Урок по развитию мимики и пантомимики для начальных классов


Тема «Загадки без слов»
Развитие пантомимических навыков
Цель: учить воспроизводить мимические и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.
Задачи:
Обучающие: учить ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Развивающие: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи. Развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе и в своих способностях;
Воспитывающие: воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, радость; учить их выражать;
Коррекционные: коррекция мимических и пантомимических движений, коррекция речи и зрения.
Методическое обеспечение урока: зеркало, рисунки, аудиозапись, магнитофон, карандаши и фломастеры.
Содержание и ход урока
Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по развитию мимики и пантомимики. Тема нашего урока – «Загадки без слов» и сегодня мы будем продолжать развивать мимические и пантомимические навыки. Потому, что от того, насколько хорошо мы будем выражать свои эмоции, то именно так и будут воспринимать нас окружающие люди. И наше настроение также влияет на настроение окружающих людей. Поэтому предлагаю выполнить упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица: (Звучит спокойная мелодия)
1.Полностью расслабьтесь и подумайте о чем-нибудь приятном.
Напрягитесь, при этом подумайте о чем-нибудь неприятном.
2.Расслабьте мышцы лица и широко зевните, при этом подумав «Как хочется спать».
3.Расслабьте мышцы лица и широко улыбнитесь, при этом подумав о чем-нибудь радостном.
4.Расслабьте мышцы лица и сведите губы в напряженное «О»
5.Расслабьте мышцы лица, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением. Спокойно закройте глаза.
6.Расслабьте мышцы лица и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне все это надоело!».
7.Расслабьте мышцы лица, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.
Улыбка и смех продлевает жизнь человека, поэтому чаще улыбайтесь и дарите людям радость.
1.ЗАДАНИЕ
-Сегодня мы поговорим об эмоциях. Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.
1. А как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? – Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Посмотрите на лицо этого человека
(Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей).
Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

2.ЗАДАНИЕ Упражнение "ИЗОБРАЗИ И ПЕРЕДАЙ РАДОСТЬ".
Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает "радость" и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденную эмоцию на лице соседа как можно точнее.

Учитель: (Демонстрирует пиктограмму "Злость") Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке?
(Ответы детей).
-Посмотрите на выражение его лица...Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?
(Работа с зеркалом)
3.ЗАДАНИЕ (РИСОВАНИЕ)Вам предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на карточке (радость, грусть, удивление, злость), предварительно подумайте, как изобразить глаза человека, рот, брови, а также подобрать подходящий цвет данной эмоции. Рисунок должен быть схематичной. 
Во время выполнения звучит мелодия «Сказка»


             
4.ЗАДАНИЕ«Определи настроение».
-А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей. Посмотрите, какое настроение у ребенка.

5. ЗАДАНИЕ «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА»
- Можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).
Гимнастика для глаз
1. Взгляд вверх - вниз, влево - вправо.
2. Обведите глазами контур воздушного шарика, по часовой и против часовой стрелки по 3 раза.
6. ЗАДАНИЕ
Я буду читать стихотворения, а вы показывайте все эмоции, действия с помощью пантомимики.
Этюд «Какие мы?»
Мы – козлики –какие вы? – рогатые
Мы – ослики – какие вы? – ушастые
Мы –ежики – какие вы? – колючие
А мы волчата, ой! – зубастые.
Этюд «Игра на музыкальных инструментах» (имитация движении по тексту)
Кот играет на баяне, киска та на барабане.
Ну, а зайка на трубе поиграть спешит к тебе.
Если станешь помогать, будем вместе мы играть.
Этюд «Разные настроения»
Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.
А смеется малыш - что ручей журчит.
А уж слезы текут – будто дождик льет.
Улыбается малыш – будто солнце взойдет.
- Молодцы ребята. Назовите, какие эмоции вы показывали мимикой лица и пантомимой? (Удивления, обиды, печали, радости).
Этюд «Что делал зайчик?»
Зайчик, зайчик, где ты был?
Этот зайчик в лес ходил.
Этот зайчик воду пил, этот зайчик суп варил.
Этот плавал в быстрой речке, этот зайчик спал в постельке.
Этюд «Жадный пес»
Жадный пес, дров принес.
Воды наносил, тесто замесил.
Пирогов напек, спрятал в уголок.
И съел сам – гам-гам-гам.
-Ох, как плохо быть жадным. А вы ребята не жадничаете? Умеете ли вы делиться игрушками, сладостями?
7. ЗАДАНИЕ Игра «Угадай-ка»
- Предлагаю поиграть в игру «Угадай - ка». Вы должны закрыть глаза и внимательно слушать и определить звуки.
(Пение птиц, звук поезда, мотор автомобиля, рев медведя, лай собаки, мяукает кошка, блеет барашек, хрюкает свинка, вьюга,)
8.ЗАДАНИЕ Гимнастика
- Молодцы, ребята! Вы правильно определили все звуки. А теперь предлагаю выполнит физзарядку. Представьте, что вы превратились в лягушек.
Вот проснулись две лягушки, две зеленые подружки.
Улыбнулись «С добрым утром!» мы желаем вам добра.
Выходите на зарядку, побыстрее ква-ква-ква.
Ножками потопали, лапками похлопали,
Вправо – влево наклонись, всем соседям улыбнись.
Вот здоровья в чем секрет, здравствуй солнце, всем ПРИВЕТ!
9. ЗАДАНИЕ «Ритмичные хлопки»
Мне очень понравилось, как вы хлопали в ладоши, и хочу предложить игру на развитие музыкального слуха.
(Учащиеся повторяют за педагогом заданный ритм)
10. ИТОГ УРОКА
- Понравился вам урок? Покажите мимикой лица.
-Что для вас было самым интересным?
- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
-Влияют ли наши чувства на окружающих людей?
-Что можно показать с помощью пантомимики? (Чувства и действия)
Я очень рада, что урок вам понравился и я благодарна вам за активное участие.
Покажите свои чувства благодарности нашим дорогим гостям и попрощайтесь жестами.