Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы.


Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы.
Всякий раз, когда человек или предприятие решают,
что успех достигнут, прогресс прекращается.
Томас Джон Уотсон
Проблема оценки качества образования является актуальной для системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования – нацеленность на обеспечение качества образования, усовершенствование системы оценки качества и его соответствие требованиям общества.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. К основным задачам системы оценки качества образования относятся:
Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации.
Оценка качества образования на различных уровнях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования.
Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.
В рамках реализации комплексной программы модернизации образования в Иркутской области разработана региональная система оценки качества образования «Развитие региональной системы оценки качества образования Иркутской области».
Образовательные учреждения в свою очередь:
1) разрабатывают и реализуют образовательную программу, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
3) обеспечивают на основе образовательной программы проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;
4) организуют:
систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
5) обеспечивают:
предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образования;
развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения на основе образовательной программы;
информирование населения посредством предоставления ежегодного публичного отчета о состоянии образования в образовательном учреждении.
9 февраля 2017 года на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №77 состоялся практико-ориентированный семинар по теме: «Развитие системы оценки качества в образовательной организации». В работе семинара приняли участие 35 сотрудников административного и педагогического состава школы.
Доцент кафедры экономики и управления, к.п.н. М. А. Домбровская позиционировала модель системы управления и оценки качества, построенную на основе процессного и проектного подходов.  Раскрывая сущность данных подходов, Марина Анатольевна сделала акцент на:
- реализацию механизмов для повышения качества образовательной деятельности организации и удовлетворения требований потребителей;
- на инструменты повышения эффективности деятельности организации;
- на модели развития организации в целом на рынке образовательных услуг.
Старший преподаватель С. В. Иванова показала различия внутренней системы оценки качества образования и внутришкольного контроля. Работа с коллективом показала, что грамотно спроектированный внутришкольный контроль не что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу кластерной сети, где в каждом звене происходит переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.  
В рамках практических занятий на семинаре  слушатели продемонстрировали понимание принципов критериального оценивания качества всех процессов организации. Также слушатели отметили актуальность и значимость семинара. Слушателями  было предложено провести серию семинаров по управлению и оценке качества образования.