Статья на тему «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством курса «Экология человека»



Статья на тему
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством курса «Экология человека»
В данной статье представлен опыт формирования социальных компетентностей у учащихся с интеллектуальными нарушениями через введение в образовательный процесс занятий по программе «Экология человека».
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. В ходе социализации формируются жизненные компетентности, детьми усваиваются социальные нормы, умения, стереотипы, установки, принятые в обществе формы поведения и общения. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей обучающихся. Особенностями развития детей с нарушениями интеллекта являются низкий уровень развития навыков культуры физического, психического, нравственного здоровья, культуры общения, неумение ориентироваться в социальном окружении, несформированность навыков коммуникации. Кроме того, низкая потребность в основных видах деятельности, эмоциональная нестабильность, инфантилизм, незнание и непринятие самого себя как личности приводят к неспособности самостоятельного выбора жизненного пути.
Поэтому возникает необходимость организации дополнительной работы, направленной на формирование у детей социальных компетенций, осознания ими ценности жизни и здоровья, культуры здорового образа жизни, потребности в адекватном взаимодействии с окружающим миром. С этой целью нами разработана образовательная программа «Экология человека».
Для успешного достижения цели предполагается решение ряда задач:
-Дать знания о человеке как биологическом и социальном явлении, его месте в обществе и нравственно-эстетических формах межличностного взаимодействия.
-Формирование положительного отношения личности к себе, своему здоровью и собственной жизни, воспитание привычек и потребностей к здоровому образу жизни.
-Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция недостатков развития детей с ОВЗ.
-Воспитание у подростков самостоятельности, потребности в самоутверждении.
-Социально-психологическая, социально-бытовая адаптация обучающихся.
За основу данного курса взяты теория Л. С. Выготского об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка, о структуре дефекта и возможностях его компенсации, об учете зон актуального и ближайшего развития детей, об индивидуализированном и дифференцированном подходе при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями, технология валеологизации учебно-воспитательного процесса Н.В.Сократова.Реализация программы способствует формированию субъект-объектных отношений (педагоги – обучающиеся старших классов) через организацию деятельности по направлениям: профилактическое, диагностическое, организационное, познавательное, коррекционно-развивающее.
Особое значение при проведении занятий имеют принципы системности, активности, доступности, интегрирования, а также принципы коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса: развития динамичности восприятия, мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических процессов.
Образовательный процесс по формированию социальных компетентностей обучающихся основан на системно-деятельностном, личностно-ориентированном, индивидуально-дифференцированном подходах.
Программа рассчитана на 4 года:
1 год - модуль «Как быть красивым»
2 год – модуль «Экология питания»
3 год – модуль «Здоровый образ жизни»
4 год – модуль «Экология души»
Использование различных форм и приемов работы (поисковая работа, выступления детей с информацией, практическая работа, дидактические и коррекционные игры, инсценировки, чтение стихотворений, видеоэкскурсии, видеоинтервью и т.д.) позволяет решать несколько разноплановых задач в рамках одного занятия, что, в свою очередь, способствует совершенствованию коммуникативных навыков, мотивационных установок, формированию положительных личностных качеств обучающихся, их самооценки, критического отношения к окружающем. Так, группа детей совместно с педагогами участвует в процессе подготовки занятий: готовят устные выступления, слайдфильмы, выставки (косметические средства, полезные и вредные продукты и т.д.). Под руководством педагогов обучающиеся организуют поисковую работу («Сколько граммов хлеба мы съедаем за сутки?»), записывают видеоинтервью («Почему я начал курить?»). Учащиеся проявляют активность в оформлении (рисунки, поделки и др.), во время проведения занятий (участвуют в беседах, играх, осуществляют демонстрации, опыты, показы и др.). Практические работы (как правильно ухаживать за волосами, лицом, руками, зубами, изготовление полезных блюд по народным рецептам и др.), проведенные самими воспитанниками, вызывают большой интерес как у самих участников, так и у зрителей. В процессе подготовки и проведения занятий у каждого воспитанника вырабатывается свой собственный взгляд на жизнь, основанный на принципах здорового образа жизни, воспитания его как человека современного общества, формирования собственной жизненной позиции, осуществления самостоятельных действий в социуме.
Результативность работы по программе отслеживается по следующим критериям: умение ухаживать за своей внешностью, соблюдение правил личной гигиены, овладение навыками правильного питания, отказ от вредных привычек, овладение навыками расслабления, релаксации, адекватной коммуникации, повышение мотивации к сохранению и укреплению физического, психического, нравственного здоровья.
Мониторинг осуществляется через педагогическое наблюдение, анкетирование, опросники, рисуночные тесты. По результатам мониторинга можно отметить положительную динамику развития у обучающихся положительной мотивации деятельности, стремления к сохранению и укреплению здоровья, формирования социальных, коммуникативных навыков.
Психолого-педагогическое воздействие на ребенка с нарушением интеллекта при реализации программы «Экология человека» помогает формировать самосознание и самоконтроль, овладевать ролевым поведением, приобретать навыки здорового образа жизни, культуры общения, устанавливать адекватные связи с социумом.
Литература:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]: / Авт.-сост. С.А.Цабыбин.– Волгоград: Учитель, 2009. - 172 с.
Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида [Текст] / Гладкая В.В.– М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006. – 192 с.
Роготнева, А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях [Текст] / Роготнева А.В. – М.: «Владос», 2008. – 271 с.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]: / Под ред. Н.В.Сократова.– М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.