Деятельность учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.


Гайфуллина Айгуль Дамировна
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Сургута
Учитель-логопед
Деятельность учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с ОВЗ
в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
От содержания обучения в современном образовательном учреждении зависит, получат ли дети с ограниченными возможностями здоровья необходимые для практической деятельности знания и навыки, смогут ли социализироваться в обществе; кроме того, правильно выбранное содержание обеспечивает решение задачи по коррекции недостатков «особых» детей, что способствует усвоению общеобразовательных программ. Среди поступающих в первый класс общеобразовательных учреждений есть определенный процент детей с недостатками речевого развития. У многих школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй речи, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям. Нарушения устной речи становятся причиной дисграфии. Все эти недостатки речевого развития являются серьёзным препятствием для формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков чтения и письма, а в дальнейшем блокируют успешность освоения школьной программы. Изложенные факты говорят о том, что логопедическая помощь ученикам начальных классов была и остаётся актуальной.
С введением ФГОС обучающиеся с ОВЗ наряду со всеми имеют право на получение общего образования. Согласно статье 42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать психолого- педагогическую, медицинскую и социальную помощь». Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Важным условием реализации программы сопровождения детей начальных классов является сотрудничество учителей со всеми специалистами: учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами, дефектологами, логопедами, учителями ГПД, медиками, родителями (законными представителями).
Введение ФГОС НОО предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой.
Программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения. Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
Диагностическая работа.
Обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы. В 1-ых классах проводим двухэтапную логопедическую диагностику. На первом этапе осуществляем экспресс-диагностику, охватывая всех участников образовательного процесса. Это позволяет судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий. По результатам которого, комплектуются группы.
В мае проводим повторный мониторинг учащихся. Данные мониторинга сравниваем с «начальной» диагностикой и по результатам принимаем решение о необходимости продолжить коррекционные занятия или выпустить ребенка под контроль классного руководителя. Все это позволяет проводить пошаговый контроль полученных знаний учащихся.
Для диагностики и мониторинга используем «Тестовую методику диагностики устной речи» Т.А. Фотековой , нейропсихологические диагностики письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, О.Б. Иншаковой. По результатам диагностики составляется аналитическая справка. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем.
Коррекционно-развивающая работа.
К коррекционно-развивающему направлению относятся:
1. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
2. Работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
3. Проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся;
4. Подготовка пакета документов на ТПМПК (территориальную психолого-медикопедагогическую комиссию) совместно с психологом, социальным педагогом, учителем;
3. Методическая работа.
Чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов, необходимо непрерывное профессиональное развитие: работа с литературой по своей специальности, работа с сайтами высших учебных заведений и методических центров, обучение на курсах повышения квалификации и чтение нормативных документов.
К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
- повышение профессиональной компетентности; - консультирование педагогических работников; - консультирование родителей;
- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, методических объединениях учителей – логопедов;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, отслеживание динамики развития детей-логопатов);
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Логопедическое сопровождение предполагает тесную взаимосвязь, взаимодействие всех субъектов, принимающих участие в обучении, воспитании:
1. Учитель-логопед
2. Администрация ОО
3. Учителя начальных классов
4. Психолог
5. Социальный педагог
6. Воспитатель ГПД
7. Медицинский работник
8. Родители
Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным. Такое взаимодействие помогает обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, а значит, стабильную результативность логопедических занятий.
Особое место в работе учителя-логопеда занимает сотрудничество с учителями начальных классов. И учитель начального звена и учитель-логопед стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушениями речевого развития, но с сохранными интеллектом и слухом. В практике сотрудничества — проведение общих и индивидуальных консультаций, школьной ПМПк, взаимопосещение уроков, занятий.
Сотрудничество со школьным психологом также является необходимым звеном в работе учителя-логопеда. В течение учебного года мы отслеживаем динамику развития сложных детей, консультируем учителей, родителей; участвуем в работе школьного ПМПк, готовим представления обучающихся на ТПМПК.
Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи. Социальный педагог осуществляет комплексную работу с семьей, что также является необходимым условием для достижения положительных результатов в коррекционной работе учителя-логопеда.
Связь с медицинским работником школы важна и необходима, так как многие дети с нарушениями речи наблюдались и наблюдаются у разных врачей-специалистов. Эти данные должен знать учитель-логопед для работы с ними.
Особенно важным является сотрудничество с родителями учеников, зачисленных на логопедический пункт. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса: это еженедельные встречи-консультации, лекции, презентации, беседы. Опыт показывает, что такая форма работы с родителями необходима, крайне важна и эффективна.
Психолог и социальный педагог – исследуют личностные особенности; - участие в форумах на логопедических сайтах; - работа по теме самообразования; детей, консультируют родителей по результатам диагностического обследования, помогают скорректировать условия семейного воспитания. Логопед сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения, показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастики, закреплять поставленные звуки, подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Большое внимание уделяется наглядной агитации — стенд для родителей с полезной информацией, рубрика «советы логопеда» на школьном сайте также пользуется вниманием родителей. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей — дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях нарушений речи.
В течение учебного года учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей, работает в постоянном сотрудничестве с администрацией ОО. В ходе анализа была выделена проблемная зона: не все родители идут на контакт; готовы оказать помощь своему ребенку в преодолении проблем речевого развития.
Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьного психологомедико-педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.) ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ и/или состояниями декомпенсации.
Вывод: Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования. Результатом реализации программы должно быть: 1. Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. 2. Устранение речевых нарушений, имевшихся на начало учебного года
Используемая литература
1. ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2001;
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001; 5. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965;
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. 1997;
7. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995;
8. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.