Сопровождение одаренных детей в условиях сельского социума


ГУО «Запольская детский сад – средняя школа Витебского района»
-3810421005М
И
Ф

И
Ф


Сопровождение одаренного ребенка в условиях сельского социума
Выполнила Рябцева Ирина Михайловна,
учитель физики и математики
ГУО «Запольская детский сад –
средняя школа Витебского района»
Заполье, 2013
Аннотация
В данной работе описывается опыт работы педагогического коллектива ГУО «Запольский детский сад – средняя школа Витебского района» по сопровождению одаренных детей.
Цель данной работы - обмен опытом, идеями и методическими решениями по актуальным задачам развития и поддержки талантливых, одаренных детей и молодежи в условиях сельского социума.
В работе представлена краткая справка об учреждении образования «Запольский детский сад – средняя школа Витебского района», актуальность данной темы на современном этапе образования, рассмотрены пути выявления одаренных детей, основные направления работы с одаренными, а так же представлена модель работы с одаренными детьми.
Работу выполнила учитель математики и физики высшей категории ГУО «Запольский детский сад – средняя школа Витебского района» Рябцева Ирина Михайловна.
Краткая справка о государственном учреждении образования
«Запольский детский сад – средняя школа Витебского района»

История и традиции учреждения образования.
1893 год - открытие Запольской начальной школы (директор Лебедев Иван Николаевич, с 1933 года - Волынец Иван Арсентьевич).
1944 год - открытие Запольской семилетней школы (директор Рисинский Михаил Васильевич, с 1956 года - Бензикова Надежда Васильевна).
1960 год - реорганизация школы в Запольскую восьмилетнюю школу (директор Ануфриев Виктор Антонович, с 1968 года - Жуков Виктор Александрович).
1976 год - начало истории Запольской средней школы Витебского районе Витебской области (новое здание школы было введено в строй в сентябре 1976 года, проектная возможность - 392 ученических мест). Директором назначен Метла Петр Петрович.
3 июля 1976 года - открытие мемориального знака «Витебские/ Суражские/ ворота», на котором присутствовал первый секретарь ЦККПБ Машеров Пётр Миронович.
В феврале 1978 года Запольской средней школе решением Верховного совета БССР было присвоено имя Минная Филипповича Шмырева, а решением центрального совета пионерской организации БССР пионерской дружине школы - имя Батьки Минная.
С ноября 1978 года исполняющим обязанности директора был назначен Альшевский Петр Александрович.
С 1 июня 1979 года педагогический коллектив возглавил Лукашевич Валентин Николаевич, который является директором и по сегодняшний день.
В 1985 году начал работать музей 1 Белорусской партизанской бригады, создателем и первым директором его был учитель истории Ануфриев Виктор Антонович. С 1986 года его реорганизовали в музей Народной Славы.
В 1987 году на базе Запольского лесничества было организовано школьное лесничество, которое работает и по настоящее время.
В 2006 году школа реорганизована в учреждение образования «Запольский государственный детский сад - средняя школа Витебского районах Витебской области.
В разное время в школе работали замечательные педагоги, мастера своего дела, творческие и инициативные люди: Терентьев Леонид Егорович (отличник народного образования, заслуженный учитель БССР), Ануфриев Виктор Антонович, Ануфриева Людмила Васильевна, Жуков Виктор Александрович, Двоеносова Мария Андреевна, Дмитроченко Тамара Михайловна.
Среди выпускников школы много заслуженных людей:
Блохин Петр Иванович - один из первых строителей г. Новополоцка.
Блохин Иван Дмитриевич - после окончания Горецкой академии работает председателем передового колхоза.
Максименко Владимир Иванович - после окончания Великолужского сельскохозяйственного института работал председателем колхоза им. Кутузова Миорского района.
Бышнёв Василий Леонович - после окончания хозяйственной академии работал в земельном отделе Витебского облисполкома
Яроцкий Борис Константинович - работал зав. Витебским ОблОНО, а затем, до выхода на пенсию зам. министра Просвещения БССР.
Жуков Владимир Викторович - кандидат сельскохозяйственных наук, работает в Москве.
Сазоник Филат Фёдорович - бывший председатель Новкинскогс с/совета.
Блохин Иван Дмитриевич - подполковник запаса авиации.
Традиции учреждения образования:
Праздник знаний, День учителя, Туристический слёт, Неделя матери Новогодний карнавал, Вечер встречи с выпускниками, День Победы, Выпускной бал;
«Звездные походы» по местам боевой славы;
Уроки мужества, тематические дни, недели и месячники;
Акции «Дом без одиночества», «Чистый ручей»;
Дружеские встречи с коллективами учащихся и педагогов МОУ «Усвятская СОПЛ» Псковской области РФ.
Наш девиз: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Э. Хаббард.
Кадровый состав:
Количество педагогов – 16
Учителей высшей категории – 4
Учителей первой категории – 6
Количество учащихся: 96
Содержание.
1. Введение
2. Одаренность и ее виды.
3. Направления работы с одаренными .
4. Основные заповеди в работе с одаренными.
5. Выявление одаренных детей
6. Модель работы с одаренными детьми.
7. Урок. Идеи обучения одаренных детей
8. Формы и методы обучения
9. Организация исследовательской и проектной деятельности
10. Организация дополнительных образовательных услуг (факультативы).
11. Объединения дополнительного образования
12. Наши достижения
13. Вывод
14. Литература
15. Приложения:
1. Программа «Одаренные дети»
2. Дипломы, грамоты.
Введение.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Именно одаренные дети дают уникальную возможность обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы образования, предполагающей выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка.
Сопровождение одаренного ребенка в условиях сельского социума.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Виды одаренности:
2006399222684Практическая
00Практическая

28242462461794277962111594Художественно
-
эстетическая
00Художественно
-
эстетическая
-53407246348Духовно-
ценностная
00Духовно-
ценностная

1939023103272Одаренность
00Одаренность
2795671199189
3651250946151571625161925
3199765201295
3584943252195Познавательно-теоритическая (интеллектуаль-
ная)
00Познавательно-теоритическая (интеллектуаль-
ная)
2064151251861
45673241743Коммуникативная
00Коммуникативная

Виды одаренности по критерию: «Виды деятельности и обеспечивающие ее сферы»
Практическая деятельность Познавательно- теоритическая деятельность Художествен-но-эстетическая деятельность Коммуникатив-ная деятельность Духовно-ценностная деятельность
одаренность в ремеслах;
спортивная;
организацион-
ная интеллектуальная одаренность Хореографичес-кая;
сценическая;
литературно-поэтическая;
изобразительная;
музыкальная лидерская;
аттрактивная одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов;
одаренность в служении людям.
Под психолого-педагогическим сопровождением интеллектуально одарённых детей понимается специально организованное взаимодействие интеллектуально одарённых детей, их родителей и специалистов, владеющих знаниями в области выявления, развития, обучения, воспитания, а также умеющим оказать психологическую помощь и поддержку интеллектуально одарённым детям.
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения.
Мотивируя педагогический коллектив на реализацию целей и задач программы “Одаренные дети” мы делали акцент на том, что работа с одаренными детьми не может быть эпизодической. Необходимо продумать и в конечном итоге осуществить непрерывный процесс развития одаренности от дошкольника до выпускника школы.
Понимая одаренность как возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле как действительность, сделали вывод о необходимости создания условий для развития способностей каждого ребенка. Ведь выявившаяся у ребенка способность к математике или рисованию еще не говорит о том, что ребенок будет великим математиком или художником. Чтобы это произошло, необходима кропотливая работа самого ребенка, его педагогов, соответствующая материально-техническая база
Мы выделяем следующие направления работы с одаренными детьми
выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
реализация личностно-ориентированного подхода к обучающимся в учебном процессе;
организация образовательного процесса (использование часов вариативной части учебного плана для проведения факультативных и индивидуальных занятий, организация работы кружков, секций, объединений по интересам во второй половине дня);
проведение конкурсов и соревнований различной направленности на базе школы;
участие обучающихся в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, интернет – проектах разного уровня;
взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями в вопросах подготовки обучающихся;
методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Основные заповеди:
· человек, если он на своем месте, обязательно будет приносить пользу, так помогите ему найти его место;
· успех – это совокупность вовремя исправленных мелочей;
· силен не тот, кто никогда не падал, силен лишь тот, кто, падая, встает;
· если дарование спит, то его надо будить;
· не забывай использовать отныне ресурс «глобальной паутины».
Выявление одаренных детей.
Одаренного ребенка порой очень трудно заметить среди сверстников. Дети, способные к высоким достижениям, могут и не выделяться среди других школьников. Поэтому актуальной становиться задача выявления таких детей
По оценкам экспертов только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, IQ (коэффициент интеллектуальности) которых равен 125 единицам. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.
Одаренных детей можно выявить с помощью «успеха»:
Конк у рсов
Те с тов
Оригинальных во п росов
Предм е тных олимпиад
Нестандартны х задач
Индивиду а льных бесед
Модель работы с одаренными детьми.
Основная цель при работе с одаренными (и не только одаренными) детьми - превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.
24202861282901Конкурсы Турниры
00Конкурсы Турниры
Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать.
-1490657384Урок
00Урок

437324562865Проектно – исследовательская деятельность
00Проектно – исследовательская деятельность

286304840206191866940206198714916586900
396995341509-101533186423Олимпиады
00Олимпиады
232403390169Одаренный ребенок
00Одаренный ребенок
3074035914400
165026611202704401820109220Библиотека
Интернет
00Библиотека
Интернет
232403363901Учитель
00Учитель

404695535928
3296185201262179464417546-130810153035Информационные технологии
00Информационные технологии

225552094615Кружки.
Факультативы
00Кружки.
Факультативы

Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. С талантливыми ребятами проводятся беседы, консультации по обучению приемам регулирования своей умственной деятельностью, помощь в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Урок. Идеи обучения одаренных детей:
Активная реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований
Современным уроком может считаться урок, который обеспечивает высокую учебно-воспитательную эффективность в условиях всеобщего обязательного обучения, т.е. каждый ученик получает на уроке глубокие и прочные знания, эффективное воспитательное воздействие.
Идеи обучения одаренных детей:
- каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
- знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
- учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
- учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
- развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
- учет индивидуальных психических особенностей учеников;
- создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
На уроках развиваются следующие практические умения:
- работа с книгой; справочником
- написание проекта;
- проведение наблюдений;
- составление задач;
- моделирование;
- выдвижение гипотез;
- постановка эксперимента.
Формы и методы обучения
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Для развития одарённости у детей целесообразно сочетать различные формы школьного и внешкольного обучения.
Одной из целесообразных форм организации обучения является работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения, предполагающих использование современных информационных технологий
Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Организация исследовательской и проектной деятельности
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской и проектной деятельности, предоставляющие учащимся возможность выбора не только направления научного поиска, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская и проектная деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.
Наиболее перспективной формой работы в учебно-исследовательской деятельности нашей школы является организация научного общества учащихся «Ритм», и девиз: развиваемся, исследуем, творчески мыслим, на наш взгляд, отображает содержание деятельности НИОШ.
С каждым годом число детей, занимающихся научно-исследовательской и проектной деятельностью возрастает.
Учащимися школы подготовлены следующие проекты:
- социальный проект «Я – пионер своей страны» (учащиеся 7 класса).
- проект «Герои рядом с нами» (учащаяся 11 класса Хотейкина Анастасия), который находит применение в поисковой работе.
- проект «В мире кукол» (учащаяся 5 класса Федорова Екатерина), который удостоин диплома 3 – й степени в областном дистанционном конкуре «Я познаю мир».
В течение всего учебного года учащиеся имеют возможность участвовать в школьных, районных, областных и дистанционных олимпиадах по различным направлениям, в международных конкурсах «Кенгуру», «Зубренок», «Глобусенок», «Инфомышка» и т. д.
Организация дополнительных образовательных услуг (факультативы).
С учетом мнения родителей и исходя из склонностей, желаний и интересов учащихся в учреждении образования организованы факультативные занятия.
Организованы факультативные занятия по следующим направлениям:
гуманитарное - 11 факультативов
природоведческо – математическое – 6 факультативов
экологическое – 10 факультативов
обществоведческое – 4 факультатива
спортивное – 2 факультатива (в 5-10 классах по 1 часу).
Ступень обучения Всего
уч-ся % охвата факультативными занятиями в том числе по направлениям (кол-во уч-ся/% охвата)
природоведческо-математический гуманитарный военно-патриотический экологический Обществоведческий І 32 100% - 10 (31,3%) 10 (31,3%) 12 (37,5%) - ІІ 51 100% 20 (39,2%) 15 (29,4%) - 11 (21,7%) 5(5%) ІІІ 18 100% 5 (27,8%) 3(16,7%) 4(22,2%) 3(16,7%) 3(2,9%) 101 100% 25 (24,8%) 28 (27,7%) 14 (13,9%) 26 (25,7%) 8 (7,9%) Факультативными занятиями охвачено 100% учащихся. Факультативные занятия организованны на базе ГУО «Запольская ДССШ». Также учащиеся посещают межшкольный факультатив по профессиональному обучению (трактор) на базе ГУО «Суражская СШ». Учащиеся 10 - 11 класса получают квалификацию и водительские удостоверения тракториста-машиниста категории “А”.
Объединения дополнительного образования
Работа объединений дополнительного образования направлена на развитие художественно – эстетических, духовно – ценностных качеств личности ребенка .
На базе школы работают 8 кружков (охват кружковой работой учащихся 100%): «Юный художник» (руководитель Прусакова Л. В.), где ребята учатся рисовать, выполнять аппликации и объемные картины из бумаги, ниток, крупы, природных материалов. В школе постоянно организовываются выставки работ учащихся, ребята принимают участие в различных районных, областных, республиканских конкурсах: районный конкурс «Олимпизм и молодежь», областной конкурс рисунков «Охрана труда глазами детей», республиканский конкурс рисунков «Подружись со спортом» (диплом лауреата), республиканский конкурс рисунков «Морское братство».
Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки «Рукоделие» (руководитель Каминская В. В.) и «Мягкая игрушка» (руководитель Рябцева И.М.). На занятиях ребята учатся вязать, вышивать, шить игрушки, проявляя при этом свое творчество, развивая свои таланты.
Работы кружковцев по достоинству оценены в районном конкурсе «Калядная зорка» - дипломы 1 и 2 степени, в областном конкурсе «Мой любимый кролик» - диплом 2 степени.
Духовно – ценностная деятельность учащихся реализуется через работу в кружке «Краеведение» (руководитель Федорова Л. Н.) учащиеся изучают историю Придвинского края, историю возникновения и названия деревень в которых живут. Члены кружка принимают участие в районных краеведческих олимпиадах, областных и районных краеведческих конкурсах, районных туристско-краеведческих слетах, школьных туристических слетах. В районном конкурсе летописей населенных пунктов работа кружковцев удостоина дипломом 2 степени, в районном конкурсе «Духовное возрождение культурных традиций и быта белорусской старины» дипломом в номинации «Лучшая поисковая работа». Работа ученицы 11 класса Галеевой Юлии в областном конкурсе исследовательских работ «Таямнiцы малай радзiмы» в номинации «Паданнii» заняла 1 место, на республиканском этапе 3 место. Ученица была награждена путевкой в республиканский лагерь «Зубренок».
Наши достижения
В качестве доказательства того, что сельская школа способна наладить работу с одарёнными детьми, познакомьтесь с теми успехами, которых добились учащиеся нашей школы за последние три года:
Участие в конкурсах, мероприятиях.
Название мероприятий Уч. год всего район область республика
учас-
тие при-
зёры учас-
тие при-
зёры учас-
тие при-
зёры учас-
тие при-
зёры
Научно-практическая конференция 2010-
-2011 - - - - - - - -
2011-
-2012 2 - 1 - 1 - - -
2012-2013 2 - - - 2 - - -
Участие учащихся в конкурсах 2010-
-2011 9 3 5 2 2 1 - -
2011-
2012 26 11 13 3 11 7 2 1
2012-2013 20 8 12 5 7 2 1 1
Результаты участия в мероприятиях в рамках гражданско-патриотического направления в 2012/2013 учебном году:

п/п Название мероприятия или конкурса Уровень Ф.И.. учащегося, класс Ф.И.О. педагога Результат
1 Конкурс даследчых работ "Таямніцы малой Радзімы"
районный Галеева Юлия, 11 класс Федорова Л.Н., учитель белорусского языка и литературы диплом 1
областной диплом 1
респ. диплом 3
2 Конкурс "Мая родная мова"
обл. Галеева Юлия, 11 класс Федорова Л.Н., учитель белорусского языка и литературы благодарность
3 Конкурс юных экскурсоводов район. Галеева Юлия, 11 класс Федорова Л.Н., учитель белорусского языка и литературы диплом 3
4 Конкурс «Виртуальный музей» обласн. Козлова Т. Федорова Л.Н., учитель белорусского языка и литературы участие
Опираясь на данные об участии в акциях за предыдущие два года, можно сделать вывод, что количество завоеванных дипломов на уровне области и республики увеличивается. Главной победой и достижением в 2012/2013 учебном году считаем победу (диплом 1 степени) на областном этапе конкурса исследовательских работ «Таямніцы малой Радзімы» (номинация «Легенды паданні Запольскага краю»), в результате которой учащиеся нашего учреждения образования были награждены путевками в оздоровительный лагерь «Зубренок» (5 путевок), приняли участие в республиканском этапе конкурса и завоевали диплом 3 степени. Все материалы исследовательской работы были напечатаны в районной газете “Жыцце Прыдзвіння”.
Результаты участия в мероприятиях в рамках нравстенного и эстетического направлений в 2012/2013 учебном году::

п/п Название мероприятия или конкурса Уровень Ф.И.. учащегося, класс Ф.И.О. руководителя Результат
1. Акция конкурс "На добрую память"
областн. Федорова Е., 6 класс Каминская В.В. участие
2. Выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства "Калядная зорка
район. Федорова Е., 6 класс Каминская В.В. участие
3 Конкурс детского творчества "Красота Божьего мира" областн. Рамченко А., 9 класс Прусакова Л.В. участие
4 Смотр-конкурс детского творчества "Здравствуй мир" (ИЗО, ДПИ)
район. Полунина К. Прусакова Л.В диплом 2
Антоненко А. Каминская В.В. диплом 3
6 Конкурс детского творчества "Чароўныя узоры"
областн. Тарасенко С.В. Матвиевич С.В. диплом 3
Вывод.
Мне кажется, что эти результаты — некоторое доказательство того, что у нас есть одарённые дети (может быть, не так много, как хотелось бы), и мы с ними работаем.
Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную личность.
Модель одаренного ребенка.
1991789385060Личность, обладающая интеллектом, высоким уровнем культуры
00Личность, обладающая интеллектом, высоким уровнем культуры

374720791480Личность, готовая к осознанному выбору и освоению образовательных программ с учетом интересов и возможностей
00Личность, готовая к осознанному выбору и освоению образовательных программ с учетом интересов и возможностей

118429249040Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами морали и нравственности
00Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами морали и нравственности

4015304160591Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность
00Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность
216027014287500
395200161821Физически здоровая личность
00Физически здоровая личность
35363151409700028917902540000
31800801460500237215910176700

171269648334Личность, способная к саморазвитию и самообразованию
00Личность, способная к саморазвитию и самообразованию

И в завершение хотелось бы сказать, что, образно говоря, для педагогов нашей школы одарённый ребёнок — это искорка огня, которая может стать костром. Но чтобы стать костром, нужны:
«дрова» - мероприятия, которые вызывают желание в них участвовать;
нужны усилия человека, который костёр бережёт, подкладывает дрова, - это наставник;
нужны усилия «искорки», чтобы «возгорелось пламя».

Литература
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Богоявленская Д.Б./ ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. М.: АиФ Принт, 2003.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии, № 6, 1989.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 .
Журнал « Завуч школы», № 5, 2006.
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
Теплов, Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В.Бурменской, В. А.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С.Лейтеса. – М., 1996.
Чудо-дети // Советская Белоруссия.— 2002 г.— 16 марта.— С. 24.