Урок внеклассного чтения Рассказы В.Бианки, ЕН.Сладкова, Е.Чарушина (4 класс)

Урок внеклассного чтения
Тема: Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.
Цель: Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.
Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
Развивать наблюдательность, мышление.
Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
-Отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля, растение)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
-На какие две группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа)
-Как вы поняли, о чём пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
3. Работа по теме урока.
Рассказ учителя.
Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.
Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы. (Показ иллюстраций.) Часто героями его произведений становится ребёнок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.
Беседа по произведению.
Е. Чарушин «Про Томку», «Томкины сны»
- Кто такой Томка?
-Почему рассказчик выбрал этого щенка?(Он нашёл деревяшку, которую тот спрятал)
-Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышлёный)
-Как ребята «разгадали» сны, которые видел щенок?(По звукам, движениям щенка)
- Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли?(«Охотник», «помощник»)
- Какие ещё животные жили в доме автора?(Котёнок Тюпа, лисята, медвежата).
- Что вы можете сказать об авторе?(Он любит животных. Он наблюдательный.)
Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьём в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Беседа по произведению.
Н. Сладков «Сказки леса».
- Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки?
(«Суд над декабрём», «Бежал ёжик по дорожке», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок»)
- Чем они похожи на сказки?
(Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)
- Почему жанр называют «сказка-несказка»?
(Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)
- Чему учат эти сказки?
(Помогать животным, беречь природу)
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений Николая Ивановича Сладкова «Почему ноябрь пегий?» (Пегий – пёстрый, пятнистый)
«Почему ноябрь пегий?»
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
-Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
-Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
-Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
- Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась – остановилась.
А из лесу крик и вой.
- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.
- Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет. Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
-Почему это сказка?
-Почему же ноябрь пегий?
(Не все животные ещё готовы к зиме. То снег, то дождь, то мороз, то оттепель. Где-то снег лежит, а где-то земля видна).
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана «Лесная газета на каждый год», и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
Беседа по произведению.
В. Бианки «Лесная газета»
-Как устроена «Лесная газета?(12 номеров – по номеру в месяц)
- Кто пишет материал для газеты?(Учёные, лесники, юннаты)
- Чем оканчивается каждый номер газеты?(Викториной «Тир»)
- Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы?
- Как можно проверить себя?(В конце газеты есть ответы)
- Какие ещё рассказы Бианки вы читали?(«Черноголовка», «Музыкант» и др.)
- Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?
(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)
4. Закрепление пройденного.
-Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе.
Игра «Тир».
1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые?
(Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые)
2. Что вниз вершиной растёт?
(Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается)
3. Каким местом прикреплён язык лягушки?
(Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку)
4. Чем стрекочет кузнечик?
(Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга)
5. Есть ли у нас хищные растения?
(Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках)
6. Когда у птиц бывает зуб?
(У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает)
7. Как муравьи укажут на приближение дождя?
(Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся)
8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге?
(Нет, они там не выводят птенцов)
9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой?
(Зимние. Так как они суше, не впитывали воду)
5. Итог урока.
-О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
-Чем интересны их произведения?
-Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?