Краткосрочное планирование урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Внеклассное чтение. Рассказы Н. Сладкова.


Четверть 3 День 12.01 Урок: литературное чтение
Название занятия:
Внеклассное чтение «Рассказы Н. Сладкова »
Тема: Н. Сладков «Загадочный зверь», «Звериная баня», «Пылесос».
Общая цель:
Ознакомить учащихся с рассказами писателя.
Ожидаемый результат:
А: отвечает на вопросы по содержанию; В: определяет основную мысль текста; С: выделяет главное из информации.
Тип урока:
Комбинированный
Задания:
Индивидуальная работа, оценивание по критериям, коллективная работа, работа с доп.материалом (Т и О), заполнение «бортового журнала», чтение с остановками, работа в группах над пословицами.
Оборудование, ресурсы:
презентация, выставка книг писателя, портрет писателя, пословицы.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Вводная часть
(5 мин)
І. Психологический настрой
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.Он полон открытий и полон тревог.Ты учителя внимательно слушай,Чтоб задания выполнить смог.
Проверка Д/З. Настраиваются на урок
Индивидуальная работа
Оценивание по критериям.
Презентация
(10 мин)
Отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)
Серый ворище, по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка.)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.)
– Как вы думаете, о чём пишет писатель, с произведением которого мы будем сегодня работать? (о животных и птицах, о природе)
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Таким человеком был детский писатель Н. Сладков. Рассказы этого писателя любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
2. Знакомство с биографией писателя.
- Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этого писателя. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился, будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
3. Рассматривание выставки книг Коллективная работа.
Словесное оценивание.
Т и О. Аплодисменты.
Индивидуальная работа
«Бортовой журнал»
Сообщение ТиО. Словесное поощрение.
Основная часть
(25 мин)
Выборочное чтение.
4. Чтение рассказа Н.И. Сладкова «Загадочный зверь». Слайд № 17
Чтение произведения «Загадочный зверь». Это рассказ-загадка, сказка –несказка. Мы будем читать по частям, и пробовать разгадать эту загадку. Просьба – не забегать вперед, строго соблюдать инструкции.
Беседа.
Кто же запомнил, с кем можно спутать белку, если судить о ней только по тому, что она грызет орешки?
Кто запомнил, с кем же рассказчик путал белку?
С кошкой …картинка
С дятлом…картинка
С цаплей…картинка
С мышкой…картинка
С дроздом…картинка
С осоедом…картинка
С куницей…картинка
- А теперь ребята, ответьте мне на вопрос. Ходят ли звери в баню? Мы узнаем об этом, прочитав рассказ «Звериная баня»
Чтение произведения «Звериная баня».
- Так, ходят ли звери в баню?
- Для чего ходят в баню дикие кабаны?
- А знали ли вы об этом раньше?
- Понравился ли вам рассказ?
- А теперь давайте прочитаем ещё один рассказ Н. Сладкова, который называется «Пылесос»
Чтение произведения «Пылесос»
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
(предположения учащихся)
- Давайте прочитаем рассказ, и узнаем, верны ли ваши предположения.
Чтение произведения «Пылесос»
- Так что же это за «пылесос»?
- Что делал воробей в скворечнике?
- Понравился ли вам рассказ?
6. Работа с пословицами – Николай Иванович также сочинял пословицы. Давайте с вами поиграем и соберем пословицы, которые рассыпались.
Муха с мухоловкой не уживутся.
На муравейнике долго не усидишь.
Любит кошка рыбку, да не любит воду.
Жалобы зайца лису не разжалобят.
Когда цапле хорошо, — лягушкам плохо.
Дрова в лес не возят.
Проверка работы. Чтение с остановками.
После каждой остановки дети пробуют отгадать, что же это за зверь.
Коллективная работа. Баллы за правильные ответы.
Прогнозирование.
Коллективная работа. Чтение по «цепочке»
Прогнозирование. Ответы на вопросы.
Работа в группах. Презентация работы. Выставление баллов.
Подведение итогов
(5 мин) І. Рефлексия – О каком писателе вы узнали сегодня на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?
1. «Закончи предложение»
Я сегодня узнал, что….
Меня заинтересовало …
Хочется узнать больше о Определяют уровень заинтересованностью изучаемого материала и степень его усвоения
Высказывают мысли
Самоанализ урока. В уроке присутствуют семь модулей Программы. С целью развития внимания и памяти проведен опрос д\з. Работа проходила в группах, чтобы формировать навыки само и взаимооценивания. Знакомство с новым произведением началось с выступления учащихся с биографией автора. Прогнозирование содержания было использовано с целью развития навыков КМ. С этой же целью применено написание эссе-размышления в конце урока. Этот прием так же выполнял функции обратной связи. Для повышения интереса к уроку использована слайдовая презентация. Закрепление материала, проверка усвоения проведена с помощью вопросов высокого и низкого порядка. При работе в группе учитель контролировала ход работы с помощью приема «измерение температуры». Все виды работы были оценены в ходе урока. Текущее оценивание опиралось на баллы, набранные за урок.
Оценивание урока Урок цели достиг.
Изменения по уроку Написание эссе-размышления я использовала как письменную обратную связь, добавила кластер, характеризующий персонажей. Добавила «жужжащее чтение» с целью совершенствования навыков в скорости и внятности чтения.
Краткосрочный план
урока литературного чтения в 3 «В» классе
по теме: «Внеклассное чтение. Рассказы Н. Сладкова »
Учителя начальных классов СОШ № 17
Шестяевой Елены Анатольевны
Уральск 2016