Литературное чтение, 2 класс Тема. Зимние долги. Н.Сладков. Технология критического мышления.


Литературное чтение, 2 класс
Тема. "Зимние долги". Н.Сладков.
ХОД УРОКА
I. Побуждение. По названию произведения подумайте, о чем это произведение?
Учитель. У известного писателя-фантаста Рэя Бредбери есть роман "451° по Фаренгейту". В нем изображен город, в котором страшным преступлением считалось чтение и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители могли только смотреть телевизор. Вы хотели бы жить в таком городе?
Дети. Нет.
У. Однако в этом городе существовала "живая библиотека" – группа людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал книгу и выучил ее наизусть. Эти люди-книги, рискуя своей жизнью, хранили книги в глубине своей памяти, чтобы поделиться с другими. Мне бы хотелось, чтобы вы так же любили книги, как эти люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении "мысленного экрана", то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.
На доске:
Зимние долги.
Н.Сладков
II. Осмысление. Вопросы тонкие и толстые.
У. Прочитайте заголовок произведения, записанный на доске. Все ли слова понятны?
Д. Что такое "долги"?
У. Долг – взятое взаймы, обязанность. О каком долге говорится здесь?
Д. О зимнем долге.
У. Выскажите свои прогнозы: о чем мы будем читать?
Выслушиваются предположения детей.
– О чем вам говорит фамилия автора?
Д. Сладков пишет о природе.
У. Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.
Учитель открывает на доске картинки с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.
– Какое отношение могут иметь к произведению эти птицы?
Д. Наверное, они герои рассказа. Могут ли быть у них долги? Почему эти долги зимние?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.
Направленное чтение.
У. Знакомиться с произведением будем, проводя диалог с текстом. Приготовьте свои закладки, чтобы следить за чтением и открывать текст постепенно. Текст читается до слов "А ты слетай да проверь!".
– Мы узнали, кто является главными героями произведения. Какие они? Будьте внимательны к словам.
Д. Ворона – старая карга – старая женщина, ведьма.
– Воробей – веселый, радостный, он расчирикался, задиристый, молодой.
У. "Карга" – от тюркского "кара" – черный. С каким вопросом пристает к Воробью Ворона?
Ответы детей.
– Как автор подчеркивает важность этого вопроса?
Д. Не отстает – несколько раз напоминает; надрывается – старается изо всех сил; не унимается – не успокаивается.
У. Ворона хочет, чтобы Воробей делал так, как порядочные птицы. Что значит "порядочный"?
Д. Честный, неспособный на плохие поступки.
У. А теперь перечитаем текст, включив "мысленный экран" и представляя героев. По ходу чтения будем делать остановки тогда, когда к тексту появятся вопросы.Вопросы, которые можно задавать по ходу чтения: как отдает свой долг Ворона? Кому и чем? Какие долги у Синицы? Как она их отдает? Как дятел расплачивается с долгами?По ходу чтения на доске учитель вывешивает карточки с названиями насекомых-вредителей.
III. Рефлексия.
У. Совпали с текстом предположения, которые вы высказывали до чтения? Какой долг имеют птицы?
Д. Люди подкармливают птиц в зимнее время.
У. Как они его отдают?
Д. Птицы уничтожают вредителей.
У. С кем борются птицы? Назовите их.
Д. С короедами, плодожорками, древоточцами.
У. Можете ли вы объяснить, как образованы их названия?
Д. Короеды – кору едят.– Листогрызы – листья грызут.– Корнееды – корни едят.– Корнегрызы – грызут корни.– Древоточцы – дерево точат.– Плодожорки – жрут плоды.– Кровососы – кровь сосут.
У. А теперь проверим, насколько внимательными читателями вы были. Прочитайте предложения на карточке и запишите рядом с каждым на строчке, кто из птиц так говорил, как долг свой отдавал.
Карточка
Сад стерегу от плодожорок и листогрызов. ___________________________________________А я из борозды всяких корнеедов и корнегрызов выбираю. _________________________Бьюся с ними, не щадя живота! Лес от древоточцев и короедов оберегаю. _______________Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить. Чтобы кровососы эти ребят не кусали. _________________________
В ходе работы учитель выслушивает ответы детей на поставленные вопросы:
– Добилась ли Ворона своего?– Кого из птиц можно назвать порядочной?– Поделитесь мыслями, которые возникли у вас после работы над этим произведением.– Какую мысль вы считаете самой важной?– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте, среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем, что пословица может выразить мысль и точно, и красиво.
Списать с доски:
1. Долго спать – долг наспать.
2. Нечем платить долгу, ступай за Волгу.
3. Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.
4. Долг платежом красен.
5. Если хочешь врага нажить, то дай ему в долг.
Домашнее задание «ЭССЕ»
У. Используя информацию из текста, попробуйте составить свой рассказ о том, как птицы помогают человеку. На нашем уроке сегодня были трудные пословицы. Попробуйте объяснить их смысл, посоветуйтесь со взрослыми, если будет трудно.