1 КЛАСС ОВЗ. КТП — Русский язык (календарно-тематический план для обучающихся с ОВЗ)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа
№ 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено:
на заседании МО
учителей
начальных классов
Протокол № _____
от «__»________2016г.
________М.А. Гущина
Согласовано:
______заместитель
директора школы
Беличева М.В.
«__»_______2016г. Рассмотрено:
на заседании
педагогического
совета
Протокол № _____
от «__»_____2016г. Утверждено:
приказом МБОУ
«ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»
№_______
от «__»______2016г.
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русский язык»
1 класс
Составитель: Максимова Надежда Константиновна,
учитель
2016 -2017
учебный год
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»,
1 класс, разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Русский язык», утвержденной приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» от 22 августа 2016 года № 300, с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Название учебно-методического комплекта
Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова- 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с.

Количество учебных часов
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане – образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся с ОВЗ на изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, 99 часов в год:
I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего в год
25 часов 24 часа 26 часов 24 часа часов

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформи-рованность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные;
согласные звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Календарно-тематическое планирование

п/п Наименование
раздела и тем Виды деятельности
учащихся Часы учеб-ного
вре-
мениПлано-вые сроки про-хож-денияПри-ме-
ча-ниеI четверть - 25 ч.
Добукварный период – 25 часов. 2016 г.
1 Различение и называние шести основных цветов. Классификация предметов по цвету. Работа по учебнику. Беседа. Развивающие игры с цвет-ными шариками. 1 01.09 2 Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инст-рукции. Работа по учебнику. Беседа об игрушках. Дидактичес-кие и развивающие игры с игрушками в классе. 1 06.09 3 Различение коротких и дли-нных полосок. Составление из цветных полосок изобра-жений знакомых предметов (лесенка, стул и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Работа по учебнику. Беседа. Работа со счётными палоч-ками и другим раздаточным материалом (геометричес-кими фигурами). 1 07.09 4 Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х. Работа по учебнику. Пре-зентация про буквы А, У. работа со счётными палоч-ками и пластилином. 1 08.09 5 Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: Н, И, П, Т, Ш. Работа по учебнику. Пре-зентация про буквы Н, П. работа со счётными палоч-ками и пластилином. 1 13.09 6 Знакомство с геометричес-кими фигурами: квадрат. Работа по учебнику. Работа в тетрадях. Работа со счёт-ными палочками. Наклеи-вание готовых вырезанных геометрических фигур из цветной бумаги в тетрадь. 1 14.09 7 Знакомство с геометричес-кими фигурами: треуголь-ник. Работа по учебнику. Работа в тетрадях. Работа со счёт-ными палочками. Наклеи-вание готовых вырезанных геометрических фигур из цветной бумаги в тетрадь. 1 15.09 8 Знакомство с геометричес-кими фигурами: круг. Работа по учебнику. Работа в тетрадях. Работа со счёт-ными палочками. Наклеи-вание готовых вырезанных геометрических фигур из цветной бумаги в тетрадь. 1 20.09 9 Составление по образцу ком-бинаций из разных фигур (2-3) разного цвета. Работа по учебнику. Пре-зентация: «Цветные фигу-ры». Аппликация в тетради предметов из геометричес-ких цветных фигур. 1 21.09 10 Составление из геометричес-ких фигур изображений зна-комых предметов (ёлочка, тележка, грузовик и т.д.) Работа по учебнику. Пре-зентация: «Цветные фигу-ры». Аппликация в тетради предметов из геометричес-ких цветных фигур. 1 22.09 11 Практическое усвоение про-странственного расположе-ния фигур, на части: ёлочка- три треугольника, дом- тре-угольник и квадрат. Беседа. Работа со счётными палочками и деревянными геометрическими фигурами. Дидактические игры с гео-метрическими фигурами. 1 27.09 12 Выработка умения показы-вать и называть предметы, их изображения последова-тельно слева направо. Работа по учебнику. Беседа. Развивающие игры с цвет-ными мячами. Построение в шеренгу, счёт детей слева направо и наоборот. 1 28.09 13 Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Развивающие игры с игруш-ками в классе. 1 29.09 14 Складывание и раскладыва-ние матрёшки, выкладыва-ние из кубиков (4-6), карти-нки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4). Развивающие игры на вни-мание, мышление и сообра-зительность с матрёшкой, кубиками, пазлами. 1 04.10 15 Исключение лишнего пред-мета из ряда предложенных (2-3) по заданной характери-стике- цвету, форме или величине. Развивающие игры с цвет-ными мячиками и кубиками на внимание, память, мыш-ление и сообразительность. 1 05.10 16 Упражнения для развития и координации движений кис-ти руки: сжимание и разжи-мание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчи-ков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом. Развивающие игры с мяча-ми разной величины и раз-ного цвета. 1 06.10 17 Упражнения для развития и координации движений кис-ти руки: изображение из пальчиков животных и дру-гих предметов. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры с жи-вотными. 1 11.10 18 Разучивание коротких сти-хотворных текстов, сопро-вождение их движениями пальцев. Работа по учебнику, разви-тию речи с сюжетными картинками, пальчиковая гимнастика. 1 12.10 19 Игры с мозайкой. Развивающие игры с мозай-кой и мягкими модулями. 1 13.10 20 Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа в тетрадях. Коллек-тивная и индивидуальная работа с простым каранда-шом и ручкой. 1 18.10 21 Работа мелом на доске, кара-ндашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Работа в тетрадях. Коллек-тивная и индивидуальная работа с простым каранда-шом и ручкой. 1 19.10 22 Вычерчивание горизонталь-ных, вертикальных, наклон-ных прямых линий; располо-жение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шабло-ном, проведение линий по контуру. Работа в тетрадях с прос-тым и цветными каранда-шами, разными линейками. 1 20.10 23 Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или кон-тура. Соблюдение пределов контура при штриховке фи-гуры. Работа в тетрадях с прос-тым и цветными каранда-шами, разными линейками. Штриховка по образцу раз-ных животных в разные цвета. 1 25.10 24 Выполнение рисунков, схо-дных по конфигурации с эле-ментами печатных и пись-менных букв, в пределах строки тетради. Работа в тетрадях по образ-цу учителя. 1 26.10 25 Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. Работа в тетрадях по образ-цу учителя. Дидактические и развивающие игры на внимание с буквами: А, О, У, М, Н, С. 1 27.10 II четверть - 24 ч.
Букварный период-73 ч
26 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы А. Письмо буквы А. 1 08.11 27 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (а). Письмо буквы (а). 1 09.11 28 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы У. Письмо буквы У. 1 10.11 29 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (у). Письмо буквы (у). 1 15.11 30 Соотнесение графических образцов печатных и руко-писных букв. Работа по учебнику. Кол-лективная работа в тетради под руководством учителя. 1 16.11 31 Работа с прописями. Самостоятельная работа в прописях. 1 17.11 32 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы М. Списывание букв с печатно-го и рукописного шрифтов. Письмо буквы М. 1 22.11 33 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (м). Списывание слогов с печатного и рукописного шрифтов. Письмо буквы (м). 1 23.11 34 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы О. Письмо буквы О. 1 24.11 35 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (о). Письмо буквы (о). 1 29.11 36 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Х. Письмо буквы Х. 1 30.11 37 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (х). Письмо буквы (х). 1 01.12 38 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы С. Письмо буквы С. 1 06.12 39 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (с). Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их про-говаривания (интонирова-ния). Письмо буквы (с).
Коллективная работа под руководством учителя по списыванию слов с прогова-риванием слов вслух. 1 07.12 40 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Н. Письмо буквы Н. 1 08.12 41 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (н). Письмо буквы (н). 1 13.12 42 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы (ы). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Письмо буквы (ы). 1 14.12 43 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Л. Письмо буквы Л. 1 15.12 44 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (л). Письмо буквы (л). 1 20.12 45 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы В. Письмо буквы В. 1 21.12 46 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (в). Запись букв под диктов-ку. Письмо буквы (в).
Письмо букв под диктовку учителя. 1 22.12 47 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы И. Письмо буквы И. 1 27.12 48 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (и). Запись букв под диктов-ку. Письмо буквы (и).
Письмо букв под диктовку учителя. 1 28.12 49 Запись под диктовку букв и слогов. Письмо в тетради под дик-товку. 1 29.12 III четверть - 26 ч.
50 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Ш. Письмо буквы Ш. 1 17.01 51 Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (ш). Усвоение рукописного начертания строчных и про-писных букв. Письмо буквы (ш).
Письмо других букв,
повторение. 1 18.01 52 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы П. Письмо буквы П. 1 19.01 53 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (п). Списывание с печатного и рукописного текстов букв. Письмо буквы (п).
Письмо разных букв в тетради с печатного и рукописного текста. 1 24.01 54 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Т. Письмо буквы Т. 1 25.01 55 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (т). Списывание с печатного и рукописного текстов слогов из усвоенных слоговых стру-ктур. Письмо буквы (т).
Письмо разных слогов в тетради с печатного и рукописного текстов. 1 26.01 56 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы К. Письмо буквы К. 1 31.01 57 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (к). Списывание с печатного и рукописного текстов слов из усвоенных слоговых стру-ктур. Письмо буквы (к).
Письмо- списывание разных слов из печатного и руко-писного текста. 1 01.02 58 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы З. Письмо буквы З. 1 02.02 59 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (з). Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо буквы (з).
Письмо заглавной буквы вначале предложения. 1 07.02 60 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Р. Письмо буквы Р. 1 08.02 61 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (р). Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо буквы (р).
Письмо заглавной буквы вначале предложения. Пись-мо точки в конце предло-жения. 1 09.02 62
63 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы (й).
Письмо по образцу предло-жений, состоящих из 2 слов. Письмо буквы й.
Письмо по образцу учителя с доски. 2 22.02 уплотне-ниеза 23.02
64 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы Ж. Письмо буквы Ж.
1 28.02 65 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (ж) Письмо по образцу предло-жений, состоящих из 2 слов. Письмо буквы (ж).
Письмо по образцу учителя с доски. 1 01.03 66
67 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Б.
Усвоение рукописного на-чертания прописной буквы (б). Письмо на слух букв и слогов. Письмо буквы Б.
Письмо буквы (б).
Письмо букв и слогов под диктовку учителя. 2 02.03 уплотне-ниеза
08.03
68 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Д. Письмо буквы Д.
1 07.03 69 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (д). Письмо буквы (д).
1 09.03 70 Письмо на слух букв и сло-гов. Письмо букв и слогов под диктовку учителя. 1 14.03 71 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Г. Письмо буквы Г.
1 15.03 72 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (г). Интонирование каждого зву-ка слова, обозначение звука в схеме или буквой из раз-резной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Письмо буквы (г).
Рисование слого-звуковых схем с помощью учителя.
1 16.03 73 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы (ь). Письмо буквы (ь).
1 21.03 74 Самостоятельное состав-ление изученных слогов с последующей записью. Работа по учебнику. Беседа по предметным и сюжет-ным картинкам. Работа в тетради под руководством учителя. 1 22.03 75 Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. Работа по учебнику. Беседа по предметным и сюжет-ным картинкам. Работа в тетради под руководством учителя. 1 23.03 IV четверть- 24 часа
76 Усвоение рукописного наче-ртания строчных и пропис-ных букв. Повторение пройденного материала. Работа по учеб-нику коллективно и в тетра-ди под руководством учите-ля. 1 04.04 77 Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов. Самостоятельная работа. 1 05.04 78 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Е. Письмо буквы Е.
1 06.04 79 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (е). Списывание с печатного и рукописного текстов пред-ложений из 3-4 слов. Письмо буквы (е).
Письмо заданного текста учителем по образцу.
Рисование слого-звуковых схем с помощью учителя.
1 11.04 80 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Я. Письмо буквы Я.
1 12.04 81 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (я) Списывание с печатного и рукописного текстов пред-ложений из 3-4 слов. Письмо буквы (я).
Письмо заданного текста учителем по образцу.
Рисование слого-звуковых схем с помощью учителя. 1 13.04 82 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы Ю. Письмо буквы Ю.
1 18.04 83 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (ю). Списывание с печатного и рукописного текстов пред-ложений из 3-4 слов. Письмо буквы (ю).
Письмо заданного текста учителем по образцу.
Рисование слого-звуковых схем с помощью учителя.
1 19.04 84 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Ё. Письмо буквы Ё.
1 20.04 85 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (ё). Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Письмо буквы (ё).
Письмо заданного текста учителем по образцу с вста-вленными пропущенными буквами. Рисование слого-звуковых схем с помощью учителя.
1 25.04 86 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Ч. Письмо буквы Ч.
1 26.04 87 Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (ч). Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Письмо буквы (ч).
Письмо заданного текста учителем по образцу с вста-вленными пропущенными буквами. Рисование слого-звуковых схем с помощью учителя. 1 27.04 88
89 Усвоение рукописного на-чертания строчной буквы Ф. Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (ф). Письмо буквы Ф.
Письмо буквы (ф).
1
1 02.05
03.05 90 Прописная буква в именах людей. Работа по учебнику.
Письмо заданного текста учителем по образцу с заглавной буквой и именах людей. 1 04.05 91
92
Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы Ц.
Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (ц). Прописная буква в именах людей. Письмо буквы Ц.
Письмо буквы (ц).
Работа по учебнику.
Письмо заданного текста учителем по образцу с заглавной буквой и именах людей. 2 10.05 уплотне-ние за 09.05
93
94 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы Э. Письмо на слух букв и сло-гов после предварительного анализа. Письмо буквы Э.
Работа по учебнику и в тетради коллективно под руководством учителя. Письмо под диктовку. 1
1 11.05
16.05 95 Усвоение рукописного начертания прописной буквы (э). Письмо на слух предложений после предва-рительного анализа. Письмо буквы (ц).
Работа по учебнику и в тетради коллективно под руководством учителя. Письмо под диктовку. 1 17.05 96 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы Щ. Усвоение рукописного наче-ртания прописной буквы (щ). Письмо буквы Щ.
Письмо буквы (щ).
Самостоятельная работа. 1 18.05 97 Усвоение рукописного наче-ртания строчной буквы (ъ).
Самостоятельное составле-ние слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку. Письмо буквы (ъ).
Работа по учебнику по сюжетным картинкам. Составление рассказа с помощью учителя.
1 23.05 98 Контрольное списывание. Проверочная работа. 1 24.05 99 Повторение пройденного материала. Коллективная работа над ошибками. 1 25.05 Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.