Доклад на тему: «Роль развития речи в адекватной интеграции обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в систему современных социальных отношений».


(СЛАЙД 1) Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Мотивы речи и учебная ситуация в процессе занятий многократно меняется.
Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами.
Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он не возможен без эмоций, без увлеченности, без общения с окружающим миром, ведь в природе все взаимосвязано. Природу нужно уметь понимать и чувствовать.
С первых дней обучения в школе учитель должен работать над развитием активного словаря учащихся, что очень пригодится в последующие годы, поможет им правильно и уверенно излагать свои мысли, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок не ищет слов для выражения своего мнения, он лишен многих комплексов: всегда активен в разговоре, оперируя нужными словами и речевыми оборотами. А такой результат достигается тогда, когда ребенок не только слышит и видит слово при его изучении, а чувствует, понимает его значение, знает, когда и как это слово надо употреблять. Только при таком результате можно рассчитывать, что ребенок готов к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном обществе.
(СЛАЙД 2) Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Отсюда вытекает практическая значимость уроков развития речи.
(СЛАЙД 3) Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Поэтому к речи учащихся, тоже предъявляются определенные требования. Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет собственные виды упражнений, свою программу умений, свой арсенал форм и методов. (СЛАЙДЫ 4-5)
(СЛАЙД 6) Уроки развития речи обладают неисчерпаемыми возможностями в формировании личности, поэтому современная школа ставит своей целью повышение уровня речевой активности и нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности общества. Что в свою очередь ставит задачу перед учителями.
(СЛАЙД 7) Для развития речи ребёнка учитель, во-первых, должен показывать образцы правильной речи, во-вторых, создавать необходимые условия на уроке: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать уроки. Только тогда он будет близок к решению главной задачи уроков развития речи.
Однако в таком виде цель трудно будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно. (СЛАЙД 8)
-Учить анализировать,
-учить выделять главное,
-учить сравнивать,
-учить строить аналогии,
-обобщать и систематизировать,
-доказывать и опровергать,
-определять и объяснять понятия,
-ставить и разрешать проблемы.
Работа по развитию связной устной речи строится с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Поэтому на уроках и в учебниках включены задания, побуждающие учащихся выполнить то или иное речевое упражнение. Известно, что у умственно отсталых школьников очень ограничен их словарь, затруднено речевое общение (СЛАЙД 9).Им очень трудно, а порой практически невозможно приходится при ведении диалога, самостоятельного рассказывания, описания, повествования. Поэтому в уроки нужно включать такие задания, которые бы стимулировали, развивали у школьников мотивацию устного высказывания.
(СЛАЙД 10) И такие задания должны быть интересными, разнообразными и постоянно могли бы чем-то удивить ученика. Поэтому ведущая педагогическая идея заключается…(читать со слайда)
(СЛАЙД 11) К инновационным формам работы относятся…(читать со слайда) Ведь в наше время игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников. Все игры и игровые упражнения на уроках проводятся не ради развлечения, а ради успешного усвоения изучаемого материала, активизации познавательной деятельности учащихся и получения желаемых результатов.
(СЛАЙД 12) Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
(СЛАЙД 13)Царица математика – наука очень строгая,
Но стоит речь нам отключить
И ничего не получить
Ни в жизни, ни в учебе.
Математическая речь пути нам открывает,
Дает уверенность в себе
И в жизнь нас отправляет.
Всем понятно, что без развития речи на уроках математики возникнет много сложностей и об этом нельзя забывать. Нужно использовать различные задания, которые заинтересуют детей и помогут им в будущем, в адекватной интеграции в систему современных социальных отношений. Ведь не зная цен, соотношений и других математических понятий в жизни будет трудно чего-либо добиться.
В своей работе нахожу интересным и развивающим, использование на уроках эпиграфов. Это активизирует детей и развивает речь.
(СЛАЙД 14) На каждом уроке математики полезно использовать элементы словарно-орфографической работы.
(СЛАЙД 15) Когда ребенок не ищет слов для выражения своего мнения, он лишен многих комплексов: всегда активен в разговоре, оперируя нужными словами и речевыми оборотами. А такой результат достигается тогда, когда ребенок не только слышит и видит слово при его изучении, а чувствует, понимает его значение, знает, когда и как это слово надо употреблять. Это довольно интересная работа и для учителя, и для учеников. Проходит она в основном в начальных классах во время экскурсий.
Экскурсии полезны и на уроках математики, с целью ознакомления с социальной средой.
(СЛАЙД 16) После экскурсии в магазин полезно закрепить полученные знания, провести сюжетно-ролевую игру «Магазин «Овощи». Цель игры: адаптировать учащихся к жизни в обществе.
(СЛАЙД 17) Работа над развитием речи на уроках математики особенно чётко прослеживается при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление. При работе над задачей происходит уточнение словаря, анализ содержания, умение формулировать вопросы и ответы, умение объяснять ход решения, составлять план решения и т.д.
(СЛАЙД 18) ВЫВОДЫ
(СЛАЙД 19) Необходимым условием продуктивности уроков русского языка является последовательность и комплексность работы по развитию устной речи. Результативность работы по развитию речи напрямую зависит и от использования на уроках русского языка традиционных и инновационных форм, что помогает в активизации работы детей на уроке.
Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
(СЛАЙД 20) При словарной работе решаются 4 основные задачи…
(СЛАЙД 21) На каждом уроке русского языка полезно использовать элементы словарно-орфографической работы.
(СЛАЙД 22) Дети любят решать кроссворды, и это тоже приносит большую пользу, поскольку они знакомятся с новыми понятиями, новыми словами, помогают закрепить изученные правила.
(СЛАЙД 23) При изучении темы «Названия действий» можно использовать игровую ситуацию «Что делает мишка?» можно продолжить работу по теме: «Что мишка любит?» (связать с окружающим миром- спать, лазать по деревьям, рычать, есть малину и т.д.)
(СЛАЙД 24) Трудно детям дается составление рассказов по серии картинок. Поэтому нужно начать от простого к сложному. Сначала коллективно обсудить, что изображено на каждой картинке, потом подвести к общему рассказу.
(СЛАЙД 25) При изучении темы «Предлоги» можно провести игру «Кто больше?» По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.
(СЛАЙД 26) (читать по слайду)
(СЛАЙД 27-28) Чтение, являясь одним из основных видов речевой и познавательной деятельности, способно активно влиять на языковое, умственное и эстетическое развитие детей, на приобщение их к книге, к художественной и научно-популярной литературе. Для повышения интереса к урокам чтения важно периодически заниматься с детьми инсценировками. Во-первых это очень любят дети, а во-вторых развивается художественный вкус, творческие способности и выразительность речи. Формируется чувство коллективизма. Расширяется запас слов, речь. Что очень поможет учащимся в будущей адаптации в обществе.
(СЛАЙД 29) Большую пользу для развития речи на уроках чтения приносят изготовление книжек передвижек на разные темы. В процессе коллективного изготовления активируется речевая практика детей.
(СЛАЙД 30) Речевую активность также повышают такие игры как «Установи последовательность», «Что перепутал художник?», «Загадки в картинках» (по приготовленным детьми рисункам) и т.д.
итог
(СЛАЙД 31) Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи через дифференцированное сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся.
(СЛАЙД 32)
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»
Доклад на тему:
«Роль развития речи
в адекватной
интеграции обучающихся , воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
в систему современныхсоциальных отношений».
Подготовила: учитель начальных классов, Шахова Н.А.
2015г.