Обобщение опыта по теме «Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»


Обобщение опыта по теме «Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Горбунова Наталья Владимировна,
учитель физкультуры МКС(К)ОУ
школы – интерната VIII вида
пгт Опарино Кировской области
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здоровьесбережения подтверждают принятые на государственном уровне специальные меры, ряд положений, которых нашли отражения в приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года. В этих документах предусматривается создание условий для такой образовательной среды, которая будет способствовать не только сохранению, но и укреплению здоровья обучающихся. Важная роль в создании такой образовательной среды принадлежит учителю физвоспитания.
Как же формируется здоровьесберегательная среда на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Характерной особенностью детей обучающихся в специальных коррекционных школахVIII вида является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии. Поэтому одна из приоритетных задач специальных образовательных учреждений – концентрация усилий всего педколлектива на формирование здорового образа жизни учащихся.
Это касается условий проживания, питания, режима, организации учебно-познавательной деятельности и системы занятий физической культурой и спортом.
На уроках физкультуры, ритмики и ЛФК учитель должен решать не только образовательные, воспитательные, но и коррекционно-компенсаторные, лечебно-оздоровительные задачи, и владеть специальными педагогическими приемами, направленными на коррекцию умственной отсталости учащихся.
На уроках обращается внимание на то, чтобы учащиеся умели:
анализировать выполнение своих движений и движений товарищей (гимнастика – 1 выполняет кувырок вперед, остальные анализируют выполнение упражнения или работа в парах – один командует, второй выполняет повороты, затем меняются)
выполнять упражнения по словесной инструкции ( во время разминки объясняется упражнение – затем дети выполняют без показа учителя)
запоминание комбинаций упражнений, усвоения названий движений и исходных положений (комбинация упражнений на гимнастической скамейке; выполнение на полу с проговариванием исходных положений, упражнений шагов под счет)
На уроках физкультуры и ритмики применяются речевые упражнения и игры, способствующие развитию речи, выработке хорошей дикции, улучшению слуховой и двигательной памяти, обогащению словарного запаса школьников, регуляции темпа ритма, координации движений и других двигательных характеристик. (Танцы: «Заинька», «Во поле береза стояла» и т.д.) Таким образом, решаются задачи направленные на ослабление основного дефекта учащихся.
На физкультурных занятиях формируются поведенческие и гигиенические навыки: соблюдение правил игры и соревнований, поддержание опрятного внешнего вида.
Особенностью специальных коррекционных школ являются неоднородность состава учащихся по уровню как психического, так и физического развития. Поэтому оптимизация процесса обучения во многом зависит от индивидуального подхода к детям. Метод круговой тренировки способствует реализации принципа индивидуального подхода в процессе физвоспитания: в классе 9 человек – 9 станций. На каждой станции учащийся выполняет хорошо знакомое ему упражнение в течение одной минуты, затем дети меняются станциями. На одной из станций учитель работает с учеником индивидуально. Развивается умение работать самостоятельно.
В настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномального ребенка средствами физической культуры, что является одним из направлений его социальной реабилитации. Одной из таких технологий является паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка.
Паспорт здоровья можно рассматривать как средство мониторинга успешности, саморефлексии, мотивирующей обучающихся на достижение результатов и помогающий избежать стрессового состояния. Паспорт здоровья позволяет наблюдать изменения состояния здоровья детей, создавать определенные условия на уроках и во внеурочное время в соответствии с их нарушениями в развитии, рекомендовать занятия определенными видами спорта.

Содержанием паспорта здоровья являются показатели физического развития, двигательных способностей, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья. При выполнении какого-либо упражнения результаты ученика сравниваются с прошлогодними, анализируются и, если упражнение выполнено лучше, оценка повышается на 1 балл. Нет отрицательных оценок, нет разочарования в занятиях физкультурой, нет чувства тревоги, страха.
Постоянное педагогическое наблюдение за каждым учеником способствует выявлению индивидуального развития учащихся, необходимого для осуществления личностно-ориентированного обучения, что является одним из требований к учителю новой школы.
Для детей с ослабленным здоровьем, имеющим врожденные хронические заболевания и низкую физическую подготовленность, проводятся индивидуальные занятия ЛФК. Занятия направлены на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. На примере одного ученика рассмотрим как идет коррекция физического развития.
Костя М.:
Нарушение физического развития: отставание в массе тела; отставание в длине тела; нарушение осанки.
Нарушение в развитии основных движений: неточность движений в пространстве; неумение выполнять ритмические движения; низкий уровень дифференцирования мышечных усилий; дискоординация движений, сутулость; очень низкие показатели физической подготовки.
Класс
1/2011 2/2012 3/2013 4/2014
Прыжок в длину с места 70см /Н-108 100см /Н-108 105см /Н-116 110см/Н-124
Отжимание 7 /Н-6 20 /В-22 21 /В-26 25 /В-29
Бросок набивного мяча 100см /Н-234 130см /Н-254 150см /Н-309 170см / Н-349
Прыжки на скакалке - 12 36 37
Бег 30 м - / Н-7,5 6,7 / С-6,5 6,7 / С-6,4 6,5 / С-6,2
Метание малого мяча 8 9 10 13
Уровни: Н- низкий ; С – средний; В – высокий
Т.о. лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и достаточной интенсивности воздействия. Сравнительное тестирование по годам определяет результативность занятий.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья исключительно важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. Она строится с учетом задач программы по физкультуре. Физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, формированию здорового образа жизни, нормализации поведения расторможенных, легко возбудимых детей и активизации вялых, пассивных; социальной адаптации и реабилитации учащихся. Ежегодно дети с удовольствием посещают спортивные секции и кружки.
Составляется план спортивно-массовых мероприятий на учебный год, многие из них являются традиционными: подвижные игры, «перестрелка» и пионербол, «веселые старты» с элементами баскетбола, «веселые старты» с элементами акробатики и гимнастики, силовое троеборье, лыжные гонки, день Прыгуна, летний полиатлон и Дни здоровья.
Результатами здоровьесберегающей среды физвоспитания в школе является:
- участие в лыжных гонках «Лыжня – России», каждый год есть победители в разных возрастных группах
- участие в ХХIII Спартакиаде коррекционных учреждений(8вида)Кировской области по программе Специальной Олимпиады (полиатлон)
- два вторых места (грамоты)
Не остаётся без внимания и профессиональное здоровье педагогов. Чтобы переориентировать сознание учителей, обратить внимание на свой собственный образ жизни организованы Дни Здоровья для педогогов, идёт подготовка к сдаче норм ГТО, участие в молодёжных туристических слётах, в соревнованиях «Лыжня – России»
Таким образом, в целях совершенствования физического воспитания и образования обучающихся постоянно ведется работа по поиску новых методов и приемов сбережения и укрепления здоровья детей, способов увлечь своим предметом, жить проблемами ученика, желанием узнавать новое.
Совершенствуя физвоспитание в системе специального образования в перспективе следующее:
систематическая паспортизация здоровья и физического развития каждого ученика, гласное обсуждение итогов паспортизации на всех уровнях;
максимальное подключение педагогической и родительской общественности к вопросам поддержания здоровья и физического воспитания аномальных детей;
развитие и активизация познавательной деятельности детей, расширение их кругозора, понимание роли занятий физической культуры в оздоровлении организма, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Литература:
Бабенкова, Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей/ Р.Д.Бабенкова, С.Ю.Юровский, Б.И.Захарин. – М:Просвещение, 1977, - 72 с.
Болонов, Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст]: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга / Г.Л.Болонов. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании [Текст]/ А.А.Дмитриев. – М: изд.центр «Академия», 2002. – 176 с.
Методические рекомендации: Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате / Сост. В.Ф.Мачихина, Н.А. Козленко, А.А.Дмитриев. – М., 1988.
HYPERLINK "https://e.mail.ru/messages/inbox/" nata.gorbunova.56@mail.ru – почтовый ящик – 19801956na (пароль)