающихся и как ими освоены УУД, какой опыт приобретен в каждой предметной области по получению, преобразованию и применению знаний и умений.

-Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Функции УУД:
регуляция учебной деятельности;
создание условий для саморазвития и самореализации личности;
обеспечение успешности обучения.
-Основная цель в развитии УУД на каждом из уровней образования:
Начальная школа - Программа формирования УУД - «Учить ученика учиться»;
Основная школа – Программа развития УУД - «Учить ученика учиться в общении»;
Средняя школа - Программа развития УУД - «Учить ученика учиться самостоятельно».

-Целью программы развития УУД ООО является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
-Задачи:
организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе;
реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.


-Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
-Форма оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
-Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
-Итоговой проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
-Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г)отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
-Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
-Коммуникативные учебные действия развиваются в процессе проектной и исследовательской деятельности, которая должна быть организована в рамках любого учебного предмета и внеурочной деятельности. Организация данной работы отражается в ООП ООО и рабочих программах педагогов.
Примерная ОП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15):
-«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и учебно-исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности»
-«Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности».

-Об опыте организации исследовательской работы в урочное и внеурочное время расскажет учитель биологии.

-Об опыте организации проектной деятельности расскажет учитель истории и обществознания.

-Целенаправленную работу по выполнению требований Стандарта в области проектно-исследовательской деятельности следует рассматривать как фундамент для реализации выполнений требований Стандарта в старшей школе.
Групповая работа: задание «Приемы педагогической техники для формирования УУД».
Каждой группе выдается лист «Характеристика основных приемов реализации принципов формирования УУД» и таблица (приложение 2). Необходимо выбрать приемы педагогической техники для формирования определенных видов УУД.
Далее проходит проверка работы. Командам выдается лист с правильными ответами. Происходит отчет о работе каждой команды: как происходила работа, распределялись роли в команде и результат работы (можно в процентах).

Рефлексия.
Метод «Комплименты»
-Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Для того, чтобы все участники получили сейчас свою долю признания, я предлагаю следующее. Пусть каждый по кругу даст своему соседу слева положительную оценку его деятельности в ходе нашей работы.
-Цель метода: упражнение дает участникам возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее.

Решение
Спланировать работу в МО по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов по введению ФГОС ООО.
Педагогам школы активнее внедрять в образовательный процесс технологию организации проектной деятельности и технологию организации исследовательской деятельности.
Учителям школы при разработке уроков учитывать требования, предъявляемые стандартом ООО.   
Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на обобщение и распространение  опыта введения и реализации ФГОС ООО в учреждении и за его пределами.
Провести конкурс уроков, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС.






Приложение 1
Психолого-педагогические особенности развития детей 11–15 лет, связанные:
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнуй перспективе;
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

















Приложение 2 «Эталон ответов»
Универсальные учебные действия
Приемы педагогической техники
Результаты развития УУД

Личностные    
@°Задание массивом. Дай себе помочь. Выход за пределы.
Отсроченная реакция.
Лови ошибку.
Театрализация. Идеальное задание.
Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование

Регулятивные      
"Лист защиты". Обсуждаем домашнее задание. Резюме. Вход в урок. Идеальный опрос. Райтинг. Вопрос к тексту. Отсроченная реакция. Лови ошибку Повторяем с контролем. Знакомьте с критериями. Организация работы в группах. Вход в урок. Показательный ответ.
Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные
Свои примеры. Удивляй.
Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет" говорите. Опрос "по цепочке". Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная
Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные
Взаимоопрос. Организация работы в группах. "Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


Универсальные учебные действия
Приемы педагогической техники
Результаты развития УУД

Личностные    
.
Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование

Регулятивные      

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации



Характеристика основных приёмов реализации каждого принципа. Принцип свободы выбора
Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.
Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель может реагировать на запись в "Листе защиты" следующим образом: "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не работает. Все должны быть готовы».
Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности.
Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.
Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?
Принцип открытости 1. Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов. 2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю: -Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств. 3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). 4.Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: -вопросы, на которые можно ответить на уроке; -вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, сложный (проблемный), важный, оригинальный вопрос; организовать взаимоопрос учеников по составленным вопросам; использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся. При чтении художественного текста с использованием технологии продуктивного чтения используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение), школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору. 5.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на определённую орфограмму, несколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках литературного чтения и т.д. Принцип деятельности 1. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение). 2. Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос пауза ответ. 3. Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться. Например, преподаватель по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) В.И. Тимохов на уроках в начальных классах использовал в качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего. Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их. 4.Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы:
Что такое имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Какие имена существительные относятся к одушевленным и.сущ.?
На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
Расскажи о правописании имен собственных.
Как изменяются имена сущ.?
Как определить род имени сущ.?
5.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. 6.Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. 7.Игры-тренинги: если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель заключает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, при формировании умения выполнять сложение с переходом через десяток ученики могут «покорять вершины», решая примеры и перемещая фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов: чтобы альпинист покорил вершину, нужно решить правильно много примеров. 8. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему. 9. "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
Принцип обратной связи 1. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение. 2. Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Поскольку основную учебную информацию, дисциплинарные замечания и управляющие действия учитель передает голосом, то это уменьшает их эффективность, ибо «подобное растворяется в подобном». Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке. 3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц. 4. "Мордашки : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. 5. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу. 6. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 7. Оценка не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.

Принцип идеальности 1. Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. 2. Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др. 3. Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием. Необходимо делать это сразу после звонка, не говоря: "Ой, забыла сказать самое главное!" 4. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться. 5. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция (см. прием "Защитный лист"), то не следует применять этот прием часто. 6. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.
7 Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий 4 и т.д.).
8. Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. 9. Райтинг (от англ. right правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 отметка ученика, 5 отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд. 10. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть). 11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.










+ђ Заголовок 1}ђ Заголовок 315